«Видео» – это второй «голос» и новый шанс для телеком-операторов

Логотип компании
«Видео» – это второй «голос» и новый шанс для телеком-операторов
Одна картинка заменяет тысячу слов, а видео – это 60 картинок в секунду. Увеличение пропускной способности сетей операторов, рост разрешения экранов, качества контента, распространение смартфонов - все это делает видео более популярным сервисом.

Увеличение пропускной способности сетей операторов, рост разрешения экранов, качества контента, распространение смартфонов - все это делает видео более популярным сервисом.

Уже сегодня в мире основу абонентского трафика составляют видеоданные (около 60%), и их доля будет активно увеличиваться в ближайшие годы. По прогнозам аналитиков в 2017 году число абонентов платного телевидения в мире превысит миллиард человек, а число абонентов IP видеоуслуг увеличится с 80 миллионов до 180 миллионов человек.

Для того чтобы судить о перспективности предоставления видео услуг следует обратить внимание на прогнозы  роста IP-трафика компании Analysys Mason (рис. 1), согласно которому подключенные телевизоры, и в частности 4K телевизоры, будут основным драйвером фиксированного IP трафика. 

«Видео» – это второй «голос» и новый шанс для телеком-операторов. Рис. 1

Рис. 1. IP-трафик данных, данные по миру 2014 - 2020

Доля ТВ трафика передаваемого по IP от общего IP трафика в период 2015 - 2020 г.г. вырастет с 29% до 41%. При этом на развитых рынках в фиксированных сетях следующего поколения средний потребляемый объем данных в 100-200 Гбайт (на одно соединение в месяц) уже становится распространенным явлением.

Видео обеспечивает эффективный способ привлечения новых абонентов и удержания текущей абонентской базы. Существует целый ряд примеров, демонстрирующих, что  сервисы, объединенные в пакетное предложение вместе с видео в качестве одного из ключевых элементов, помогает стабилизировать ARPU и повысить лояльность клиентов. В дополнение к потребительским услугам в секторе B2C, развивается использование корпоративного видео, включая приложения видеоконференцсвязи, видеонаблюдения и телемедицины.

Телеком операторы сталкиваются с рядом проблем - доход и прибыль от основных услуг, таких как голосовые, доступ в Интернет, текстовые сервисы, уменьшается, что также отчасти связано с ростом популярности конкурирующих сервисов от OTT провайдеров, оказывающих свои услуги поверх сети телеком операторов. Телеком операторы сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны традиционных и новых игроков, и уже давно ищут новые варианты бизнеса, которые позволят им сохранить и упрочить свои позиции на рынке, и, несмотря на это, основной доход по-прежнему извлекается из традиционных сервисов.

Однако по мере развития видеоуслуг, ситуация может поменяться. Зрители привыкают к разрешению все более высокого качества. Все более популярным в последнее время становится формат 4К. Знакомство с новыми возможностями видеосервисов поднимает планку ожидания. Как говорится, «к хорошему быстро привыкаешь». Видео услуги дают рост сетевого трафика, который продолжает расти, движимый улучшением качества контента и продолжит свой рост по мере появления новых форм услуг, таких как дополненная и виртуальная реальность.  Этот рост трафика требует увеличения пропускной способности сети. Так, например,  для трансляции видео качества 4K необходим широкий канал (не менее 45 Мбит/с). Игроки ОТТ-рынка, не имеющие собственной сети, не могут обеспечить качества такого сервиса и при этом остро нуждаются в инфраструктуре, которая обеспечит доставку 4К контента потребителю. ОТТ провайдеры готовы к разделению дохода от продажи контента, если телеком операторы смогут обеспечить качество инфраструктуры, необходимое для его трансляции. В этой ситуации подобная модернизация телеком инфраструктуры оператора связи дает ему шанс увеличить свою ценность на рынке, предложить уникальный сервис, и повысить свои позиции в диалоге с владельцами контента.

Стратегия, при которой телеком операторы предлагают видео более высокого качества и ассортимента чем конкуренты, делая упор на услуге как на базовом, а не дополнительном сервисе, становится все более популярной.

В частности, эта идея отчетливо звучала на прошедшем в апреле этого года саммите Huawei Global Analyst Summit (HAS) состоявшейся в Шэньчжэне, Китай, где компания Huawei представила обзор своей деятельности и поделилась своим видением развития телеком рынка. На ежегодном мероприятии компании Huawei столь пристальное внимание теме видео было уделено впервые.

Huawei и ее партнеры из числа телекоммуникационных компаний пересмотрели роль видео и рассматривают его сегодня как базовый перспективный  сервис.  

Участники мероприятия подчеркивали, что телекоммуникационная отрасль должна подготовиться к преобразованию видео из дополнительных услуг к базовой службе, что ставит более высокие требования к планированию, проектированию и развертыванию сети. Для выполнения подобного перехода, операторам необходимо трансформировать свой бизнес сразу в нескольких областях, включая строительство сетей и платформ, терминалов, схем маркетинга и продаж, а также системы управления опытом клиентов. Контент является ключевым фактором успеха для продвижения видеоуслуг, но сравнительно новой для большинства телекомов, особенно тех, кто работает на развивающихся рынках. Очень важны новые бизнес-модели, и партнерские отношения, которые должны быть сформированы. 

Использование видео все меньше ограничивается индустрией развлечений и вскоре распространится на самый широкий спектр отраслей, и для телеком операторов данный сервис поможет проникать в разные вертикальные сектора экономики.

Делая акцент на стратегии развития базовых видеосервисов на саммите HAS, Huawei организовала параллельное мероприятие, где Sichuan Telecom, партнер компании Huawei, продемонстрировала достижения своей комплексной стратегии внедрения видеосервисов.

Пример развития компании Sichuan China Telecom весьма показателен в качестве успешной стратегии развития на базе предоставления видеосервисов с упором на богатый контент высокого качества. Sichuan Telecom является дочерней компанией China Telecom и работает в провинции Сычуань, которая является экономическим центром Западного Китая. Сравнительно недавно компания Sichuan China Telecom работала на мало дифференцированном рынке, где все операторы предлагали в основном один и тот же пакет услуг, тарифицируя сервис лишь в зависимости от пропускной способности (рис. 2).

Sichuan Telecom столкнулись с жесткой конкуренцией на рынке широкополосного доступа от двух других поставщиков услуг - China Unicom и China Mobile,  что проявилось в сокращении абонентской базы ШПД и замедлении роста доходов. 

«Видео» – это второй «голос» и новый шанс для телеком-операторов. Рис. 2

Рис. 2. Sichuan Telecom столкнулись с жесткой конкуренцией 

Количество абонентов ШПД Sichuan China Telecom в период с октября 2012-го года по октябрь 2013-го снизилось с 880 тыс. до 650 тыс. человек. Рост дохода компании снижался два года подряд с 13.2% в 2012-м году, до  11.7% в 2013-м и до 8.3% в 2014-м году (рис. 3).

«Видео» – это второй «голос» и новый шанс для телеком-операторов. Рис. 3

Рис. 3. Рост дохода компании снижался два года подряд

Перед оператором стояла весьма нетривиальная задача по увеличению доли на рынке путем снижения оттока и привлечения новых абонетов. И компании удалось переломить ситуацию путем изменения стратегии именно с упором на продвижение видео контента.

В 2013 году Sichuan Telecom провозгласила стратегию, которая подразумевала новое комплексное решение, с акцентом на видео контент и реорганизацию всех бизнес-процессов. Стратегия получила условное название "012", по наличию трех компонент в составе предлагаемого продукта:  0 – бесплатное телевидение с библиотекой 4K Ultra-HD видео; 1 – доступ в Интернет на базе оптоволокна; 2 – две сим-карты мобильного оператора. Разработчики стратегии исходили из того, что видео становится одним из основных сервисов, своеобразным мостом к потребителю, который должен помочь телекоммуникационным компаниям продвигать бизнес, увеличивать доходы, и приспосабливаться к изменениям на рынке.

Исследования компании подтвердили, что телевизор остается незаменимым терминалом в доме, и компания попыталась сделать акцент на IPTV для выделения своих сервисов на фоне конкурентов. Разработчики стратегии полагали, что возможность добавить IPTV сервис для тарифа «широкополосный доступ + мобильный телефон», существенно ускорит продвижение услуги на рынке. По сравнению с услугами стандартного предоставления канала связи, IPTV позволяет установить более тесные отношения с клиентом, предоставляя целый спектр новых услуг, включая доступ к фильмам, сериалам, учебным программам, так что миллион абонентов IPTV имеют для провайдера намного более высокую ценность, чем такое же число пользователей традиционного ШПД.

Вместо тарификации за скорость доступа (табл. 1) компания предложила целый спектр услуг с акцентом на богатый контент (табл. 2).

Таблица 1. Тарифы Sichuan China Telecom до перехода на стратегию «012»

ШПД

4 Мбит/с

$12

ШПД

10 Мбит/с

$20

ШПД

20 Мбит/с

$30

ТВ

Live TV

4$

ТВ

SVoD

4$

Таблица 2. Тарифы Sichuan China Telecom после перехода на стратегию «012»

ТВ

+20 Мбит/с  FTTH

$ 14

ТВ

+20 Мбит/с  FTTH

+ Смартфон (включая оплату $8)

$ 18

ТВ

+100 Мбит/с  FTTH

+ Смартфон x 2

(2 Гбайт, 2000 мин.)

$28

ТВ

+100 Мбит/с  FTTH

+ Смартфон x 2

(4 Гбайт, 3000 мин.)

$33

Новая стратегия с ориентацией на видео, потребовала от компании Sichuan Telecom комплексной трансформации своих сервисов с точки зрения планирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания сетевой инфраструктуры. Для онлайнового просмотра видео в формате 4K Ultra-HD требуется пропускная способность не менее 45 Mбит/c. Потребление сервиса в режиме мультирум требует высокоскоростной сети большой емкости.

Чтобы поддержать эту стратегию, Sichuan Telecom инвестировала значительные средства в волоконно-оптические сети. Компания развернула широкополосный Интернет на базе оптоволокна в 5279 поселках. К концу 2015 года, удалось реализовать практически полную зону покрытия сети всей провинции. В апреле 2016 года компанией было развернуто 16 миллионов портов оптоволокна, что составило более 80% всех широкополосных сетевых портов в провинции Сычуань.

По мере роста пропускной способности сети и изменения профиля сервисов сеть постепенно трансформировалась из сети доступа в сеть доставки контента.

Бизнес по продвижению 4K носит комплексный характер. Он потребовал не только строительства инфраструктуры, но и отличных от традиционных каналов продаж с точки зрения качества обслуживания клиентов и площадок продаж. Компания начала  сотрудничество с многочисленными производителями телевизоров, для обеспечения зон демонстрации 4K видео в местах продажи 4K телевизоров.  Компания также активно работала для агрегирования 4K контента.

Нехватка 4К контента преодолевалась компанией Sichuan Telecom на базе сотрудничества с партнерами. В том числе с помощью альянса Ultra-HD 4K.

Система предоставления сервисной поддержки и гарантий также адаптировалась к развитию видео бизнеса, который включает в себя построение сетей FTTH, установку и отладку 4K терминалов, а также демонстрацию 4K контента во время предоставления услуги.

«Видео» – это второй «голос» и новый шанс для телеком-операторов. Рис. 4

Рис. 4. Эффект от внедрения концепции «012» компании Sichuan Telecom

Результаты внедрения новой стратегии обошли ожидания компании (рис. 4). Рост дохода от ШПД-услуг с первого полугодия 2013-го года по первое полугодие 2014-го года вырос почти на 14%. Рост числа мобильных абонентов в первом полугодии 2014 года составил около 40%. Снизился показатель оттока абонентов.

Число подписчиков на видеоуслуги с декабря 2012-го года по октябрь 2015-го года выросло почти в десять раз – с 0.72 миллиона человек до 6.77 миллионов.

Доля пользователей смартфонов выросла, также как и среднее потребление трафика на одного пользователя. Статистика China Telecom показывает, что в период с января по май 2015 компания заняла первое место по росту числа пользователей IPTV, широкополосного доступа, и пользователей смартфонов.

Sichuan Telecom стала крупнейшим оператором IPTV в мире с 8.55 млн абонентов IPTV и ожидает, что ее абонентская база продолжит расти в ближайшем будущем.

Пример компании Sichuan Telecom может послужить примером для отечественных телеком операторов по построению стратегии вывода на рынок видеосервисов нового поколения.

Опубликовано 06.07.2016

Похожие статьи