Электронные госуслуги будут стандартизованы
«Мы гордимся уровнем развития IT-отрасли в нашем регионе. Без ИТ невозможно повышать качество услуг и эффективность управления. Мы стараемся поддерживать эту отрасль, вкладываем в нее много сил и средств. Санкт-Петербург выражает готовность стать площадкой для обмена идеями и лучшими практиками в сфере ИТ», – сказал Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, в приветственном слове к участникам всероссийского форума «IT Диалог 2014».
Феликс Касаткин, директор СПб ГУП «АТС Смольного», отметил, что ИТ — фокус XXI века, но сами по себе технологии пользователей не интересуют, важно, какие задачи они могут решать. Так, первой масштабной задачей для Санкт-Петербурга была организация доступа в Интернет. «В 2000 году это казалось почти недостижимым — о большем, чем Интернет, и не мечтали, – вспоминает Феликс Касаткин. – Эту задачу решили, но Интернетом все не заканчивается, а только начинается. Мы уже достаточно далеко продвинулись в деле развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112», – добавил он.
Рассказывая о достижениях электронного правительства, Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций России, сообщил, что в 2013 году портал госуслуг обслуживал 6 млн посетителей в день, а сегодня им пользуются уже 30% граждан. Ближайшая цель властей — достичь 70%. В целом через портал подано 14 млн заявлений, что составляет 3–5% от их общего числа. Кроме того, граждане получили в электронном виде 2 млн уведомлений о штрафах, а через систему межведомственного электронного взаимодействия обработано 1,5 млрд запросов. В 2014 году правительство выходит на 3 млрд запросов. «Эстония с Финляндией сейчас пытаются выстроить свои системы межведомственного электронного взаимодействия, используя наш опыт», – сказал он.
По словам г-на Козырева, план мероприятий («дорожная карта») по реализации концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде утвержден Правительством России 9 июня 2014 года, начата его реализация. В него вошла, например, методика перевода услуг в электронный вид. Такой перевод регламентируется тремя постановлениями правительства и состоит из пяти этапов. Он также рассказал о проблеме определения четкой фиксации факта перевода услуги в цифровой вид. «Сейчас мы готовим чек-лист, задачей которого будет доказать, что конкретная услуга действительно может оказываться в цифровом виде», - пояснил он. Еще одна задача – обеспечение единого пользовательского опыта. По словам г-на Козырева, пользователь не должен разбираться в хитросплетениях различных интерфейсов сайтов госуслуг — для этого элементы навигации порталов ждет стандартизация.
«В настоящее время электронные услуги не стандартизированы», — посетовал Алексей Козырев. Он также рассказал о Федеральном реестре государственных услуг, который будет аккумулировать всю информацию по электронным госуслугам в стране, и сообщил о создании реестра форм для межведомственного взаимодействия. Такой реестр будет представлять собой каталог форматов, выдаваемый гражданам. «Сейчас иногда непонятно, кто утверждает форматы, и в результате выполнения госуслуги подчас можно получить совершенно разные результаты в разных форматах», — пояснил Алексей Козырев. Чтобы обеспечить стандартизацию электронных и бумажных документов, нужен каталог. «Свидетельства о браке и разводе вообще не будут спустя какое-то время существовать в бумажном виде. Но тут еще есть проблема с электронной подписью — на какое время действия она рассчитана», - сказал замглавы Минкомсвязи.
В настоящее время добровольцами единого портала госуслуг проводится закрытое бета-тестирование (присоединиться к нему можно по адресу new.gosuslugi.ru). «Мы надеемся, что в начале следующего года люди его уже увидят. Там будет единый личный кабинет гражданина, где он сможет хранить полученные документы от разных ведомств, и в этот кабинет он будет получать уведомления, – сообщил г-н Козырев. – Кроме того, мы планируем запустить информирование о доступных услугах на основе этого кабинета. То есть можно сообщать человеку, что он может воспользоваться, например, услугой продления загранпаспорта, если срок его действия меньше трех месяцев».
Граждане уже могут видеть на портале www.gosuslugi.ru новые экраны и новые алгоритмы. Предлагаются три типа учетных записей: предварительная (гражданин предоставляет номер телефона и адрес электронной почты), стандартная (ФИО, паспорт и СНИЛС), а также подтвержденная (для этого будет необходимо наведаться в одну из 5 тыс. точек активации в отделениях Почты России и предъявить паспорт).
Иван Громов, председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, сообщил в ходе своего выступления «Инновации и ИКТ в целях повышения эффективности управления городом и повышения качества жизни населения Санкт-Петербурга», что в 2014 году на ИТ в Северной Пальмире будет потрачено 1,5% всех расходов бюджета. «В большинстве городов мира эта цифра составляет порядка 4%, иногда 6-10%», – отметил он. Например, в 2013 и 2012 годах доля расходов на ИТ в бюджете Петербурга составляла 1,7%. «В целом я считаю, что в нашем городе есть слабые места, например недостаточно развиты системы виденаблюления, – отметил Иван Громов. – Кроме того, необходимо работать над автоматизацией контроля за движением транспорта, развивать транспортную модель Петербурга и управлять потоками, чтобы не было пробок». По всем остальным направлениям мы работаем активно и я не могу сказать, что у нас есть провалы», - подчеркнул Иван Громов. Образование, здравоохранение, госуслуги, управление имуществом — в каждой из этих отраслей в городе внедрены решения, автоматизирующие их деятельность не менее чем на 70%.
По словам г-на Громова, власти города пытаются выстраивать работу так, чтобы горожане поменьше общались с чиновниками, чтобы права гражданина реализовывались быстро и без особых усилий. Для этого, в частности, создан портал «Наш Санкт-Петербург» (gorod.gov.spb.ru), где собраны 63 категории вопросов, с которыми чаще всего сталкиваются жители. Проблемы с крышей, с подвалом, граффити на стенах, нарушение графика вывоза мусора, деревья и кустарники имеют неухоженный внешний вид, ямы на дорогах и другие подобные вопросы. «Когда мы начали разбираться, как жалобу донести до конкретных исполнителей, которые должны решить возникшую проблему, то столкнулись с большим количеством несуразностей в регламентирующих документах, но в настоящее время большинство из них оптимизированы», – сказал Иван Громов. Любой гражданин может сфотографировать проблему и отправить обращение с указанием категории. После этого модераторы уберут из обращения ненормативную лексику и отправят жалобу либо в администрацию района, либо в управляющую компанию, либо в соответствующий орган городского хозяйства.
«Оказалось, что 7–12 дней достаточно, чтобы решить любую проблему горожанина, – резюмировал Иван Громов. – Но есть и сложности, даже яма на дороге требует привлечения 4-5 участников процесса». Как ожидается, к концу года число категорий проблем будет расширено с 63 до 120.
Опубликовано 01.07.2014