Сделано в России?

Логотип компании
Сделано в России?
Made in Russia? Это один из главных вопросов, который вызывает бурю эмоций у многих, хотя и не у всех компаний, работающих на IT-рынке. После активных дискуссий об импортозамещении и необходимости развивать все российское, тут и там стали появляться сообщения...

Несколько лет назад, когда в стране был взят курс на импортозамещение, рынок российских производителей заметно оживился. Внезапно появились десятки, если не сотни компаний, которые позиционировали свои продукты, как российские. Очевидно, что в новых реалиях получение статуса (официального или даже неофициального) российского производителя могло сулить как прямые, так и потенциальные выгоды. Тем не менее, именно благодаря недобросовестным компаниям особо ярко на рынке проявили себя честные отечественные производители, которые наконец-то зацепились за возможность получения реальной господдержки, увеличения финансирования и популяризации своих продуктов. За несколько лет в России «появились» свои процессоры, СХД, серверы, ОС и многое другое. Слово «появились» поставлено в кавычки по той простой причине, что все эти разработки существовали и ранее, однако были знакомы меньшему числу потенциальных заказчиков. Можно констатировать, что российские производители действительно получили мощнейшую мотивацию к дальнейшему развитию, однако несмотря на это рынок развивается очень медленно. Об этом и многом другом мы поговорили с участниками IT-рынка. Стоит отметить, что рынок реагировал на возможности импортозамещения достаточно вяло, а желающих участвовать в открытом обсуждении проблем оказалось мало, что, на мой взгляд, лишь отражает реальное положение вещей.

Программно-аппаратный дисбаланс

Опрошенные нами спикеры сдержанно оценивают динамику развития российского рынка IT-производителей. В частности, старший вице-президент компании «Аквариус» Владимир Шибанов убежден, что политико-экономические тренды последних лет задают позитивную динамику спроса на отечественную продукцию.

Сделано в России?. Рис. 1

Владимир Шибанов, старший вице-президент компании «Аквариус»

Он также отмечает, что с производством готовых систем и ПО все более-менее понятно, так как ключевые игроки на виду. Однако в том, что касается российских комплектующих, дела обстоят прямо скажем не очень хорошо: несмотря на отдельные успешно развивающиеся проекты, говорить о динамике этого рынка рано.

Сделано в России?. Рис. 2

Сергей Разумовский, исполнительный директор компании «Рэйдикс»

С ним соглашается исполнительный директор «Рэйдикс» Сергей Разумовский, который оценивает ситуацию с присутствием на рынке отечественных производителей как медленный рост. Он подчеркивает, что активная позиция государства оказывает существенную поддержку рынку, но касается это в большей степени сегмента программных решений. Г-н Разумовский особо отметил важность реестра отечественного ПО. А вот с сегментом аппаратных решений ситуация складывается куда более сложная: спрос со стороны госсектора растет, но медленными темпами. И это, по мнению господина Разумовского, вполне ожидаемо.

Без господдержки никуда

Одним из критически важных для российских производителей вопросом стала структура заказчиков их продукции. Для многих компаний, представляющих на рынке частично или полностью российский продукт, госсектор является основным заказчиком. Это наблюдение подтверждает Владимир Шибанов («Аквариус»), который отмечает, что компания традиционно сфокусирована на заказчиках из госсектора и крупного корпоративного сегмента. За последние несколько лет клиентский портфель «Аквариуса» изменился не сильно, хотя OEM-проекты компании привлекли новых клиентов из нефтегазовой отрасли. Направление развития новых проектов смещается в сторону услуг и научно-исследовательской деятельности (R&D), что отражает общие тенденции в ИТ.

Рассказывая о ситуации в «Рэйдиксе», Сергей Разумовский отмечает, что структура заказчиков компании претерпевает изменения в прямой связи с изменением продуктов вендора. Сегодня продукция «Рэйдикс», например, СХД для систем видеонаблюдения и высокопроизводительных вычислений, может быть востребована по всему миру, что и подтверждается появлением зарубежных заказчиков. За последние несколько лет появились заказчики и партнеры, которые активно используют такие системы в нескольких странах мира, включая Россию.

IT-канал и партнеры

Владимир Шибанов («Аквариус») говорит, что продукция компании распространяется через двух дистрибьюторов (OCS и Landata), на которых лежит и часть функций по работе с каналом. Г-н Шибанов подчеркивает, что региональный бизнес в последние годы претерпел существенные изменения: бюджеты в регионах похудели, акценты сместились в сторону консолидированных закупок и проектов федерального уровня, что в итоге привело к ситуации, когда большинство проектов на рынке рождается и реализуется в Москве. «Но вендор не может жить только крупными проектами или вниманием к крупным партнерам – это чревато зависимостью от ограниченного числа субъектов рынка, поэтому канал и ран-рейт все так же важны для нас. Чем больше крупных проектов продает компания, тем правильнее уделять повышенное внимание каналу, соблюдать баланс. Мы не гонимся за широтой канала, работаем над качеством партнеров и географическим покрытием, над сервисной политикой, пытаемся расширять спектр дополнительных услуг, которые могут получить наши партнеры. Прошлый год был очень успешным для части наших регионов, будем поддерживать темпы роста там, где у нас получается и прикладывать усилия в новых областях», - заключает он.

Сергей Разумовский («Рэйдикс») говорит, что бизнес-модель компании остается неизменной. «В основном, поставщики комплексных IT-решений используют ПО Raidix, как программный компонент в построении сложной инфраструктуры хранения данных на стороне заказчика, а системные интеграторы и сборщики оборудования имеют возможность создать новую линейку СХД на базе российских технологий», - поясняет он. При необходимости они также могут приобрести дополнительные технические компетенции для работы с новыми сегментами рынка СХД.

Отвечая на вопрос о ключевых партнерах, г-н Шибанов («Аквариус») подчеркнул, что о росте партнерской базы лучше всего говорить при запуске бизнеса с нуля либо в принципиально новых технологических нишах. Когда речь идет о компании вроде «Аквариуса», которая на рынке с 1989 года, сложно говорить о существенном приросте партнерской базы. На текущий момент у компании 1300 партнеров. «Уверяю вас, что любой «железячный» вендор, работающий в традиционных нишах, и российский, и зарубежный, представленный на рынке в течении продолжительного периода времени (20-25 лет) слукавит, если скажет о приросте партнеров за последние 3-4 года», - объясняет свою позицию г-н Шибанов.

Г-н Разумовский («Рэйдикс») ответил на этот вопрос коротко и ясно: в настоящее время компания работает с более 50 партнерами за рубежом и более 100 в России. За 2014-2017 годы партнерская база компании выросла примерно на 150%. Стоит отметить, что на рынке «Рэйдикс» с 2009 года.

Оценка конкурентов

Сейчас в России активизировались работы по разработке отечественных центральных процессоров, комплектующих, СХД и серверов. Мы попробовали узнать у спикеров о том, какие продукты, кроме собственных, они могли бы выделить, как особо удачные и перспективные.

Г-н Шибанов («Аквариус») отметил, что их компания поддерживает отношения и участвует в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах почти со всеми крупными российскими производителями. Однако среди наиболее интересных решений он отметил коллег по холдингу, работающих под брендом YADRO.

Г-н Разумовский («Рэйдикс») сказал, что компания активно участвует в создании российской экосистемы хранения. Сегодня «Рэйдикс» уже предлагает совместные решения с такими компаниями, как МЦСТ (процессоры «Эльбрус») и «Промобит» (российская аппаратная платформа BITBLAZE). «Также долгие годы успешного партнерства связывают нас с ведущим отечественным производителем вычислительной техники компанией «Депо», с которой развиваем бизнес не только в России. Отдельно стоит отметить сотрудничество с компанией «ВИТ-Центр», производящей сервера для видеонаблюдения», - добавил он.

Made in Russia?..

Это один из главных вопросов, который вызывает бурю эмоций у многих, хотя и не у всех компаний, работающих на IT-рынке. После активных дискуссий об импортозамещении и необходимости развивать все российское, тут и там стали появляться сообщения о появлении того или иного «российского» IT-продукта. Однако на деле часто оказывалось так, что из российского там только наклейка на корпусе. Что же на самом деле подразумевается под заявлением «это российская продукция»? Иногда этот вопрос вызывает раздражение, иногда – недоумение, но сильные эмоции лишь подтверждают его актуальность. Недостаточно просто назвать свой продукт российским, нужно уметь объяснить, почему этот продукт действительно можно считать российским, иначе история с импортозамещением теряет смысл. Вопрос, безусловно, философский, но каждый раз мы задаем его именно для того, чтобы понять, где проходит та грань между российским и иностранным продуктом.

Владимир Шибанов («Аквариус»), отмечает, что вопрос абстрактный, а продукция очень разная, да и производители по-разному выкладываются в производственную базу. Он отмечает, что производственные возможности и инженерные ресурсы «Аквариуса» позволяют осуществлять разработку и производство некоторых компонентов – например, материнские платы, DIMM, УКФ (устройство контроля функционирования). «В настоящий момент компания «Аквариус» способна предложить различные продукты с использованием российских комплектующих в зависимости от задач заказчика. За прошедший год мы представили сервер на процессорах Эльбрус, ноутбук бизнес-класса на базе материнской платы собственной разработки, системы хранения с российским ПО. Особо следует упомянуть средства информационной безопасности, которые мы интегрируем в наши продукты. Здесь доля отечественного изготовителя очень высока: все «замки» и антивирусное ПО — отечественные продукты», - отметил он.

Сергей Разумовский («Рэйдикс») считает, что говорить за индустрию в целом не стоит, но соглашается, что на российском рынке действительно была и остается заметной тенденция к созданию продуктов на базе систем с открытым кодом и «переклеиванию шильдиков». Он убежден, что в таком подходе нет ничего плохого, так как он позволяет быстро создать новый продукт. В то же время, «такие продукты и решения элементарно дублируются конкурентами и не имеют долгосрочной перспективы собственного развития, так как вынуждены повторять путь развития «материнского продукта», добавляет г-н Разумовский. Он справедливо полагает, что «если компания не обладает правами на ключевую часть кода, то говорить об импортозамещении и ИБ не приходится». В то же время, он напоминает, что RAIDIX - это изначально проприетарная российская разработка, внесенная в реестр Минкомсвязи. Функционал RAIDIX расширяется за счет внутренних разработок и исследований собственной лаборатории в сфере помехоустойчивого кодирования, машинного обучения, data mining и т.д.

Стоит заметить, что остальные спикеры, с которыми удалось поговорить, но ответы которых по разным причинам не было возможности включить в материал, в целом, согласны с неоднозначностью ситуации на рынке российских продуктов. Вопросы происхождения элементной и компонентной базы, а также оборудования, на котором производятся те или иные продукты на территории России, остаются открытыми. В большинстве случаев, они иностранного происхождения. Проблема ли это? В контексте вектора развития на IT-независимость, конечно, да. С точки зрения глобализирующегося мира – нет.

Опубликовано 09.04.2018

Похожие статьи