День в музее

Логотип компании
В музее Сбербанка России представители этой финансовой организации и компании Hewlett-Packard рассказали об итогах проекта по построению системы управления проектами…

В музее истории Сбербанка представители банка и компании Hewlett-Packard рассказали о проекте по построению автоматизированной системы «Центр управления проектами» (АС ЦУП).

В музее Сбербанка собрано множество самых разнообразных экспонатов. Блестящие кубки, полученные за победы в спортивных состязаниях, соседствуют с макетами космических кораблей, образцами боевых патронов и нефтепродуктов, фотографиями оперных певцов и национальными костюмами. Есть даже настоящие ювелирные ценности, изготовленные из драгоценных металлов. Одна из них — «художественное изделие из серебра “Поросенок”» была подарена банку представителями Российской государственной пробирной палаты в честь выхода на рынок драгоценных металлов.

Помимо этого в музее были и съедобные экспонаты. Перед пресс-конференцией каждый присутствующий мог «поглотить» часть Сбербанка или компании Hewlett-Packard в виде пирожного, украшенного соответствующим логотипом. Правда, логотипы хоть и казались издали марципановыми, на поверку оказались бумажными, поэтому от идеи полного поглощения фруктовой корзиночки «Сбербанк» или шоколадного HP, приходилось скрепя сердце, отказаться.

—Скоро и мне найдется место в музее, — пошутил глава российского офиса Hewlett-Packard Оуэн Кемп, намекая на очень давнюю историю сотрудничества банка и IT-компании, к которой г-н Кемп имеет самое непосредственное отношение. Он начал налаживать отношения со Сбербанком пятнадцать лет назад, когда занимал в компании Hewlett-Packard пост руководителя практики по работе с финансовыми организациями во всем мире. После длительной почти трехлетней командировки (с 1995 по 1998 год), во время которой Оуэн Кемп находился в России, HP получила Сбербанк в качестве клиента, а сам г-н Кемп — пост главы российского представительства.

Сотрудничество HP и Сбербанка начиналось с приобретения банком персональных компьютеров и через некоторое время продолжилось покупкой «супердома» — серверного центра класса HiEnd.

Нынешний этап, о котором говорили 27 апреля в музее Сбербанка — построение системы управления проектами на базе программного обеспечения HP Project&Portfolio Management (РPM) Center.

Решение банк выбирал, как best practice, оценив аналогичные системы, представленные на мировом и российском рынке. Выбор подрядчика проводился по сходному принципу, поэтому помимо Hewlett-Packard к проекту была привлечена фирма РЭДД, как имеющая наибольший положительный опыт по реализации подобных проектов в крупных финансовых организациях. Помимо этого в проекте участвовала команда специалистов Сбербанка.

По словам директора департамента программных решений HP в России Сергея Лобова, по скорости принятия решений о внедрении тех или иных IT-решений у Сбербанка в России практически нет равных. Самое главное, что требуется при этом от поставщика — грамотно описать проблему и то, как ее решает система.

Проект по созданию АС ЦУП начался в конце 2007 года. В середине прошлого года был завершен первый этап, в ходе которого в системе были консолидированы данные обо всех открытых проектах центрального аппарата Сбербанка. Каждый проект получил свой «паспорт» (основная информация о параметрах проекта, включая бюджет, скоринговую оценку рисков, преимуществ и т.п.). Дополнительно к проектам в АС ЦУП были загружены все заявки (около 1, 1 тыс.) на доработку различных информационных систем. АС ЦУП была интегрирована с кадровой системой центрального аппарата, что позволило вести учет человеческих ресурсов, занятых в проектных работах.

В конце 2008 года был начат и к настоящему времени практически завершен второй этап развития проектного управления, задачей которого является скоординированное управление бизнес и IT-составляющими портфеля проектов.

Сейчас с помощью АС ЦУП осуществляется управление более чем тремя сотнями проектами, включая сорок стратегических IT-проектов.

Общее количество пользователей PPM-системы достигло полутора тысяч. В их число входит и президент Сбербанка Герман Греф, который возглавляет главный комитет по IT, а также старший вице-президент, курирующий IT-блок Виктор Орловский.

Он и Оуэн Кемп во время пресс-конференции подписали лицензионное соглашение, дающее право Сбербанку подключать к РРM-системе «неограниченное количество пользователей» (в реальности — от полутора тысяч, до пяти тысяч) на протяжении трех лет. По истечении этого срока Сбербанк и HP должны вновь встретиться и обсудить, сколько именно пользователей АС ЦУП требуется финансовой организации. Такую схему «неограниченного» лицензирования HP использует в тех случаях, когда заказчик не в состоянии сразу определить, сколько лицензий ему необходимо. По словам Сергея Лобова, при этом устанавливаются нижняя и верхняя границы лицензирования и срок после которого заказчик должен определиться с числом рабочих мест.

Во время своего выступления Виктор Орловский выразил надежду на то, что после всех модернизаций, которые прошли в Сбербанке за последнее время, и внедрения АС ЦУП, в частности, все собравшиеся в музее станут (если уже не стали) не только контрагентами, но и клиентами Сбербанка.

Кстати, прямо возле входа в здание Сбербанка на улице Вавилова можно увидеть, как выглядел самый первый клиент российской сберкассы. Это человек с вьющимися волосами и огромными бакенбардами. Его звали Николай Кристофари. Он удостоился памятника за то, что первым внес 10 рублей серебром в первую российскую сберегательную кассу. И судя по тому, как его изобразил скульптор, уходить от Сбербанка г-н Кристофари и сейчас не торопится. Хотя, честно говоря, куда же ему теперь спешить? Он же — памятник.

Опубликовано 28.04.2009