Волгоградский IT-рынок: местные компании vs федеральные сети

Логотип компании
Волгоградский IT-рынок: местные компании vs федеральные сети
IT-рынок Юга России, в частности Волгограда и области, трудно назвать развитым. Компаний, обслуживающих регион, немного, а в плане предоставления IT-услуг едва ли наберется десяток по-настоящему конкурирующих игроков…

IT-рынок Юга России, в частности Волгограда и области, трудно назвать развитым. Компаний, обслуживающих регион, немного, а в плане предоставления IT-услуг едва ли наберется десяток по-настоящему конкурирующих игроков… Некоторые услуги вообще не представлены на местном рынке и отданы в руки вольных специалистов – фрилансеров. Вдобавок ко всему быстрыми темпами продвигают здесь свой бизнес компании, берущие начало в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове и других крупных городах. Не поспособствовал развитию региональных IT-сил и разразившийся в стране кризис, погасив и без того слабые начинания местных игроков и оставив на плаву лишь наиболее приспособленных. Как использовали послекризисный 2010 год для своего развития и освоения новых ниш компании волгоградского IT-рынка? Об этом и пойдет речь в нашем обзоре.

--------------------

Волгоградская область входит в состав Южного Федерального округа РФ. Промышленный комплекс Волгограда представлен преимущественно тяжелыми отраслями производства. В Волгограде насчитывается более 160 крупных и средних промышленных предприятий. Их доля в общем объеме промышленного производства Волгоградской области составляет 46 %. Более трети экономически активного населения города занято в промышленном секторе экономики. Среднегодовая численность работающих — 99,8 тыс. человек.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2010 год составил 227,63 млрд рублей.

--------------------

Web-разработки: конкуренция растет

Web-бизнес охватил Волгоград и область не так давно. Подавляющее число организаций, предлагающих услуги по разработке интернет-сайта, было основано в 2007-2008 годах, и на сегодняшний день их насчитывается порядка 15–20. При детальном рассмотрении можно увидеть, что в большинстве своем это студии, состоящие из двух-трех человек. Зачастую, даже имея в штате опытного web-дизайнера, они не в силах создать по-настоящему полноценный в функциональном отношении сайт и специализируются большей частью на «картинках». В других компаниях правят бал программисты, создавая сложные по структуре, но бедные внешним видом проекты.

Следуя фразе Билла Гейтса: «Если вас нет в Интернете, вас нет в бизнесе» – волгоградские руководители охотно пользуются услугами студий и web-компаний. Только вот клиенты из них получаются без особых запросов, которые чаще всего даже не видят разницы в сайтах на CMS или бесплатных системах управления. Недостаточная конкуренция между web-компаниями поощряет отсутствие достойного сервиса, и зачастую итогом становится выход на рынок весьма сомнительного по качеству и содержанию продукта.

Стоит отметить, что, согласно официальной статистике, в Волгоградской области сайты имеют лишь 16,3% организаций. Выделить на общем фоне можно четыре из них: информационно-ресурсный центр «АйТи», «Интерволгу», «Web++» и JinnWeb. Предлагая широкий спектр услуг (не только web-сайт, но и SEO-оптимизацию высокого уровня, хостинг, техническую поддержку, контекстную и баннерную рекламу), они, по сравнению с другими компаниями, обслуживают большую долю рынка. Однако не все так просто: волгоградский рынок делят между собой не только местные компании – здесь работают и web-студии Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова и других городов России.

Лидировать в отрасли позволяет разработка новых услуг. Так, одной из первых в Волгограде продвигать клиентов в социальных сетях начала «ИРЦ АйТи». Подробнее об этом рассказал директор компании Александр Успешный: «У этой услуги огромный потенциал, сейчас это настоящий тренд. Мы предлагаем своим клиентам не только продвижение в социальных сетях, вроде Facebook или «Вконтакте», но и на выбор различные бизнес-сообщества, а также тематические форумы, где можно найти подходящую публику. К тому же это хорошая возможность для компаний сферы b2b: здесь у них есть шанс и клиентов найти, и бизнес-связями обзавестись».

На вопрос о целях введения новой услуги Александр Сергеевич пояснил: «Сейчас на волгоградском web-рынке работают не только местные компании, есть здесь и москвичи, например «Фабрика сайтов», VIPRO, Bdbd, Exiterra, и другие игроки, активно захватывающие свою долю рынке. Это очень сильные конкуренты с четко отлаженной схемой работы, они легко справляются с удаленными клиентами и могут предложить им качественный продукт. Именно поэтому нам приходится активно включаться в конкурентную борьбу и разрабатывать новые интересные предложения. Таким образом, мы берем присутствием в регионе – а это хорошее знание местной конъюнктуры, и комплексным подходом к рекламе. У нас есть что предложить клиенту».

Проверка на стрессоустойчивость

Такой сектор регионального IT-рынка, как поставки компьютерной техники, оргтехники или комплектующих, в большинстве своем представлен компаниями, входящими в федеральную сеть. Истинно волгоградских среди них, к сожалению, мало. Ветеран местного информационно-технологического бизнеса – это компания «Апрель». На рынок она вышла в 1994 году, выбрав в качестве основного направления деятельности внедрение в бизнес достижений IT. Специализация – компьютерная и копировальная техника, оборудование для офиса, сервисное обслуживание и ремонт, а также проектирование, монтаж и обслуживание слаботочных систем, то есть компьютерных и телефонных сетей, систем пожароохранной сигнализации, видеонаблюдения и контроля доступа.

«Наши клиенты – организации госсектора, – комментирует директор компании Аркадий Магид. – Мы работаем через электронные аукционы, а это обязывает держать высокую планку качества и сроков исполнения заказов. То есть у нас нет возможности поговорить с клиентом, рассказать ему о компании, склонить на свою сторону в беседе. Интернет-аукционы обезличивают поставщиков web-услуг, оставляя лишь статистику их деятельности и заявленные условия работы. А это, как вы понимаете, непростые условия для конкурирования. Поэтому мы так трепетно относимся к уровню сервиса и компетентности персонала. В активе компании более 90 лицензий, сертификатов и более 140 сертифицированных сотрудников. А иначе как опередить своих конкурентов? Только делая свое дело действительно хорошо».

Приятно видеть на локальном рынке по-настоящему крупного и уверенно развивающегося игрока – это внушает надежду, что когда-нибудь в Волгограде и области будет много таких компаний, способных оказать качественные услуги с высоким уровнем сервиса. Однако, по словам Аркадия Ефимовича, для компании, существующей на рынке 17 лет, введение новых услуг неактуально. «Последние три года мы активно развиваем направление аутсорсинга – обслуживание IT-структур различных организаций, – говорит он. – И в связи с этим наши основные планы направлены на поддержание и совершенствование уже имеющихся услуг».

1994 год памятен и еще одним событием – созданием компании «Сканер», которая и сегодня успешно работает в этом секторе IT-рынка. Ее направление – розничная продажа компьютеров, оргтехники и комплектующих, аудитория – население Волгограда и области. Секрет успеха «Сканера», как считают многие, именно в высокой корпоративной культуре. К кандидатам на вакантные места здесь предъявляют очень строгие требования, в частности, в ходе собеседования стараются выяснить уровень стрессоустойчивости соискателя, дабы исключить саму возможность неуважительного отношения к клиентам в магазинах компании. И надо сказать, описанный подход дает свои плоды: в Волгограде и Волжском удачная покупка компьютера у многих людей ассоциируется с брендом «Сканер».

Об особенностях внутрикорпоративной культуры компании рассказывает менеджер Сергей Верменский: «Основной акцент в сервисной политике «Сканера» делается на то, чтобы посетитель, сделав в нашем магазине покупку, обязательно вернулся. А учитывая сильную конкуренцию со стороны столичных компаний, приходится очень стараться. Взять хотя бы магазин «Эльдорадо», где развернута сильная рекламная кампания, с включением средств наружной рекламы, радио и TВ, с постоянными сообщениями о различных акциях и скидках. Не хуже поставлено дело и в «М.Видео», «ПОЗИТРОНИКе» и других московских магазинах. Чтобы не отставать от них, мы открыли сеть сервисных центров «АйТерра», обслуживающих жителей Волгограда и области, и стараемся создать в них максимально комфортные условия: предлагаем посетителям чай, кофе, а летом угощаем мороженым».

К большому сожалению, высокий уровень сервиса довольно редкое явление в данном регионе. Большинство местных игроков не придают особого значения кадровой политике, внутрикорпоративным ценностям. Тем приятнее видеть примеры таких компаний, как «Сканер».

Рынкок софта: любопытная ситуация

Что касается рынка ПО для бизнеса, то картина в волгоградском регионе складывается не особенно оптимистичная. Львиную долю игроков этого сектора составляют предприятия, работающие на условиях франчайзинга (недаром в России самой крупной компанией-франчайзером считается «1С»). В Волгограде и области этим направлением занимаются порядка 30 компаний. Как правило, программу продают в совокупности с услугами по установке и сервисному обслуживанию. Из наиболее крупных компаний, распространяющих продукт внутри региона, можно назвать «ВолгаСофт», «Директ проект», «Академию АйТи» и ряд других.

За комментариями относительно положения на рынке ПО я решила обратиться к региональному директору ЗАО «Сити Экспресс» Дмитрию Ткачеву. Вот что он рассказал: «В моем подразделении работает бухгалтер. И когдавозникла необходимость купить для него учетную программу, я излазил весь Интернет в поисках оптимального предложения. Сказать откровенно, ценовая политика у поставщиков примерно одинаковая, да и услуги они предоставляют одни и те же. Одним словом, трудно выделить какую-то одну фирму. Вбивая поисковый запрос “купить 1С Волгоград”, видишь множество компаний, которые повторяют фирменный дизайн «1С», и каждый последующий сайт ничем не отличается от предыдущего. На чем остановить выбор, непонятно». Директор «ИРЦ АйТи» Александр Успешный дополняет коллегу: «Мы тоже открывали направление по продажам этого продукта, только вот толку не вышло. Слишком большая конкуренция между компаниями. Мало того что рынок давно обеспечен программой, так и обслуживание поделено между наиболее крупными игроками. В общем, делать нам там было нечего».

Что же это получается? Рынок ПО «1С» пресыщен, а вот предложить заказчикам широкую линейку программных продуктов других производителей практически некому. Наиболее крупная из компаний, представляющих большой ассортимент ПО, Software Inc., предлагает лицензии более чем 100 производителей, дополняя товар услугами консультирования и технической поддержки. В остальных случаях руководители волгоградских компаний предпочитают осуществлять покупки софта в интернет-магазинах, которых, к слову, в нашей стране немало.

Предположим, такая компания, как «Центр Компьютерных Технологий», имеющая представительства в крупных городах России, предлагает клиентам удаленно заказывать лицензионное ПО, предоставляя не только услугу доставки в любой город, в том числе Волгоград или область, но и дежурного менеджера, который сможет проконсультировать в выходной или праздничный день. Естественно, это обусловлено высокой конкуренцией среди интернет-магазинов, ведь склонить клиента на свою сторону становится все сложнее. Взять хотя бы такого сильного конкурента, как ozon.ru, который предлагает не менее развернутую линейку софта для дома и бизнеса.

Именно такие магазины потребители, как правило, и ищут в Интернете, чаще всего останавливая свой выбор на представителях топ-10, выдаваемого поисковиком или контекстной рекламой. Вот почему игроки этого сегмента стремятся не столько поднимать качество и уровень обслуживания, сколько вкладываться в интернет-маркетинг.

Вместо заключения

Причины сложившейся ситуации участники волгоградского IT-рынка объясняют по-разному. Многие считают главной проблемой нехватку квалифицированных специалистов – и это несмотря на то, что местные вузы ежегодно выпускают молодых умельцев всех IT-направлений. Весь вопрос в том, что такой важной составляющей хорошего работника, как наличие обширной практической базы, выпускник, по понятным причинам, похвастать не может, а тех немногих, кто этим качеством обладает, в Волгограде знают и переманивают.

Дефицит кадров имеет и еще одно объяснение: общий зарплатный уровень в целом по региону невысок, и опытный IT-специалист ищет работу в более крупных городах, где багаж его знаний и навыков оценивают в два, а то и в три раза выше. Вот и приходится волгоградскому IT-рынку довольствоваться малым.

Добавим сюда и еще один аспект проблемы, уже упомянутый выше. Наиболее привлекательные с коммерческой точки зрения направления регионального IT-рынка активно прибирают к рукам столичные компании, открывая на местах свои филиалы и подразделения, и бодаться с ними местному бизнесу становится все труднее. Например, подобная ситуация складывается в сфере поставок компьютерной и оргтехники. Как мы уже говорили, в Волгограде и области открыты магазины таких столичных сетей, как «ПОЗИТРОНИКА», Formoza, «Эльдорадо», «М.Видео» и других, чьи возможности в организации рекламных кампаний и маркетинговых акций (с раздачей флаеров и красочных проспектов, демонстрацией роликов на телевидении и радио, гибкими системами скидок) местным компаниям не по плечу. Web-студии из крупных городов активно теснят региональных коллег, обслуживая клиентов удаленно без потери качества продукта и сервиса, предлагая налаженную схему работы, срочное выполнение заказов, оперативную и чуткую к нуждам клиента техническую поддержку.

Однако есть на местном рынке и те, кто не согласен с подобным взглядом на региональные проблемы и – небезосновательно – винит в неразвитости рынка самих волгоградских руководителей, привыкших работать по старинке и тяжело идущих навстречу IT-инновациям. Думается, правы и те и другие.

Источник: IT News №6 (апрель 2011 года)

Опубликовано 06.05.2011