Стив Бланк: как вырастить стартап

Логотип компании
20.10.2011
Стив Бланк: как вырастить стартап
Очередей в наше время практически уже и не встретишь. Разве что в аэропорту при регистрации рейса. Или в монастыре к мощам святого Спиридона Тримифунтского, исполняющим любое желание. Но оказалось, в России, помимо вышеупомянутых, есть и очереди на семинары, посвященные стартапам.

Очередей в наше время практически уже и не встретишь. Разве что в аэропорту при регистрации рейса. Или в монастыре к мощам святого Спиридона Тримифунтского, исполняющим любое желание. Но оказалось, в России, помимо вышеупомянутых, есть и очереди на семинары, посвященные стартапам. В частности, зарегистрироваться на лекцию Стива Бланка (Steve Blank), эксперта инновационно-технологического бизнеса, вырастившего и благополучно продавшего восемь стартапов, желала не одна сотня человек, и многие из них толпились в вестибюле ИТМО, в актовом зале которого проходило мероприятие.

В ходе своего выступления, организованном технопарком «Ингрия», предприятиями Ris Ventures, iAccelerator и «Российской венчурной компанией», г-н Бланк подчеркнул, что провал – это способ приобрести новый опыт, что 90% стартапов проваливаются, и что из 500 человек, собравшихся в актовом зале, 490 обанкротят свой стартап, пятеро удержатся на плаву и еще пятеро получат больше денег, чем можно себе представить.

Стивен Бланк рассказал о различных типах стартапов, указав, что бывают компании, основатель которого занимается своим любимым делом и страстью всей жизни, например, учит людей кататься на лошадях, если он сам обожает лошадей. Вторым типом стартапов являются компании, которые призваны решать социальные проблемы новым способом, типа лечения ожирения путем лазания по деревьям. Третий тип стартапов – малый бизнес, который затевается под девизом «не хочу работать на дядю». Таких компаний в США – 99,7%, их задача – кормить семью владельца предприятия. Четвертый тип стартапов – масштабируемые компании, у которых есть перспективы выйти на глобальный уровень. Такие предприятия основываются сумасшедшими людьми, обладающими предвиденьем. Основное отличие от предыдущих типов стартапов в том, что такие компании никогда не бывают основаны ради того, чтобы заработать деньги. Мотивом служит что угодно – страсть, душа, драйв… но не деньги. Такие компании довольно долгое время не приносят прибыли, а требуют вложений. И в 90% случаях они проваливаются, поэтому сумасшедшему отцу-основателю нужен такой же сумасшедший инвестор, который почти с гарантией потеряет деньги.

Но те 10% масштабируемых компаний, которые достигают успеха, приносят больше денег, чем потратили основатели остальных 90% провалившихся компаний.

Ну и последним типом стартапов являются компании, которые можно продать. Их выращивают на продажу. Чаще всего это происходит в области интернет-предприятий, разработки мобильных приложений, в игровой индустрии. Дело в том, что крупные компании часто бывают заорганизованными и бюрократизированными, они сдерживают развитие инноваций. Поэтому такие предприятия покупают стартапы, которые предлагают какую-либо новую технологию.

Стив Бланк напомнил, что стартап – это не маленькая версия большой компании, а временная, тестовая организация, которая создана для того, чтобы создать и изучить новую бизнес-модель. Поэтому бизнес-планы стартапов – это из области литературной фантастики: редко кому удается предугадать, как будут вести себя пользователи.