Что IBM продвигает в России
«Информационные структуры современного предприятия меняются. Мы видим, как корпоративные информационные технологии эволюционируют, изменяясь сами они изменяют бизнес путем внедрения современных инноваций в бизнес-процессы предприятий», — сказал Владимир Быков, глава представительства компании IBM в Санкт-Петербурге в ходе форума «Современный подход к построению IT-инфраструктуры. Практика IBM».

Владимир Быков также отметил, что эволюция современных ИТ оказывает влияние на людей как потребителей сервисов. «Сегодня любая компания имеет техническую возможность взаимодействовать с клиентом в любой момент времени и месте, используя мобильные технологии. Это дает возможность людям участвовать в бизнес-процессах компании: предприятие может контактировать со своими заказчиками напрямую — больше нет длинной цепочки для донесения информации, как ранее», — отметил он.
Что касается облачных вычислений, то г-н Быков обратил внимание на следующий факт: сегодня облачные вычисления становятся драйвером бизнеса. «К 2016 году, как ожидается, четверть всех приложений будут работать из облака, 50% компаний к 2017 году будут использовать гибридные облака. Облака позволяют каждому выбрать самые передовые и успешные сервисы», - сказал глава IBM в Санкт-Петербурге и добавил, что в настоящее время 85% программного обеспечения разрабатываются для использования из облака. Владимир Быков также отметил, что аналитики оценивают потенциальный, объем мирового рынка облачных технологий в 2017 году в $250 млрд.
«Идеология облачных вычислений позволяет неспециалистам в области ИТ подключаться к самым современным средствам, необходимым их бизнесу. Вектор смещается от ИТ к бизнес-процессам. Доступность и удобство облаков позволяют строить новые бизнес-модели», - резюмировал г-н Быков.
Интересно, что по словам Владимира, люди готовы предоставлять личные данные и информацию о себе в случае, если в обмен они получат услуги, представляющие для них интерес. Что же касается статистики использования гаджетов, то в настоящее время 84% пользователей проверяют одно из приложений, как только проснутся, а 4/5 взрослых американцев не расстаются со своим смартфоном в среднем 22 часа в сутки. Это накладывает отпечаток и на взаимодействие с компаниями: так, среднее время ожидания пользователя на запрос к компании в социальной сети составляет пять минут, если больше — человек больше не ждет.
Постоянное и тесное взаимодействие потребителей с компаниями приводит к появлению нового типа бизнеса, так называемого “social business”. Данная модель бизнеса подразумевает активное участие будущих пользователей продуктов или сервисов на этапе их создания, когда, например, пользователь проектирует для себя автомобиль, а компания производит ту модификацию, которую клиент сам спроектировал. «Совместная работа и взаимодействие с пользователем начинаются сейчас еще до выпуска продукта», - пояснил Владимир Быков.

«Уже много лет мы ведем интернет-трансляции. Кроме привлечения зрителей в залы, мы стараемся расширить аудиторию за счет тех, кто не может к нам приехать. Работа над проектом началась в 1999 году, когда мы создали специальный сайт, и провели трансляцию фестиваля «Звезды белых ночей». В то время у нас был иностранный партнер, бизнес которого рухнул в момент крушения дот-комов», - рассказал г-н Барбашин.
В те времена большинство пользовалось dial-up соединением, скорость была небольшой, смотреть трансляции было сложно. В 2009 году в Мариинском театре нашли вариант: начали автоматически подстраивать качество трансляции к возможностям пользователей. «Мы остановились на технологии Microsoft Silverlight, создали тяжелое web-приложение, потом оптимизировали его. Но трансляции у нас бывают разные, иногда это очень масштабные мероприятия, такие, как открытие новой цены, балетные фестивали, выступления сводного детского хора... На них приходят тысячи людей. В то же время, мы стараемся популяризировать старинную и современную музыку — интерес к таким трансляциям менее масштабный. У нас бывает “низкий” сезон, когда мы проводим четыре трансляции в месяц. А бывает — как сейчас во время фестиваля балета — и восемь, и десять трансляций ежемесячно», - пояснил Евгений Барбашин.
Учитывая все эти требования, IT-отдел Мариинского театра задумался об облачных сервисах, ибо там ресурсы предоставляются по мере необходимости. Были попытки использоваться облако Amazon Elastic Cloud, работали и с Microsoft Azure... К сожалению, ЦОДы этих облаков располагались очень далеко, что оказалось неприемлемым, учитывая, что порядка 80% зрителей трансляций Мариинского театра находятся в России. «Мы стремились к тому, чтобы прямой эфир был действительно прямым, чтобы был эффект сопричастности, и поэтому далеко расположенные ЦОДы нам не подходили. Но мы продолжали попытки, пробовали другие решения, часто, правда, часто они выглядели сырыми», - пояснил г-н Барбашин. В некоторых случаях не устраивала надежность.
Были и другие вендоры, с которыми не сложилось взаимодействие. Так один из них требовал, чтобы любое изменение конфигурации подтверждалось соответственным дополнением к договору. Также проводилось тестирование облачного ЦОД на базе VMware vSphere, весьма удачного в технологическом плане. Но когда зашла речь об оформлении отношений, в Мариинский театр был прислан договор на английском языке и с зарубежной компанией-контрагентом. «А мы же федеральное бюджетное учреждение», - пояснил Евгений Барбашин.
«Но потом мы узнали про решение IBM Softlayer, и заинтересовались, - продолжил свой рассказ Евгений. - В то время, когда мы вели переговоры, у Softlayer открылся ЦОД в Париже. Нас впечатлила гибкость конфигурации — в частности, нам не нужно было место для файлового архива, объем данных у нас небольшой, но скорость имела большое значение. Здесь мы сразу нашли устраивающий нас вариант. В Softlayer существует возможность объединять физические и виртуальные серверы в рамках одного контракта и интерфейса. Также порадовала быстрота выделения ресурсов — мы получили сервер через несколько часов. Кроме того, что немаловажно, в этом случае был заключен договор с российским юридическим лицом».
В целом, за счет использования решения IBM Softlayer, затраты на интернет-трансляции в Мариинском театре снизились более чем вдвое. В настоящее время IT-отдел театра находится в процессе замены серверов, размещенных у провайдера, на ЦОД в облаке. «Свой ЦОД мы пока не закрыли, потому что в России нет ЦОДа Softlayer, хотя персональные данные зрителей у нас не хранятся. В принципе, даже полный отказ от собственного ЦОДа в будущем для нас возможен», - резюмировал свое выступление Евгений Барбашин.

«Мы задумались о внедрении BYOD-технологии пару лет назад. Были определены категории сотрудников, которым нужен удаленный доступ к информационным ресурсам организации: рядовые специалисты (им нужен был доступ к электронной почте и СЭД как вне офиса так и внутри офиса, например человек находится на совещании, и может что-то посмотреть/ответить), администраторы (они доступны в режиме 24х7 на случай сбоя), а также мобильные сотрудники и контрагенты. Последним необходим доступ к тестовым системам, а также на короткое время к боевым системам для оперативного восстановления их работоспособности в случае сбоев », - рассказал в ходе своего выступления г-н Скородумов.
Среди основных рисков, связанных с использованием личных мобильных устройств для доступа к корпоративным данным, можно выделить: утечки (например, в случае утери, кражи устройства, передачи устройства родным или в ремонт), заражение вредоносным ПО, а также несанкционированный доступ через эти устройства к корпоративным данным. «Разницы в защищенности между личными мобильными устройствами и корпоративными практически нет, мы выбрали для себя единую стратегию управления всеми этими устройствами», - отметил Анатолий Скородумов.
В ходе выбора MDM-системы было пропилотировано четыре разных решения и выбран продукт компании IBM. «В настоящее время завершается первый этап внедрения, который охватывает порядка 400 пользователей, через пару месяцев он будет завершен. К концу года планируется увеличение пользователей МДМ-системы в 2-3 раза», - сообщил г-н Скородумов.
Опубликовано 23.03.2015


