Найти и не сдаваться или Мы наш, мы новый поиск построим
Несмотря на потерянные с начала года 16% поисковых запросов и продолжающийся спад активности пользователей, делающих запросы в поиске Mail.ru, компания не намерена расставаться с идеей об использовании собственной поисковой технологии.
Генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин уверен, что собственная поисковая технология «необходима» его компании, в противном случае она так и будет испытывать сильное «давление» со стороны. При этом рекламная технология у Mail.ru по-прежнему «чужая» и здесь давление со стороны Google фирму не тяготит. Напротив, г-н Гришин считает сотрудничество с Google крайне удачным. Найденный компромисс, подразумевающий использование собственного поисковика и чужой рекламной платформы, позволил Mail.ru сделать поиск не просто окупаемым, а «сильно», как сказал Дмитрий Гришин, окупаемым.
Вот только доля компании на поисковом рынке продолжает таять, и пока что у Дмитрия Гришина нет четкого понимания того, когда остановится отток поисковых запросов и какой на этот момент будет доля Mail.ru. В декабре прошлого года доля составляла 10%, в марте — 8,5%. «Яндекс»? тем временем, по-прежнему лидирует по количеству поисковых запросов в России (62,8%). На втором месте Google — 21,9%.
Обсуждать возможную покупку «Бегуна» (той самой недостающей рекламной технологии), которого в свое время «Рамблер» так и не смог продать компании Google, Дмитрий Гришин также отказывается. Незавершенная сделка, по его словам, не стоит внимания, также как и любой другой слух.
Дмитрий Гришин считает, что поиск Mail.ru день ото дня становится все лучше и лучше. Компания шаг за шагом, анализируя результаты обработки запросов, усовершенствует собственный поиск. Шажки эти небольшие. Но иначе, как полагает Дмитрий Гришин, идти нельзя. Беда поисковиков в том, что невозможно радикально улучшить технологию за счет какого-то прорыва. Особенно, когда поиск работает не в тестовом режиме, а реально обслуживает посетителей. Помогает компании Mail.ru то, что данные поступают от своей системы. Мешает то, что конкуренты не стоят на месте. И ресурсы задействуют более серьезные. Поиском в Mail.ru занимается 50 штатных сотрудников. Спасает то, что значительную часть поисковых работ компания, как утверждает Дмитрий Гришин, отдает на аутсорсинг.
У Mail.ru есть финансовые предпосылки для того, чтобы не спеша развивать собственный поиск. Выручка компании по МСФО в 2009 году выросла на 66,7% по сравнению с 2008 годом и составила 126,4 млн $. EBITDA увеличилась на 22,6% и достигла 55,5 млн $. Рентабельность по EBITDA составила 43,9%. В рублевом эквиваленте (при пересчёте по среднему курсу рубля к доллару США в 2009 году) выручка в 2009 году выросла на 112,8% до 4,0 млрд руб., EBITDA – на 56,4% до 1,76 млрд руб. Показатель EBITDA снизился, но главная причина этого — покупка компании Astrum, которая, по словам Дмитрия Гришина, на момент покупки находилась на более раннем, по сравнению с Mail.ru, уровне развития — этапе инвестиций в игровые проекты. Если сравнить рост выручки Mail.ru и компании «Яндекс», то у последней он составил 14% (в рублях по отношению к 2008-му году). У Mail.ru напомним —112,8 %. При этом «Яндекс», ориентирующийся на контекстную рекламу, прямо или косвенно старается популяризировать идею о том, что его излюбленный рекламный сегмент пострадал от кризиса меньше, чем медийный. Дмитрий Гришин, в свою очередь полагает, что это, мягко говоря, не совсем так. По оценкам Mail.ru, «медийка» и «контент» пострадали в равной степени. Кроме того, медийные деньги, по мнению г-на Гришина, могут перетекать из оффлайна в онлайн и наоборот. Во время кризиса тенденция была в пользу медийной интернет-рекламы, как более дешевой или, как полагают некоторые, в том числе Дмитрий Гришин, более эффективной. Таким образом, при общем сокращении медийных рекламных бюджетов интернет-компании выигрывали. Контентной же рекламы вне сети нет, поэтому в случае снижения активности рекламодателя деньги попросту теряются. Естественно простым перетеканием денег из оффлайна в онлайн рост в 112,8% не объяснишь. На показатель повлияло также и то, что Mail.ru во время кризиса активно «отъедала» доли рынка у небольших компаний.
Итак в ряду «российских» поисковиков снова прибыло. Не исключено, что благодаря давлению свыше. По информации газеты «Коммерсант» против присутствия движка Google на портале Mail.ru выступила администрация президента.
Дмитрий Медведев не скрывает своего интереса к развитию российских интернет-технологий вообще и поисковых, в частности. В ходе визита в США президент посетил местный офис компании «Яндекс», назвав компанию крупнейшим поисковиком в Российской Федерации и одной из крупнейших в мире. Эксперты позднее уточнили, что «Яндекс», по мнению г-на Медведева, вроде бы попадает в семерку лучших мировых поисковиков. Mail.ru до семерки пока еще далеко. Также как и до офиса в США. У компании есть офис в Германии, поскольку эта страна вносит наиболее серьезный вклад в оборот Mail.ru. Германские деньги в основном поступают от поклонников российских игр.
Дмитрий Гришин не против того, что бы Mail.ru считали «стартапом». И даже не для того, чтобы получить льготное место в российской «Силиконовой долине» Сколково. До этого пока еще далеко. Становится в очередь за местом в инновационном раю, по данным г-на Гришина, пока рановато. Тем более, что все еще остается загадкой, насколько хороши будут подмосковные специальные экономические условия и инфраструктура.
Опубликовано 25.06.2010