Запущена тестовая версия портала «Электронный бюджет»

Логотип компании
Запущена тестовая версия портала «Электронный бюджет»
Представительная группа чиновников в составе руководителя Федерального казначейства РФ Романа Артюхина, министра по связям с «Открытым правительством» Михаила Абызова и заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко представили журналистам...

Представительная группа чиновников в составе руководителя Федерального казначейства РФ Романа Артюхина, министра по связям с «Открытым правительством» Михаила Абызова и заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко представили журналистам и членам Экспертного совета при Правительстве РФ тестовую версию единого портала «Электронный бюджет» (запуск полной версии открытой части планируется с 1 января 2014 года).

Михаил Абызов рассказал, что единый портал, реализуемый Минфином РФ в том числе и в рамках концепции «Открытые данные», подразумевает раскрытие бюджетов всех уровней: федерального, регионального и муниципального. По его словам, в качестве одной из подсистем «Электронного бюджета» выступает портал «Госзакупки» – проект, аналогов которому в мире нет. Первичный интерес для экспертов и общества представляют данные по расходам пенсионной системы.

Тестовая версия портала размещена на сайте Минфина России в разделе «Электронный бюджет». В апреле пройдет конкурс среди разработчиков по переводу тестовой версии на промышленную платформу, где будет обеспечена её автоматическая интеграция с источниками данных. Открытая часть, доступная всем, будет содержать нормативную, статистическую и аналитическую информацию в сфере управления финансами. Запуск портала планируется осуществлять поэтапно.

Г-н Абызов отметил, что ресурс ориентирован на несколько групп потребителей. «Бизнес получит возможность видеть в онлайновом режиме все госзакупки и инвестиции, – пояснил он. – Гражданское общество сможет контролировать расходование денег налогоплательщиков, а экспертное сообщество заинтересовано в возможностях анализа бюджетных расходов». Разработчикам важно получить предложения и замечания от всех заинтересованных сторон, какие разделы данного ресурса следует улучшить, подчеркнул министр.

Рассказывая о трудностях реализации проекта, в частности, при создании единых реестров (сейчас их пять, разных и несовместимых, нет реестра народонаселения) и классификаторов, Татьяна Нестеренко отметила что очень важно обеспечить прозрачность бюджетной деятельности, доступность её результатов, а главное – чтобы на каждом этапе можно было привлечь к участию в ней население страны.

В Российской Федерации в бюджетном процессе участвуют 12 тыс. учреждений, и каждое из них имеет локальную информационную систему. Одна из задач портала – объединить их в единую ИС, связать финансовую информацию с конкретными конечными результатами операций сектора государственного управления (ОСГУ). С этой целью для всех участников производится стандартизация бизнес-процессов, обеспечиваются условия для межведомственного взаимодействия. Координация этой работы осуществляется правительственной комиссией, в которую привлечено 70 представителей разных организаций. Заседания комиссии проходят ежемесячно.

Конечно, прозвучали и модные ныне слова, что система должна реализовываться в парадигме облачных вычислений.

Собственно замечаний у меня два. Одно к данному порталу непосредственно не относится, но крайне важное: до сих пор нет апробированной модели экономики страны, возможно, не единственной, поскольку подходов здесь может быть несколько. Наличие такой модели позволило бы существенно повысить качество подготовки нормативных и других решений, касающихся бизнеса. Разве сложно, например, было представить последствия повышения пенсионного взноса с индивидуальных предпринимателей, повлекшего массовое закрытие ИП в регионах? С начала года в стране вдвое упал рост ВВП – что стало причиной? Как определить наилучшую экономическую стратегию – вкладывать деньги в фонды или в реальную экономику? Без таких моделей возможности ответить на эти вопросы я не вижу.

Второе замечание: к большому сожалению, вопросы согласования реестров и классификаторов решаются крайне медленно. В конце 1980-х годов, занимаясь построением АСУ верхних уровней, мы столкнулись с той же самой проблемой межведомственного взаимодействия (точнее противодействия). С тех пор прошла треть века, а воз и ныне там. Подобные проблемы в еще большей степени присутствуют при построении медицинских информационных систем. Всё это следствие прежде всего недостаточной политической воли – без постоянного давления со стороны первых лиц ситуация меняется крайне медленно – не заинтересованы ведомства делиться своей информацией.

Интересно, что внедрение системы «Электронный бюджет» само по себе даст экономический эффект, поскольку существенно сократит операционные расходы, снизит количество ошибок за счет реализации принципа единственности ввода данных. Кроме того, когда каждый бизнес-процесс описан, появляется возможность специализации функций при исполнении бюджета, что также повысит эффективность системы. При разработке проекта учитывался международный опыт реализации таких систем в США, ЕС (в частности, Великобритании) и Сингапуре.

Хочется пожелать новому порталу успешной реализации всех задач. Каждый из читателей может принять в этом посильное участие, направив разработчикам свои замечания и предложения.

Опубликовано 27.03.2013