Аутсорсинг. Что и кому доверять?
Современный бизнес немыслим без информационных технологий – спорить с этим бессмысленно. Другое дело, что в одних случаях можно самостоятельно поддерживать свою ИТ-инфраструктуру, а в других разумнее передать эту миссию внешнему подрядчику. Однако насколько выгоден ИТ-аутсорсинг? Стоит ли игра свеч? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Начнем с азов
Под термином «информационные технологии» Федеральный закон № 149-ФЗ закрепляет «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Таким образом, можно выделить несколько логических уровней ИТ:
• верхний – методы обработки, представления и распространения информации;
• средний – методы поиска, сбора и хранения информации;
• нижний – способы осуществления (обеспечения, поддержки) процессов и методов.
Верхний уровень – это, по сути, основной интеллектуальный капитал бизнеса, позволяющий превращать имеющуюся у него информацию в продукты и услуги и получать от них прибыль. Разумеется, столь ценный ресурс следует максимально развивать и оберегать.
К среднему уровню относится программный инструментарий, предназначенный для обеспечения основного актива сырьем. Это могут быть как самописные программные продукты, так и типовое или кастомизированное ПО от ведущих мировых или локальных производителей.
К нижнему уровню относится вся физическая среда, обеспечивающая функционирование двух верхних уровней: вычислительное оборудование для сбора и обработки информации плюс инженерная инфраструктура, обеспечивающая его работу и физическую защиту. (Данный уровень можно разбить на множество подкатегорий, однако для краткости изложения разделим его на две основные части: вычислительную и инженерную.)
Аутсорсинг или сами справимся?
Итак, возвращаясь к вопросу об аутсорсинге, насколько разумно применять этот подход к верхнему уровню ИТ, – основному интеллектуальному капиталу бизнеса, – сохранив за собой поддержку и обеспечение среднего и нижнего уровней? Прежде всего следует помнить, что в этом случае владельцы компании полностью лишаются рычагов по оперативному управлению своим бизнесом. Кроме того, передавая на аутсорсинг основной механизм генерации продуктов и услуг, оставлять в своем оперативном управлении средний и нижний уровень – абсолютно бессмысленное, а порой самоубийственное решение, которое в конечном счете приведет к конфликту взаимодействия подразделений и может погубить весь бизнес. Ведь если передать верхний уровень, то придется отдавать вместе с ним и все остальное, а это будет называться уже не аутсорсинг, а доверительное управление.
Что касается аутсорсинга среднего уровня ИТ, в настоящее время на рынке сформирован достаточно широкий пул облачных предложений, таких как SaaS, PaaS, IaaS, все пакеты которых включают в себя аренду ИТ нижнего уровня и аутсорсинговые наборы различных услуг для ИТ среднего уровня. Заказчику, по сути, приходится содержать штат программистов и системных администраторов, либо вопросами, связанными с обеспечением непрерывности бизнеса, занимается оператор, предоставляющий аутсорсинговые услуги.
Если бизнес использует самописное ПО, взаимодействующее с конкретным оборудованием, или же задействует кастомизированное невиртуализируемое оборудование, тогда может быть полезной услуга размещения во внешнем ЦОДе (Colocation). В этом случае оператор, предоставляющий такие услуги, опять же обеспечивает непрерывность бизнеса, что, однако, не включает в себя ремонт вышедшего из строя оборудования заказчика.
Если же бизнес собирает и обрабатывает информацию с помощью внутренних ресурсов и для него связь с внешним миром менее критична, чем управление внутренними технологическими процессами, имеет смысл задуматься об организации собственного вычислительного центра. Но, обладая ЦОДом или небольшим серверным помещением, можно отдать на аутсорсинг сервисное обслуживание инженерной и вычислительной инфраструктуры ИТ. К преимуществам такого решения можно отнести экономию на персонале – достаточно иметь дежурную диспетчерскую смену. Затраты же OPEX на содержание инженерной службы заведомо окажутся выше, чем заключение сервисного контракта, по которому специалисты работают только в рамках профессионально составленного сервисного плана с гарантированным уровнем SLA.
Однозначно аутсорсинг
Из всего вышесказанного делаем вывод, что передача ИТ любого уровня стороннему подрядчику всегда будет экономически целесообразнее, чем содержание собственной обслуживающей структуры. Судите сами. OPEX такого внутреннего подразделения складывается из стопроцентной оплаты специалистов, которые по факту будут задействованы процентов на десять. Кроме того, содержание дополнительного подразделения – это усложнение бизнес-процессов, которое будет сказываться на эффективности бизнеса. Можно, конечно, сэкономить, наняв менее квалифицированных работников, даже студентов, однако в этом случае неминуемы дополнительные риски. Да и затраты на ликвидацию последствий инцидентов и восстановление работоспособности ИТ-ресурсов могут съесть все экономию.
Важно отметить, что в случае аутсорсинга заказчик получает по сути виртуализацию специалиста, обеспечивающего сервисное обслуживание его оборудования. Такой человек не может внезапно уволиться, не оставив после себя документацию, а фирма-аутсорсер всегда сможет предоставить профессиональную замену, которая будет в курсе всех текущих задач клиента.
Кому доверить свое ИТ-сердце?
Теперь, после того как мы ответили на вопрос – аутсорсинг или собственные силы, – возникает новый вопрос: кому доверить заботу об ИТ? Требования к исполнителю должны включать в себя не только ценовой критерий, но и наличие профессиональной сервисной команды. Такой, как у компании RedSys, в активе которой обслуживание ИТ-инфраструктуры крупных коммерческих и государственных заказчиков.
Опубликовано 15.07.2016