Интернет в России 2013: законодательство, реклама и аудитория
Что происходит в России с интернет-рынком? Существуют ли в этой сфере какие-либо региональные особенности и какое влияние на развитие этого сегмента оказывают попытки его законодательного регулирования? Эти и другие темы обсуждались в Санкт-Петербурге по инициативе регистратора доменов и хостинг-провайдера RU-CENTER.
Сергей Горбунов, эксперт Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета, сообщил, что в настоящее время доля Всемирной сети в ВВП России, по данным РАЭК, составляет 1,5%. «Существует четыре возможных сценария развития интернет-экономики в России до 2018 года, – сказал он, – и все они предполагают рост. Самый позитивный прогноз – 35-40% в год, самый негативный – всего 3-6%, при этом будут расти только отдельные отрасли».
Александр Панов, генеральный директор RU-CENTER и член совета РАЭК, согласился, что доля Интернете в ВВП России несомненно будет расти. «Во многих странах с развитой экономикой этот показатель составляет 5-6%», – указал он. И отметил, что два российских региона – Санкт-Петербург и Ленобласть, а также Москва и МО – составляют суммарно половину всего российского интернет-бизнеса как в плане оборота, так и по числу пользователей. Но и другие регионы постепенно подтягиваются, так что в будущем нас ждет увеличение количества web-ресурсов и пользователей, которое будет сопровождаться исчезновением рынка хостинга, уверен г-н Панов.Рассказывая о промежуточных результатах регистрации новых доменов верхнего уровня, таких как PHOTO, BLOG, SHOP, MOSCOW, BERLIN и других, Александр Панов отметил, что к настоящему моменту зарегистрирована 221 тыс. имен в новых доменных зонах и первые три места по популярности занимают домены GURU (зарегистрировано 42 тыс. имен), PHOTOGRAPHY (26 тыс.) и TODAY (12 тыс.). А на вопрос, чего мы ждем от новых доменов gTLD, пояснил, что сложно прогнозировать те рынки, которых еще никогда не было, но эксперты полагают, что общее число доменов в мире увеличится в четыре раза и превысит 1 млрд, при этом средняя стоимость домена уменьшится, а средняя стоимость продажи домена на вторичном рынке снизится втрое. «Ибо будет альтернатива: выкупить интересное доменное имя на вторичном рынке или взять в новой доменной зоне. Скорее всего, потребитель пойдет в новую доменную зону», – заключил г-н Панов.
Вадим Колосов, юрист по авторским правам и интернет-праву, остановился на теме взаимодействия государства и Интернета. «Законы, которые касаются Интернета, являются спорными, – подчеркнул он. – Их положения можно интерпретировать по-разному, а суды по-разному применяют положения законов – при одних и тех же обстоятельствах кто-то суды выигрывает, кто-то проигрывает. Тот факт, что исход суда заранее предугадать невозможно, способен нанести серьезный удар по субъектам предпринимательской деятельности». Г-н Колосов считает, что портрет российского интернет-предпринимателя будет меняться и ему нужно быть готовым к тому, что его проект может попасть под пресс.По словам Вадима Колосова, в настоящее время налицо тенденция роста компенсаций в деле нарушения авторских прав. «За неправомерное использование фотографии могут присудить 50 тысяч рублей, а могут и 500 тысяч, иногда до миллиона, – сказал он. – И эта непредсказуемость не может не быть опасной для сайтов, которые имеют дело с пользовательским контентом. Поэтому многие предприниматели стремятся организовать офшорный проект или проект за рубежом».
Касаясь вопроса блокировки сайтов по решению властей, Александр Панов сообщил, что в настоящее время технологии развиваются быстрее, чем методы блокировки. «Если сегодня можно блокировать сайт по IP, то завтра, когда заработает стандарт IPv6, все эти усилия пойдут насмарку, – уверен он. – К тому же начинают активно использоваться облачные технологии, они также способны сделать механизм блокировки нерабочим. Тогда придется перестать блокировать сайты и перейти на плотное взаимодействие с поисковыми системами. Чтобы запрещенными ресурсами никто не пользовался». Законы, касающиеся Интернета, должны совместно готовить технические специалисты, специалисты в области права и международного права, считает г-н Панов. «В настоящее время поправки к законам обсуждают, когда нормативный акт уже принят. А лучше бы делать это заранее», – подчеркнул он.
Алексей Довжиков, генеральный директор компании TRINET/elama, коснулся вопросов интернет-рекламы в России. Общий рынок этого типа в нашей стране в 2013 году, по его словам, достиг $2,6 млрд, что составляет 22% от всего рынка маркетинговых коммуникаций. «В настоящее время больше Интернета только телевидение. Рост рынка интернет-рекламы в прошлом году составил 27%. Думаю, что такой же рост сохранится как минимум на протяжении ближайших пяти лет», – отметил г-н Довжиков, добавив, что на основного драйвера роста – контекстную рекламу – приходится две трети оборота. Что касается региональных особенностей, то доля Санкт-Петербурга, по его словам, составляет 7,7% от всего рынка рекламы в российском Интернете. Среди глобальных трендов г-н Довжиков назвал «мобилизацию», а долю мобильного трафика на российских web-ресурсах оценил в 10–25% в зависимости от тематики.Оценивая второй тренд – комплексное продвижение, Алексей Довжиков пояснил: «Многие рекламодатели в Интернете начали выстраивать комплексную стратегию с многоканальным продвижением». И наконец, третьим трендом названа автоматизация процессов интернет-маркетинга. «Одного ручного труда уже недостаточно, инструменты автоматизации растут на 150% в год», – подчеркнул г-н Довжиков.
Опубликовано 15.03.2014