«Осенние итоги»

Логотип компании
«Осенние итоги»
Осень – время подводить итоги. И, пока бизнесмены подсчитывают доходы (или убытки) уходящего года, попытаемся, как обычно, выяснить у игроков российского IT-рынка, каким же выдался для них этот непростой период.

Осень – время подводить итоги. И, пока бизнесмены подсчитывают доходы (или убытки) уходящего года, попытаемся, как обычно, выяснить у игроков российского IT-рынка, каким же выдался для них этот непростой период.

Почему мы говорим, что уходящий год «непростой»? Причин несколько. Это и очевидные признаки насыщения рынка: снижение прибыльности проектов побуждает вендоров и интеграторов к поиску новых ниш. И «крымский вопрос» со всем комплексом сопутствующих ему проблем. И, наконец, внешнеполитическое обострение, выражающееся в откровенно враждебном отношении к нашей стране со стороны Запада, невиданном, пожалуй, со времен холодной войны.

Возможно, это прозвучит банально, но мы живем в век цифровых технологий: у каждого из нас есть мобильный телефон, все мы пользуемся Интернетом, имеем профайлы в социальных сетях. ИТ стали неотъемлемой частью нашей жизни, и поэтому любые политические или экономические события, происходящие в мире или внутри страны, так или иначе отражаются на IT-индустрии.

Первая половина 2014 года была богата событиями: украинский кризис; сложная экономическая ситуация внутри страны; новые законопроекты, касающиеся обработки данных; сокращение инвестиций; ну и, конечно, угроза санкций.

Но все же, как отмечают многие эксперты, наибольшее влияние на текущее положение дел в информационной отрасли страны оказали события на Украине. Важнейший тренд этого полугодия – охлаждение отношений с ведущими производителями IT-решений, и прежде всего – с США и Германией. Однако это не слишком опечалило российские IT-компаний: отечественные госкорпорации и органы власти, попавшие под санкции США и Евросоюза, настроены на отказ от закупки продукции западных вендоров, что как нельзя кстати для отечественных производителей. Да и с нашей стороны в силу политико-экономической ситуации в мире закупка иностранного аппаратного и программного обеспечения госкомпаниями не приветствуется. Но, несмотря на то, что законодатели на своем уровне активно обсуждают проекты по введению ограничений на использование иностранных IT-продуктов государственными заказчиками, нельзя забывать, что IT-бюджеты предприятий уже частично или полностью сформированы. Даже если предположить их существенное (в два-три раза) сокращение, связанное с урезанием финансирования всех госпрограмм, суммарный объем бюджетов все равно превысит объем предложения соответствующих решений от отечественных разработчиков.

По-прежнему основным клиентом IT-рынка в России остается госсектор. Как и прежде, компании боятся уменьшения финансирования, отказа от внедрения новых технологий и заморозки закупок со стороны государства. Но, по словам экспертов, ничего подобного пока не предвидится. Тем не менее, на смену некой эйфории, граничащей с «техническим авантюризмом», характерным для более ранних периодов развития российского IT-рынка, пришла, по мнению Виктора Ковалева, эксперта по IT-процессам «ВТБ Лизинг», «консервативная взвешенность», выражаемая в более четкой оценке интересов бизнеса и использовании классических, проверенных временем решений и технологий.

«Облака» и HTML

Одним из главных IT-трендов сегодня считается «облачная миграция». Однако, ничего страшного в этом термине нет: речь идет лишь о переносе классической IT-инфраструктуры предприятий в облачные хранилища.

В России «облака» растут быстрее, чем в мире. Это объясняется прежде всего тем, что, как поставщики услуг и ресурсов, так и IT-подразделения крупных корпораций уже адаптировали свою работу под облачные стандарты или, как минимум, декларируют это: в 2011 году объем рынка «облаков» составлял $30 млн, в 2012 году – $50 млн, а в 2015-м прогнозируется уже $1 млрд.

Мы живем в эпоху проникновения «облачных» сервисов во все сферы жизни и бизнеса. Пока лидируют частные и гибридные «облака», но публичные «облачные» сервисы, пусть не в ближайшее время, а позже, неизбежно станут главной силой этого рынка. Так, в начале этого года оператор сотовой связи «ВымпелКом» впервые в России начал использовать облачную услугу по управлению мобильными устройствами на базе платформы SAP MDM (MDM: Mobile Device Management). Компания получила возможность удаленно управлять устройствами сотрудников, существенно повышая сохранность любой корпоративной информации и расширяя спектр решаемых задач. Технологии SAP позволили «ВымпелКому» совершить настоящую революцию на рынке мобильных операторов.

Что же думают наши эксперты?

«Осенние итоги». Рис. 1
Виктор Ковалев

Виктор Ковалев («ВТБ Лизинг»):

«Среди трендов, продолжающихся с 2013 года, наиболее явно в России проявилось усиленное строительство персональных “облаков”. Другой крупный тренд – развитие HTML5, выражаемое в переводе мобильных приложений под современные гаджеты на платформах iOS и Android (понятно, что в какой-то мере это вынужденная необходимость). Из новых трендов, пожалуй, заслуживает внимания повсеместное стремление использовать данные социальных сетей для коммерческих целей, чему во многом способствуют скандалы с участием АНБ и Эдварда Сноудена».

«Осенние итоги». Рис. 2
Дарья Абрамова
Дарья Абрамова,

директор по маркетинговым коммуникациям Orange Business Services в России и СНГ:

«Благодаря облачным вычислениям у бизнеса появляется больше возможностей гибко и быстро реагировать на изменения, поэтому компании будут все более активно использовать эти решения. Сейчас доля “облаков” в общем объеме IT-рынка невелика, но динамика будет самой интенсивной среди прочих сегментов рынка: ожидаемый среднегодовой рост – 49,7% до 2016 года».

«Осенние итоги». Рис. 3
Дмитрий Селиванов

Дмитрий Селиванов,

вице-президент по работе с ключевыми клиентами MAYKOR:

«Появившаяся впервые в облачной модели форма предоставления необходимых IT-ресурсов сразу в нужном объеме по требованию проникает во все сегменты IT-услуг. Этот тренд особенно усиливается в условиях нестабильной экономической ситуации, когда бизнес все меньше готов ввязываться в длительные интеграционные проекты, результат которых он не увидит здесь и сейчас. В этих условиях все более востребованными на рынке становятся услуги аутсорсинга, оказываемые по облачной модели BSaaS (Business Solution as a Service), когда поставщик предоставляет клиенту в долговременное пользование в пакете всю инфраструктуру, приложения, сервис и персонал для выполнения конкретной задачи. Пользуясь BSaaS, заказчики получают бизнес-результат сразу, без длительных проектов внедрения или значительных капитальных затрат. К таким бизнес-решениям, например, относятся аутсорсинг печати, автоматизированное рабочее место как услуга, управление рабочей силой, мониторинг и контроль транспорта как сервис, фиксация нарушений правил дорожного движения как услуга. Интересно, что в качестве заказчиков данных услуг выступают как бизнесы, так и государственные структуры».

«Осенние итоги». Рис. 4
Александр Василенко

Александр Василенко,

глава представительства VMware в России и СНГ:

«При использовании облачных услуг компании могут существенно снизить капитальные затраты и перевести их в разряд операционных. Все эти расходы перекладываются на плечи провайдера облачных услуг. Кроме того, компании получают возможность выделять на инновации значительно большую часть IT-бюджета. Согласно проведенному нами опросу, заказчики VMware тратят до 50% IT-бюджета на инновации – против 30% в среднем по рынку. Кроме того, облачные технологии дают бизнесу немало преимуществ за счет возможностей масштабирования инфраструктуры и наращивания вычислительных мощностей, оперативного переноса нагрузок и обрабатываемых данных из одного ЦОДа в другой, использования выгод концепции BYOD и корпоративной мобильности. Плюсов более чем достаточно, и нет ничего удивительного, что рынок облачных услуг растет впечатляющими темпами во всем мире».

Аутсорсинг и система услуг «одного окна»

В последнее время наблюдается развитие оптимизации получения госуслуг или создание так называемого «электронного правительства». В планах Минкомсвязи на 2013–2018 гг. одной из задач значится обеспечение получения населением 100% госуслуг самостоятельно и в любое время. В начале нынешнего лета на заседании правительственной комиссии по ИТ министр связи Николай Никифоров еще раз подчеркнул приоритетные направления информатизации государства: развитие электронных госуслуг, повышение эффективности использования ИТ в госорганах (в том числе за счет перехода к «гособлаку», для чего сейчас прорабатывается нормативная база), обеспечение соответствия государственных IT-систем требованиям открытости. С другой стороны, как отмечает Виктор Ковалев («ВТБ Лизинг»), «тенденция к переходу на аутсорсинг имеется явная, и связана она в первую очередь с предпочтениями регулятора». Что ж, если это так, тем более отрадно, что государство идет по прогрессивному пути.

«Рынок аутсорсинга пока слабо развит в России по сравнению с другими странами Европы, но в ближайшем будущем его ожидает стремительный рост, – уверена Дарья Абрамова (Orange Business Services). Уже сейчас мы видим все больше компаний, готовых передавать свою инфраструктуру на управление/обслуживание сторонним подрядчикам. Правда, пока, как правило, на аутсорсинг отдаются лишь отдельные элементы IT-инфраструктуры».

По мнению Дмитрия Селиванова (MAYKOR), ключевое влияние на российский IT-рынок оказали сложная политическая ситуация и наметившаяся еще в 2013-м стагнация экономики страны. Это заставило заказчиков всех отраслей скорректировать бюджеты, в том числе на ИТ, а госсектор всерьез задумался над тем, как увеличить долю использования отечественных разработок в сфере ИТ. «Впрочем, последнее должно стимулировать развитие отечественного производства высоких технологий, что наряду с IT-аутсорсингом может стать драйвером роста российского IT-рынка, – говорит Дмитрий Селиванов. – Сейчас рынок аутсорсинга находится уже на следующей ступени зрелости, компании готовы отдавать на аутсорсинг вкупе с простым сервисом поддержку приложений, использовать преимущества BSaaS-модели. Это говорит о том, что бизнес постепенно доверяет аутсорсинговому партнеру задачи, которые лежат все ближе к его основному бизнесу. В первой половине 2014 года наметилась тенденция увеличения сроков аутсорсинговых контрактов. В практике MAYKOR в этот период значительно возросло число долгосрочных договоров (от двух лет). Аутсорсер в рамках таких контрактов инвестирует в развитие инфраструктуры клиента. Экономический эффект такого подхода как для заказчиков, так и исполнителей достигается при долгосрочном сотрудничестве».

Всегда на связи, или Корпоративная мобильность

В современном бизнесе необходимо быть постоянно online. В этих условиях возрастают требования к обеспечению быстрого и качественного доступа пользователей к информации в любой точке земного шара, и компаниям приходится уделять все больше внимания безопасности и конфиденциальности данных. Каждый сотрудник сегодня владеет целым арсеналом мобильных устройств: это и мобильный телефон, и планшет, и ноутбук. Все более широкое распространение получают решения, позволяющие сотрудникам работать удаленно, все время быть на связи. При этом возникает все больше вопросов по организации удаленной работы с точки зрения информационной безопасности, в частности обеспечению сохранности корпоративной информации, находящейся на мобильных устройствах сотрудников.

Big Data

Компании накапливают все больше информации о своей деятельности, в том числе о клиентах и их предпочтениях. В условиях обостряющейся конкуренции ее анализ и оптимальное использование может дать существенное конкурентное преимущество.

«Осенние итоги». Рис. 5
Арсений Тарасов

Арсений Тарасов,

директор департамента по работе с крупными организациями и партнерами Microsoft в России, как никто другой, знает, что такое действительно большие объемы рабочей информации. Традиционные методы анализа здесь уже неэффективны, что заставляет предприятия прибегать к технологиям Big Data. «Сервисы бизнес-аналитики, основанные на технологиях Big Data, позволяют управлять данными любого объема с помощью привычного офисного инструментов, в частности посредством таблиц MS Excel, которыми сотрудники пользуются ежедневно, – говорит он. – Потенциал Power BI связан в первую очередь с тем, что сервис предполагает обработку уже существующих в системе данных». С другой стороны, по мнению Виктора Ковалева («ВТБ Лизинг»), большинство тех коммерческих решений, связанных с обработкой данных, которые вендоры предлагают под «соусом» Big Data, до реального уровня Big Data технологически пока не доходит.

Что ж, ближайшее будущее покажет, является ли Big Data реальным инструментом бизнес-аналитики, или это просто красивое название.

Смотреть все статьи по теме "Большие данные (Big data)"

Опубликовано 30.10.2014

Похожие статьи