Ultra HD: эволюция или революция

Логотип компании
Ultra HD: эволюция или революция
Мировая телевещательная индустрия находится на пороге очередного технологического преображения: на смену HD и Full HD приходит телевидение сверхвысокой четкости (Ultra HD). То, что за ним будущее, ни у кого не вызывает сомнений. Однако участники рынка пока теряются в догадках...

Мировая телевещательная индустрия находится на пороге очередного технологического преображения: на смену HD и Full HD приходит телевидение сверхвысокой четкости (Ultra HD). То, что за ним будущее, ни у кого не вызывает сомнений. Однако участники рынка пока теряются в догадках, как быстро будет происходить смена поколений форматов телевизионного контента.

Впервые рынок задумался об Ultra HD еще в 90-х годах прошлого века. В частности, первая рекомендация Международного союза электросвязи о системах передачи изображений сверхвысокой четкости была разработана в 1994 году исследовательской комиссией, возглавляемой Марком Кривошеевым (30 июля 2017 года знаменитый российский ученый отметит 95-летний юбилей). Минимальное разрешение изображения в формате Ultra HD составляет 3840?2160 пикселей, тогда как у HD-картинки в максимальном качестве 1080p всего лишь 1920?1080 пикселей.

Однако прежде чем сверхвысокая телевизионная четкость начала движение в массы, миновал не один десяток лет. И до сих пор, несмотря на то, что все крупнейшие деятели мировой телевещательной индустрии называют внедрение формата Ultra HD основным вектором развития отрасли, результаты пока не позволяют говорить о технологической реформе как о свершившемся факте. Так, по итогам 2016 года в мире насчитывалось немногим более 40 телеканалов, вещающих в формате Ultra HD. При этом, хотя десять крупнейших в мире операторов платного телевидения уже внедрили Ultra HD, на начало нынешнего года число домохозяйств, принимающих контент в прогрессивном формате, исчислялось лишь десятками миллионов. Тем не менее по итогам первого квартала наметился позитивный тренд: поставки телевизионных панелей с поддержкой Ultra HD во всем мире увеличились до 33,3% от общего объема реализованных телевизоров.


«Стандарт Ultra HD в целом принят, однако мировой рынок Ultra HD пока еще развит слабо: это слишком дорогая технология и для создателей контента, и для вещателей, и для операторов, и для потребителя», – констатирует директор департамента эксплуатации телевизионной сети и сопровождения телевизионных услуг «АКАДО Телеком»

Ultra HD: эволюция или революция. Рис. 1
Александр Косарев
Александр Косарев. По его мнению, рынок Ultra HD находится на этапе формирования, а основным драйвером этого процесса пока выступают производители телевизоров.

По оценке компании Huawei, развитие телевидения сверхвысокой четкости находится на начальной стадии, а взрывного роста можно ожидать в ближайшие год-два. «По нашим прогнозам, через два года доля каналов Ultra HD достигнет 5%, доля телевизоров с поддержкой Ultra HD – 15%, а потребляющих Ultra HD контент абонентов – 10%, доля 4К-телевизоров – 15%. При этом в фазу зрелости рынок Ultra HD войдет через пять лет», – прогнозирует директор отдела цифровых сервисов компании Huawei в России Иван Ефимов.

Пятилетка высокой четкости

Эксперты отечественного рынка платного телевидения сходятся во мнении, что массовость и популярность ждет формат Ultra HD не раньше чем через пять лет. По словам Андрея Чазова, директора по маркетингу компании «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru»), это связано с тем, что в нашей стране почти нет качественного контента для трансляции в формате Ultra HD, а количество телевизоров, поддерживающих данную технологию, пока минимально. «Развитие нового формата зависит от многих факторов. В их числе готовность клиентов обновить парк телевизоров, объем контента в формате Ultra HD, готовность технической инфраструктуры операторов платного ТВ, а также вовлеченность в этот процесс игроков из разных индустрий. Эти этапы еще предстоит пройти», – уверен Андрей Чазов.

Александр Косарев («АКАДО Телеком») убежден, что для эффективной доставки сигнала в формате UltraHD необходима библиотека соответствующего видеоконтента или несколько полноценных телевизионных каналов. Но пока что многие продакшн-студии и вещатели, в том числе и ведущие российские, все еще работают в классическом телевизионном стандарте SD с форматом изображения 4:3 и монозвуком. Для перехода на новый уровень качества изображения и звукового сопровождения им необходимы видеокамеры сверхвысокой четкости, специальные системы для обработки и хранения изображения и звука и многие другие технологические решения, подразумевающие полное обновление производственного парка. Кроме того, дистрибуция контента 4К имеет существенные технологические и экономические ограничения. В частности, вещателям необходимо внедрить новый стандарт кодирования HEVC (H.265), что неизбежно повлечет массовое обновление парка абонентского оборудования.

«Не стоит забывать, что формат Ultra HD это не только картинка сверхвысокой четкости, но и качественный 16-канальный звук, который также нужно сформировать и доставить до абонента, декодировать и воспроизвести. Телевизоры, которые представлены на массовом рынке, пока имеют достаточно много ограничений по интерфейсам и декодерам для приема сигналов Ultra HD от кабельных или спутниковых операторов. А абонентских устройств, поддерживаюших HEVC, на рынке пока крайне мало, хотя это основной тренд развития абонентского оборудования», – отмечает Александр Косарев.

Космические первопроходцы

Пионерами Ultra HD во всем мире по праву признаются операторы спутниковой связи – во многом именно благодаря им новый формат взял курс на массовую популяризацию. В последние годы стоимость спутникового ресурса постепенно снижается, а вместе с ней падают доходы рынка спутниковой связи. Чтобы компенсировать замедление роста бизнеса, спутниковые операторы, чья деятельность сконцентрирована на вещательном секторе, сделали ставку на развитие вещания в формате Ultra HD. В частности, одна из крупнейших в мире спутниковых компаний – SES S.A. – уже распространяет через свои спутники более двух десятков Ultra-HD-телеканалов.

В России главной движущей силой Ultra HD являются операторы услуг платного спутникового ТВ. «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ») еще в июне 2013 года осуществила пробную публичную трансляцию сигнала в формате Ultra HD, а в июле 2016 года первой среди игроков отечественного рынка запустила вещание телеканалов в формате сверхвысокой четкости в коммерческую эксплуатацию. В состав пакета Ultra HD вошли три телеканала: Tricolor Ultra HD, Insight UHD и Fashion One UHD. Следом за «Триколор ТВ» о запуске спутникового вещания в формате Ultra HD объявили «НТВ-Плюс» и «Мобильные ТелеСистемы».

Андрей Чазов

По оценке Андрея Чазова («ЭР-Телеком Холдинг»), всем российским операторам, желающим транслировать Ultra HD, необходима модернизация в виде программного обновления систем приема, транскодирования и модуляции ТВ-сигнала, что позволит использовать частотные и потоковые ресурсы более эффективно. При этом поддержка технологии Ultra HD абонентскими устройствами уже стала нормой для операторов Европы, США, Южной Кореи, Японии и некоторых других стран. На российском рынке приемники с поддержкой Ultra HD пока стоят ощутимо дороже приставок с поддержкой Full HD. «Наша компания использует для распространения сигнала Ultra HD технологию DVB-C, а потому может предложить абонентам соответствующий контент вообще без ТВ-приставки, с использованием модуля CAM. В прошлом году мы успешно протестировали Ultra HD, вещая его через DVB-C, с ведущими производителями телевизоров, такими как Sony, Samsung и LG», – подчеркивает Андрей Чазов. Аббревиатура CAM означает модуль условного доступа (Conditional Access Module). Это устройство представляет собой компактный адаптер, подключаемый к телевизору через специализированный интерфейс, для обеспечения доступа пользователей к зашифрованному контенту, передаваемому оператором спутникового, кабельного или эфирного ТВ.

OTT-лидерство

Помимо спутникового сегмента, отечественный рынок Ultra HD развивается семимильными шагами благодаря онлайн-кинотеатрам и Smart TV. В частности, Россия лидирует как по количеству OTT-игроков, анонсировавших доступ к Ultra-HD-контенту, так и по количеству самого контента, доступного в рамках этих сервисов. В начале 2017 года о поддержке Ultra HD объявили сразу три онлайн-кинотеатра: Ayyo, Okko и ivi.ru.

По прогнозам исследовательской компании Juniper Research, число пользователей, просматривающих контент Ultra HD через OTT-сервисы, вырастет с 2,3 млн в нынешнем году до 189 млн в 2021-м. А к 2022 году каждый десятый человек в мире будет смотреть в Интернете видео в формате сверхвысокой четкости.

Иван Ефимов

В России узким горлышком на пути массового развития интернет-вещания в формате Ultra HD, по мнению Ивана Ефимова из Huawei, могут стать сети масштаба города (metropolitan area network). Например, в Китае, если пользователь подключается на тариф с пропускной способностью интернет-доступа 8 Мбит/с, он почти всегда получит именно 8 Мбит/с. В России многие интернет-провайдеры подключают абонентов на тарифы от 50 до 100 Мбит/с, но получить стабильную скорость соединения согласно выбранному тарифу, особенно в часы пик, практически невозможно. «Тем не менее операторы ведут работу и в этом направлении. Не только модернизация, но и оптимизация сети позволят решить данную проблему и обеспечить трансляцию телевидения UHD-абонентам», – полагает Иван Ефимов.

Сверхчеткие проблемы

Несмотря на усилия, которые прилагают ключевые участники телевизионной индустрии, и в целом позитивный пользовательский настрой в отношении нового формата Ultra HD, его массовое распространение сдерживается факторами, неизменными на протяжении нескольких последних лет.

Первая и главная проблема – дефицит контента в формате Ultra HD. Он прежде всего обусловлен дороговизной программно-аппаратных средств для массового производства видео сверхвысокой четкости. Вторая проблема – неготовность сетей большинства операторов связи к массовому распространению сигналов Ultra HD. Не менее значима все еще сравнительно высокая стоимость абонентского оборудования с поддержкой Ultra HD, и прежде всего телевизоров. Ну и, наконец, преимущества Ultra HD перед Full HD неочевидны и мало заметны, особенно на малогабаритных экранах. При этом у большинства пользователей нет возможности приобрести телевизор с большим экраном не только из-за его высокой стоимости, но и из-за скромной площади среднестатистической комнаты, и как следствие – нехватки места.

Тем не менее уровень проникновения абонентского оборудования с поддержкой Ultra HD постоянно растет. «Если в прошлом году было продано всего 300 тысяч Ultra-HD-телевизоров и цены на них начинались от 65 тысяч рублей, то в этом году реклама электронных супермаркетов насыщена предложениями от 26 тысяч рублей и, по прогнозам исследовательской компании OVUM в 2017 году будет продано 710 тысяч таких телевизоров, а в 2018-м уже более 2,65 млн. По нашим оценкам, начиная с 2017 года практически все производимые телевизоры будут поддерживать формат Ultra HD. Что касается приемников сигнала, то мы ожидаем, что к 2018 году все поставляемые на российский рынке ТВ-приставки будут поддерживать Ultra HD. В конечном итоге мы ожидаем, что все крупные операторы в России предложат абонентам доступ к контенту сверхвысокой четкости, а наиболее популярные каналы запустят Ultra-HD-вещание, что и приведет к массовому распространению этого формата в России», – комментирует Иван Ефимов (Huawei).

По мнению Александра Косарева («АКАДО Телеком»), многое в дальнейшей судьбе Ultra HD будет зависеть от потребителя: захочет он смотреть такой контент или нет. А если будет спрос, то обязательно появится и предложение. «В общем, появление Ultra HD – такой же закономерный этап технологического прогресса, как, например, внедрение HD, которое лет 10 назад тоже было всем в диковинку. Однако зрители формат высокой четкости оценили, а вслед за этим подтянулись и производители техники, и операторы, и студии, и разработчики ТВ-приемников. С Ultra HD ситуация сложится аналогично – его массовое распространение лишь вопрос времени», – убежден Александр Косарев.

Андрей Чазов («ЭР-Телеком Холдинг»): «Распространению HD в России способствовало несколько факторов, главные из которых – рост продаж телевизоров с поддержкой HD, увеличение количества HD-каналов и их активное продвижение операторами платного ТВ. Мы запустили цифровое ТВ “Дом.ru TV” летом 2012 года, предложив клиентам 20 HD-каналов. За пять лет наша компания увеличила их количество в четыре раза – до 84. Считаю, что Ultra HD будет развиваться по аналогичному сценарию, а темпы зависят от согласованности действий производителей контента и операторов». Кроме того, по его оценке, развитию Ultra HD будут способствовать производители оборудования: при массовом производстве стоимость пользовательских устройств и оборудования для производства контента будет снижаться.

По оценке исследовательской компании IHS, продажи устройств, позволяющих принимать UHD-сигнал, составят в 2023 году в мире 38% от общего количества продаж ТВ-оборудования. Кроме того, популяризации Ultra HD будет способствовать съемка в этом формате массовых мероприятий, особенно спортивных. По прогнозам, в 2025 году на рынке платного ТВ будут представлены сотни каналов в формате Ultra HD, например в Европе – 220, а в Северной Америке – более 300.

Андрей Чазов, директор по маркетингу АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru»):

«Учитывая темпы проникновения Ultra-HD-телевизоров в массы, а также прогнозы аналитиков, считаю, что эта технология останется премиальной на протяжении еще пяти – семи лет».

Иван Ефимов, директор отдела цифровых сервисов компании Huawei в России:

«По нашей информации, большинство операторов уже готовы к распространению Ultra-HD-контента посредством своих сетей».

Александр Косарев, директор департамента эксплуатации телевизионной сети и сопровождения телевизионных услуг «АКАДО Телеком»:

«Чтобы абонент был заинтересован за дополнительную плату получить доступ к Ultra HD, контент должен присутствовать на ТВ-рынке в достаточном объеме, быть интересным и разнообразным».

Опубликовано 07.07.2017

Похожие статьи