Управление и учет кадров: нюансы автоматизации
Ситуация в моменте
Тренд связан не только с необходимостью своевременного учета изменений в трудовом законодательстве, но и преследует цели повышения удовлетворенности сотрудников компании и снижения текучки кадров.
Произошедшие в 2024 году изменения в Трудовом и Налоговом кодексах, новые требования к кадровому учету, расчету и налогообложению выплат, а также прочие нормативные поправки стали по-новому трактовать и регулировать различные аспекты трудовых отношений.
Например, с 1 сентября вступили в силу поправки в Федеральный закон от 22 апреля 2024 года № 91-ФЗ в ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса об оплате сверхурочных работ. Поправками в ч. 2 ст. 353 Трудового кодекса предоставлены дополнительные полномочия Федеральной службе по труду и введены новые формы отчетности. С наступлением осени стали действовать новые правила о квотировании рабочих мест для инвалидов и алгоритмы специальной оценки условий труда.
Не менее важные изменения произошли в области налогообложения заработной платы, правил расчета и уплаты НДФЛ. В частности, Федеральным законом № 176-ФЗ вносятся поправки в Налоговый кодекс и предусматривается расчет НДФЛ по прогрессивной шкале.
В условиях постоянного совершенствования нормативных актов и взаимоотношений в сфере «работодатель-сотрудник» своевременная модификация учетной политики компании становится нетривиальной задачей.
Сохранить эффективность бизнес-процессов в условиях постоянных перемен можно при помощи инструментов автоматизации кадрового учета и управления, например, программного комплекса «1С: ЗУП». Главное преимущество таких инструментов заключается в способности оперативно реагировать на изменения законодательства, что позволяет корректно вести учет по актуальной нормативной базе, избегать ошибок в расчетах, а также обеспечивать соблюдение прав сотрудников и требований регуляторов.
Примеры вариантов ЗУП 3.1
Сегодня на рынке представлено несколько вариантов конфигураций ЗУП 3.1 — «Базовый», ПРОФ и КОРП. Перед тем как выбрать определенную версию программы, компаниям следует обратить внимание на их функциональные особенности и различия.
Базовая версия ЗУП подойдет для небольших организаций, которым достаточен типовой набор инструментов для расчета заработной платы и ведения кадрового учета. Например, электронные трудовые книжки, регламентированные отчеты, а также уведомления и справки в государственные органы и социальные структуры. У этой версии есть ограничение, которое может быть существенным для некоторых компаний: в одной программе можно вести учет только по одной организации. И в эту версию нельзя вносить доработки.
Версия ПРОФ включает в себя возможности базовой версии и подходит для компаний среднего размера, которым требуется более гибкий и функциональный инструмент для управления персоналом и начисления заработной платы. Например, тонкая ролевая настройка мер информационной безопасности, включая ограничения прав доступа. Эта версия допускает ведение учета по нескольким организациям в одной программе, но в ней отсутствует некоторый функционал для HR и охраны труда.
Версия ЗУП 3.1 КОРП — универсальное решение, которое позиционируется как наиболее функциональная система из представленных в линейке продуктов, особенно в части кадрового учета и гибкости настроек расчета заработной платы.
Она предлагает широкий спектр функций, включая возможность интеграции с внешними информационными системами, такими как CRM и ERP, а также глубокую кастомизацию применительно к специфике компании. Благодаря комплексности программа позволяет автоматизировать в одной системе все HR-процессы и предоставляет расширенные возможности бухгалтерам и кадровикам. ЗУП 3.1 КОРП позволяет вести очень сложный и детализированный кадровый учет, рассчитывать различные виды заработной платы и налогов, а также управлять персоналом и проектами.
Например, предлагает расширенные возможности для работы с документами и учетными формами, включая сканирование больничных листов, посменный учет рабочего времени, обособленное отражение результатов спецоценки по условиям труда и настраиваемые печатные формы.
В части возможностей учета зарплаты и прочих доходов ЗУП 3.1 КОРП автоматизирует процессы выплаты заработной платы и компенсаций, плановых и внеплановых незарплатных доходов, расчет НДФЛ по «особым» ставкам, а также учет расчетов по НДФЛ с бюджетом.
Ведение кадрового учета и учета рабочего времени в ЗУП 3.1 КОРП позволяет службам персонала отслеживать цепочки взаимосвязанных кадровых событий, управлять процессами обучения и мотивации сотрудников, осуществлять подбор персонала и многое другое в разрезе компании и отдельных сотрудников.
При этом все блоки в ЗУП 3.1 КОРП можно настраивать поэтапно в соответствии с бизнес-процессами и приоритетами. Для более эффективной работы с программным комплексом «1С: ЗУП» рекомендуется подключить дополнительные модули-сервисы, которые существенно упростят и значительно ускорят многие процессы.
Модули, расширяющие возможности «1С: ЗУП»
- 1С: Отчетность — сервис позволяет автоматически формировать и сдавать регламентированную отчетность по всем выбранным органам (ФНС, ПФР, ФСС и другие) прямо из программы 1С. Это значительно экономит время и снижает риск ошибок.
- 1С: ИТС — информационная система предоставляет актуальную информацию по кадровому учету, расчету заработной платы и работе с программой 1С. Здесь пользователи найдут пошаговые инструкции и консультации специалистов.
- 1С: ДиректБанк — сервис позволяет организовать двусторонний канал обмена информацией с банками в электронном виде. Например, по зарплатным проектам и заявкам по лицевым счетам.
- 1С: Кабинет сотрудника — этот сервис позволяет сотрудникам компании через личный кабинет или мобильное приложение заказать справку 2-НДФЛ, оформить отпуск, а также уведомить кадровую службу об отсутствии в любой момент времени.
«1С: ЗУП» оперативно адаптируется к новым требованиям в области кадрового и налогового регулирования, что позволяет компаниям избежать штрафных санкций и обеспечить соблюдение прав сотрудников. В комплексе с дополнительными модулями программа способна удовлетворить большинство потребностей компаний разного размера и сферы бизнеса.
Взгляд в будущее
Решения, позволяющие автоматизировать процессы управления и учета кадров, являются важным инструментом в современных условиях. Компании, использующие решения такого класса, могут получить ряд преимуществ, включая соблюдение требований законодательства, а также снижение затрат и повышение эффективности управления персоналом.
Благодаря развитию облачных технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения в рассматриваемых решениях могут появиться новые функции и возможности, что еще больше расширит их востребованность, функциональность и ценность для отечественных компаний.
Опубликовано 29.11.2024