Apple не дает рынку комплектующих съежиться

Логотип компании
12.06.2012Автор
Apple не дает рынку комплектующих съежиться
О цепочке поставок Apple высказываются разные мнения. Известно, что одной из сильных сторон Apple является тщательный контроль поставщиков. Также известно, что из-за больших объемов закупок компонентов у Apple большие скидки на комплектующие, а также на услуги перевозчиков.

О цепочке поставок Apple высказываются разные мнения. Известно, что одной из сильных сторон Apple является тщательный контроль поставщиков. Также известно, что из-за больших объемов закупок компонентов у Apple большие скидки на комплектующие, а также на услуги перевозчиков.

«Они довели искусство управления поставками и логистикой до уровня, ранее недостижимого», – сказал в свое время агентству Bloomberg Майк Фокс (Mike Fawkes), бывший шеф по цепочкам поставок HP.

Среди поставщиков Apple можно найти самые разные компании. Например, производителей лазеров. В свое время достоянием общественности стала история о том, как несколько лет назад дизайнер-гуру Apple Джони Айв (Jony Ive) захотел, чтобы сквозь алюминиевую панель компьютеров пробивался свет зеленой лампочки. Но ведь это невозможно, свет через металл не проходит. Но г-на Айва это не смутило. Он собрал металловедов, и они придумали как решить поставленную задачу – сделать в алюминиевой панели маленькие дырочки лазером. Необходимые для этого лазеры выпускала одна из американских компаний. Люди из Apple убедили руководство производителя лазеров подписать контракт, и с тех пор купили сотни лазеров, включив производителя в число своих поставщиков.

Отношение к цепочкам поставок в Apple не всегда было таким, оно изменилось после возвращения в компанию Стива Джобса в 1997 году. Иногда Джобс совершал поступки, немыслимые с точки зрения других представителей индустрии. Например, для того, чтобы пользователи получили свои новые компьютеры iMac к Рождеству, он зафрахтовал все доступные на тот момент самолеты. До этого вендоры отправляли свою продукцию только морем – так дешевле. Стив же решительно выложил $50 млн, и оказался прав, ибо эти затраты окупились в долгосрочной перспективе.

Что касается электронных компонентов, используемых при производстве продукции Apple, то специалисты Citibank провели исследование, показавшее, что без Apple на этом рынке наблюдался бы спад. В частности, в аналитической записке («Ex-Apple, the Tech Supply Chain is Still Not Growing Y/Y») сотрудника Citibank Джима Сувы (Jim Suva) указано, что рост производства электронных компонентов в мире замедлился и в 2011-2012 годах составит примерно 1,5%. Это намного меньше, чем среднее значение роста за пять лет (4,2%) и за десять лет (6,8%). К слову, большинство поставщиков Apple находятся в Азии.

Таким образом, продукты Apple сохраняют рынки сбыта для множества производителей, обеспечивая работой большое количество людей. В упомянутой записке отмечается также, что планшетные компьютеры Apple, продажи которых постоянно растут, являются критически важными для производителей компонентов, участвующих в соответствующей цепочке поставок: без Apple они давно ушли бы в «красную зону».