Очередной мыльный пузырь?

Логотип компании
Очередной мыльный пузырь?
Государство и свободное ПО

Разработчики СПО-решений в нашей стране давно сформировались в некий особый класс программистов, не признающих авторитета Microsoft и прочих лидеров мирового IT-рынка. По их убеждению, на базе открытого кода можно любому проприетарному решению предложить альтернативу, причем гораздо более высокого качества.

Государство и свободное ПО

Разработчики СПО-решений в нашей стране давно сформировались в некий особый класс программистов, не признающих авторитета Microsoft и прочих лидеров мирового IT-рынка. По их убеждению, на базе открытого кода можно любому проприетарному решению предложить альтернативу, причем гораздо более высокого качества.

Проблема этих разработчиков до недавнего времени заключалась в том, что, отстаивая, казалось бы, общие ценности, они не могли договориться между собой и объединить усилия для создания комплексной среды, включающей в себя не только свободно распространяемую ОС, но и промежуточный слой управляющего ПО, а также широкий набор приложений для конечного пользователя. Их достижения ограничивались локализациями тех или иных дистрибутивов Linux или написанием узкоспециализированных приложений для открытых ОС.

Дальше других продвинулся Всероссийский НИИ автоматизации управления в непромышленной сфере им. В. В. Соломатина (ВНИИНС), специалисты которого на базе сборки Red Hat Linux написали защищенную ОС МСВС по заказу Минобороны РФ. В данном случае разработчикам пришлось влезть в ядро американской ОС, проверить код на наличие недекларированных возможностей (закладок) и отчасти модернизировать его под требования российского военного ведомства.

К чему это долгое предисловие, спросят читатели. А к тому, что с конца прошлого года российское правительство взяло курс на поддержку свободного ПО. Во-первых, 17 декабря 2010 года премьер Владимир Путин подписал известное распоряжение № 2299-р о плане перехода федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и федеральных бюджетных учреждений на использование СПО. Данной директивой предписывается полный переход федеральных ведомств на открытую программную платформу в срок до 2015 года. К этому времени в России должна быть построена комплексная разветвленная инфраструктура разработки, внедрения и поддержки систем на базе СПО, включая репозитории программ, центры компетенции по открытым технологиям, центры поддержки и обучения пользователей. Проект поистине революционного масштаба, однако именно поэтому многие эксперты IT-рынка сомневаются в его успешной реализации, ведь на сегодняшний день кроме тех «широких мазков», именуемых мероприятиями по переходу на СПО, никаких конкретных рекомендаций, что и как делать, федеральным органам исполнительной власти не поступило.

Во-вторых, наконец-таки обрела законченные очертания инициатива под названием «Национальная программная платформа» (ТП НПП), которую раньше считали не иначе как попыткой создать «российскую» Windows. Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям ТП НПП внесена в перечень приоритетных технологических платформ, развитие которых будет всемерно поддерживаться государством.

В справке о ТП НПП, опубликованной на сайте Минэкономразвития, подробно описываются цели и задачи создания этой платформы, а также ожидаемые результаты ее применения для отрасли. Основу НПП составит ПО с открытым кодом, но это отнюдь не означает, что поставщики отечественных проприетарных решений, такие как «1С» или ABBYY, не смогут участвовать в проекте. Наоборот, данная инициатива направлена на вовлечение всех российских IT-производителей, которые разделяют идею создания конкурентно способного национального продукта практически во всех областях прикладного и системного ПО.

Инициатива сверху и поддержка снизу

Надо ли говорить, что столь кардинальные инициативы сверху реально всколыхнули IT-общественность. 12 апреля в Москве состоялся Russian Open Source Summit ‘2011 (российский саммит по свободному ПО), побивший рекорды посещаемости среди подобного рода отраслевых конференций. Особый интерес этому форуму безусловно придало участие Марка Шаттлворта (Mark Shuttleworth). Основатель компании Canonical, он руководит в последние годы разработками ОС Ubuntu, относящейся к семейству Linux. Как один из первых космических туристов (в 2002 году совершил полет на корабле «Союз ТМ-34»), Шаттлворт был гостем на дне празднования в Москве 50-летнего юбилея покорения человеком космического пространства.

В отличие от Red Hat, ориентированной на корпоративный рынок, ОС Ubuntu успешно покоряет сердца конечных пользователей, около 20 млн которых уже установили ее на свои компьютеры. Так что есть надежда, что, если инициатива по переходу на СПО будет не только спущена сверху, но еще и поддержана снизу, дело пойдет гораздо дальше привычных деклараций госчиновников. Но и при таком развитии событий существует риск, что бюджетные деньги будут потрачены, а ожидаемые результаты останутся лишь на бумаге.

К слову, сам Шаттлворт, высоко оценивший инициативы российского правительства, признал перевод всей структуры госуправления на свободное ПО очень сложной задачей, которую пока не удалось реализовать ни одной стране мира. По его мнению, полностью отказываться от закрытого «фирменного» продукта не стоит – в решении любых задач нужно исходить из понятий целесообразности и экономической эффективности.

Чтобы оценить масштабы поставленной правительством РФ задачи, достаточно представить себе такую цифру: по подсчету эксперта «Академии Информационных Систем» Михаила Маркушевича, в нашей стране насчитывается около 15 млн служащих государственных ведомств федерального значения (это без учета различных ФГУП). Понятно, что какая-то часть этих сотрудников работает «в поле», но в любом случае переучивать с относительно привычной Windows-среды на неизвестную (и потому «страшную») ОС Linux придется больше 10 млн человек. Какие психологические стрессы в среде госслужащих повлечет такая IT-революция, можно лишь догадываться.

Тем не менее обратной дороги уже нет, вектор развития информатизации в госссекторе четко задан правительственными документами. Конечно, было бы интересно знать, что думают о реализации всех этих планов в самом правительстве России, но, к сожалению, никто из представителей департамента информатизации главного органа исполнительной власти страны не выступил на саммите.

На платформе НПП

Открывший форум директор департамента государственной политики в области ИТ и координации информатизации Минкомсвязи РФ Игорь Милашевский тоже деликатно обошел вопрос о конкретных шагах по реализации плана перевода органов власти на СПО, ограничившись сообщением о создании национальной программной платформы. По его словам, формирование НПП придаст импульс отечественным инновациям в IT-сфере и одновременно сократит затраты федеральных ведомств на информатизацию за счет использования единых типовых решений и бесплатного базового набора компьютерных программ. Г-н Милашевский пообещал, что до конца текущего года будут созданы ключевые программно-технические компоненты платформы и утверждены стандарты совместимости информационных систем, используемых в ФОИВ.

Тему создания национальной платформы поддержал академик Игорь Соколов, директор Института проблем информатики РАН и по совместительству один из научных руководителей ТП НПП. По его словам, этот проект уже функционирует в качестве открытого общественного объединения, куда входит более 130 организаций различных форм собственности и профилей деятельности: разработчики, заказчики, системные интеграторы, производители готовых программно-аппаратных решений. Главенствующая роль в этом объединении принадлежит концерну «Сириус» (входит в госкорпорацию «Ростехнологии»)/ Генеральный директор «Сириуса» Леонид Ухлинов является основным координатором ТП НПП. Впрочем, что конкретно делают сейчас компании, вступившие в данное объединение, тоже осталось неясным.

Маловато опыта

Как показал саммит, практического опыта использования СПО в нашей стране накоплено немного. Причем меньше всего его как раз в госсекторе, которому предстоит резко переориентироваться с Windows на Linux и открытые приложения. Помимо уже упомянутого проекта для Минобороны, в актив лагеря СПО можно записать лишь постепенную миграцию на свободные платформы рабочих мест сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) да пилотный проект по внедрению СПО на региональном уровне управления — в Ставропольском крае.

Правительство Ставрополья приняло решение двигаться в сторону СПО на месяц раньше федерального правительства, но цели для себя обозначило гораздо скромнее: открытое ПО будет там установлено лишь на половине рабочих мест, что, по мнению авторов проекта, сгладит трудности привыкания пользователей к новой системе и устранит проблемы несовместимости форматов документов в разных системах. «Что касается функциональности открытого ПО, то, как показывает практика, достаточно двух-трех рабочих дней для самообучения пользователей и привыкания к новому интерфейсу и базовым пользовательским функциям», – сообщил замглавы Комитета по информационным технологиям и связи Ставропольского края Антон Ерещенко.

Призывы к объединению

Развитию отрасли СПО и его широкому внедрению в государственный сектор и экономику в целом мешают разобщенность отечественных разработчиков и некоторая их изолированность от зарубежных коллег. На эту проблему указывали и Марк Шаттлворт, и представители российских академических кругов, и даже первый заместитель начальника Центра ФСБ РФ Александр Баранов, призвавшие к более тесной интеграции российских команд программистов с международным сообществом. В частности, по мнению Александра Баранова, более активную позицию координатора в этом процессе не мешало бы занять Российской академии наук. В ответ на это пожелание прямо на форуме под эгидой Института системного программирования РАН и Ассоциации РАСПО прошла секция, посвященная формированию целостной экосистемы отечественных разработчиков ПО с открытым кодом. По словам руководителя отдела технологий ИСП РАН и члена правления РАСПО Александра Петренко, состоялось по сути открытое заседание РАСПО, позволившее уточнить приоритеты развития индустрии программного обеспечения, роль и место СПО в этом сегменте рынка, а также выявить сдерживающие факторы, преодолеть которые можно только совместными усилиями государства, бизнеса и научных организаций.

Опубликовано 05.06.2011