Очередная фискальная атака отбита

Логотип компании
Очередная фискальная атака отбита
В ходе конференции «Финансирование ИТ-компаний», прошедшей в Санкт-Петербурге, президент НП РУССОФТ Валентин Макаров отметил, что главная задача, стоящая в настоящее время перед российской IT-индустрией – не допустить роста налогового бремени. Также среди задач – устранение административных барьеров и стимулирование поддержки высокотехнологичного экспорта со стороны государства.

В ходе конференции «Финансирование ИТ-компаний», прошедшей в Санкт-Петербурге, президент НП РУССОФТ Валентин Макаров отметил, что главная задача, стоящая в настоящее время перед российской IT-индустрией – не допустить роста налогового бремени. Также среди задач – устранение административных барьеров и стимулирование поддержки высокотехнологичного экспорта со стороны государства.

Борьба IT-индустрии России за жизнь началась два года назад, когда власти приняли решение заменить ЕСН (единый социальный налог на фонд заработной платы), который составлял для экспортеров ПО 14% в 2009 году, страховыми взносами, которые равнялись 26% в 2010 году и 34% – с 1 января 2011 года. В августе 2009 года президент РУССОФТ написал Дмитрию Медведеву письмо, подписанное также руководителями 15 крупнейших российских компаний, среди которых «Лаборатория Касперского», ABBYY, Luxoft, EPAM Systems и др. В документе утверждалось, что новая система налогообложения приведет российских производителей ПО, в структуре себестоимости продукции которых затраты на персонал могут доходить до 80% (среднее значение этого показателя по других отраслям примерно 13%), к краху, поскольку отмена ЕСН увеличит затраты экспортеров ПО на выплаты государству на 50–80%.

В результате долгих переговоров правительство России приняло решение приравнять компании – разработчики программного обеспечения к резидентам особых экономических зон и другим льготным категориям предприятий, для которых ставка страховых взносов была снижена с 34% до 14%. Такие условия могли получить компании, доля доходов которых от реализации софта составляла не меньше 90% от общей выручки и при этом не менее 70% выручки было получено из-за рубежа. Имелись ограничения и по количеству работников.

Но недавно над российскими разработчиками ПО нависла новая угроза: летом Минфин предложил одновременно со снижением ставки страховых взносов с 34% до 30% ввести дополнительную ставку в 10% для зарплат сверх 512 тыс. рублей в год. В эту категорию попадают почти все IT-компании, которые платят разработчикам в среднем 60-90 тыс. рублей. «При зарплате от 59,8 тыс. рублей в месяц и выше объем уплачиваемых за сотрудника взносов окажется для компании даже больше, чем при ставке в 34%, то есть получение налоговой льготы полностью нивелируется», – утверждает Валентин Макаров.

Валентин Макаров

«Мы работаем в индустрии, имеющей высокую степень подвижности и находящейся в жесткой конкурентной борьбе на глобальном рынке, – указал Валентин Макаров в ходе доклада на конференции «Финансирование ИТ-компаний». – Если фискальная нагрузка на компанию увеличится, буквально за день ее можно перенести в другое место. У нас нет ни скважин, ни оборудования, компания функционирует не столько на территории России, сколько в глобальном мире, на планете Земля. Если это не учитывать, то можно ожидать, что российская IT-индустрия уйдет в другую юрисдикцию, с более благоприятным налоговым климатом». Он также напоминает, что в случае роста налогов на зарплату вновь могут распространиться схемы, предусматривающие выдачу денег сотрудникам в конвертах.

Новые налоговые правила окажутся губительными для инновационного бизнеса и индустрии разработки ПО, которая получит «прибавку» 4-5% к себестоимости продукции. Дмитрий Медведев уже одобрил законопроект «Основные направления налоговой политики РФ на 2012–2014 годы» (опубликован на сайте Минфина), хотя ранее публично утверждал: «Мы поставили цель, что к 2020 году 60-70% активного населения страны должны заниматься предпринимательской деятельностью».

Валентин Макаров предлагает устранить требование дополнительного платежа для компаний – разработчиков ПО, пользующихся льготой по закону № 272 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а также снизить порог численности персонала для получения льготы по ставке страховых взносов с 50 до 25-30 человек. Иначе получается несуразность: малые компании, разрабатывающие ПО, получат худшие условия ведения бизнеса по сравнению со средними и крупными, что приведет к потере персонала и вымыванию самой инновационной составляющей индустриальной пирамиды.

Президент НП РУССОФТ Валентин Макаров ответил на вопросы редакции IT News.

Валентин, как продвигается борьба с новыми правилами прогрессивного налогообложения? Как вы оцениваете перспективы для разработчиков ПО избежать роста налогов на заработную плату?

Проект соответствующего закона, предложенный правительством и сохраняющий прежние льготы разработчикам ПО, был принят Государственной Думой сразу двух чтениях в последний день работы Думы. В проект закона были внесены изменения, снизившие порог численности персонала компании, претендующей на получение льготы по страховым взносам, с 50 до 30 человек. К тому же, компаниям, участвующим в проектах ОЭЗ, пользоваться льготами не дожидаясь завершения строительства ОЭЗ. В нем появились некоторые изменения, осложняющие жизнь разработчиков, но мы надеемся, что в течение 2012 года вместе с Минэкномразвития и Минкомсвязи сумеем оценить результат применения Закона в 2011 году и предложить изменения, которые учтут опыт и сделают закон 212 ФЗ более эффективным для решения возложенных на него задач регулирования социального страхования.

Заметен ли у российской власти рост интереса к IT-отрасли?

Интерес к IT-отрасли в государстве растет. Достижений индустрии на глобальном рынке невозможно не заметить. О них все чаще нашим руководителям говорят крупнейшие зарубежные партнеры, пример тому – высказывание Аркадия Дворковича после встречи с руководством Google. Трудно, но продвигается информатизация в органах власти.

Какие существуют проблемы у компаний – разработчиков ПО в России помимо противостояния попыткам увеличить налоговое бремя?

Главная проблема – подготовка кадров. Высшая школа не может готовить необходимое количество инженеров того уровня, которого требует индустрия. В ближней перспективе эту проблему можно решать, стимулируя участие бизнеса в основном и, особенно, дополнительном образовании. А в стратегическом плане – необходимо изменить унизительное положение с заработной платой преподавателя, обеспечив конкуренцию за место преподавателя и привлекая к преподаванию разработчиков ПО практиков, имеющих к этому способности. Другой большой проблемой является отсутствие системной поддержки высокотехнологичного экспорта в России, в частности, наличие административных барьеров на пути высокотехнологичного экспорта.

Если убрать административные барьеры, достаточно ли будет этого, чтобы IT-индустрия в России развивалась активнее? Или без стимулирующих действий государства этого не произойдет?

Устранение административных барьеров несет громадный потенциал роста индустрии, который можно посчитать в деньгах. Например, устранение барьеров в экспортном контроле небольших сделок может снизить нагрузку на каждую операцию в среднем в размере 15000 руб. и 3,7 недель времени. Сейчас это прямые потери многих миллионов рублей из бюджетов наиболее активных компаний. Поскольку таких барьеров (и гораздо более крупных) не менее десятка, можно сказать, что отдача от дерегулирования, то есть устранения барьеров, по значимости вполне сравнима с отдачей мер государственного стимулирования бизнеса. А эффективность дерегулирования гораздо выше эффективности любого «ручного управления».

Большинство российских IT-компаний родом из 90-х. Почему в последнее время не появляется новых крупных и заметных разработчиков ПО?

Многие современные крупные российские компании начинали свой бизнес, базируясь на результатах НИР, накопленных еще с советских времен. С тех пор мы имели 15 лет очень небольшого финансирования науки, а потом увеличивающегося, но крайне неэффективного финансирования НИР. С появлением РВК и его фондов, «Фонда Сколково» и других коммерческих фондов оказалось, что даже в России финансирование НИР можно организовать так, чтобы в результате получался не отчет на полку, а задел для развития бизнеса. Создана система инструментов поддержки инновационного процесса. Важно и то, что за последнее десятилетие накоплен опыт выращивания новых бизнесов и опыт запуска этих бизнесов на глобальном рынке. Уверен, что в сочетании эти два фактора уже скоро будут давать значимый результат. 

Опубликовано 21.12.2011