Интеллектуальная собственность, ИТ и телекоммуникации (3 часть)

03.06.2019
Интеллектуальная собственность, ИТ и телекоммуникации (3 часть)
В 2018 году принят ряд документов, нацеленных на создание системы маркировки товаров, основы которой были зафиксированы в Федеральном законе № 487-ФЗ от 31 декабря 2017 года, вступившем в силу 1 января 2019 года...

Обзор основных изменений российского законодательства за 2018 год

(Окончание. Начало в IT News №3-4/2019)

Маркировка товаров

В 2018 году принят ряд документов, нацеленных на создание системы маркировки товаров, основы которой были зафиксированы в Федеральном законе № 487-ФЗ от 31 декабря 2017 года, вступившем в силу 1 января 2019 года. В его развитие в прошедшем году был проведен не только ряд экспериментов по маркировке отдельных категорий товаров, но и утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке начиная с 2019 года.

В Распоряжении Правительства РФ № 791-р от 28 апреля 2018 года закреплены базовые принципы функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации (далее – «система»), в том числе:

·        введение обязательной маркировки товаров средствами идентификации на основе анализа целесообразности;

·        обеспечение минимизации затрат участников оборота при введении маркировки;

·        открытость и доступность информации о маркировке товаров;

·        ответственность для всех участников оборота товаров;

·        регистрация всех этапов оборота товаров в системе.

Одновременно с этим в Распоряжении Правительства РФ № 792-р был утвержден перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Если ранее обязательная маркировка контрольными (идентификационными) знаками распространялась только на меховые изделия, то с марта и июля 2019 года требования к маркировке распространятся на табачную продукцию и обувные товары соответственно, а с декабря 2019 года маркироваться должны будут все остальные группы товаров, определенные Правительством РФ, включая духи и туалетную воду, шины и покрышки, различные предметы одежды (пальто, блузки и т. д.), а также фотокамеры.

В целях реализации принципов функционирования системы приняты Федеральный закон № 488-ФЗ от 25 декабря 2018 года (далее – «закон»), а также решение о создании Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС). ГИС будет включать в себя сведения об участниках, о товарах, подлежащих обязательной маркировке, сведения о средствах идентификации, технических средствах и о нарушениях требований. Оператор ГИС и некоторые иные сведения, помимо перечисленных в законе, должны быть определены Правительством РФ.

Средством идентификации, согласно закону, является код маркировки в машиночитаемой форме, который может быть воплощен тремя способами:

·        нанесен в виде штрихового кода

или

·        записан на радиочастотную метку

или

·        представлен с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации.

Правительство РФ вправе утверждать перечни групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку по видам деятельности, однако на сегодня такие перечни не утверждены. Фактически это позволяет сделать вывод, что требование о маркировке товаров до утверждения таких перечней распространяется на широкий круг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – производителей, поставщиков и продавцов.


Постановление КС о параллельном импорте

13 февраля 2018 года Конституционный Суд РФ огласил постановление по делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ по жалобе ООО «ПАГ» (далее – «постановление»). Конституционность оспариваемых положений была подтверждена, однако был высказан ряд позиций, которые могут повлиять на правоприменительную практику по делам такого рода.

ООО «ПАГ» ввезло в Россию партию специальной бумаги для аппарата УЗИ. По иску правообладателя товар был арестован, а отсутствие согласия правообладателя на введение товара в оборот было признано основанием для применения мер ответственности, в том числе в виде изъятия и уничтожения товаров, ввезенных с нарушением. ООО «ПАГ» не согласилось с таким определением контрафактного товара и обратилось в Конституционный Суд РФ, настаивая на факте оригинальности ввозимого товара и, следовательно, законности размещения товарного знака.

Конституционный Суд РФ сформировал обязательную к применению позицию, согласно которой правоприменителям необходимо оценивать добросовестность действий правообладателей при осуществлении исключительных прав. Так, действия правообладателя, недобросовестно использующего механизм исчерпания исключительного права на товарный знак (например, ограничение ввоза конкретных товаров или применение ценовой политики в виде завышения цен на российском рынке по сравнению с другими рынками), не могут расцениваться как одобряемые с точки зрения защиты конституционно значимых ценностей, если такие действия приводят к ограничению доступа российских потребителей к соответствующим товарам.

Таким образом, при установлении факта злоупотребления правообладателем своим правом суд может отказать в иске либо снизить размер неблагоприятных последствий для другой стороны спора. Кроме того, в постановлении отмечается необходимость дифференцировать меры ответственности в зависимости от того, был ли ввезен поддельный или оригинальный товар, маркированный товарным знаком без согласия правообладателя. Уничтожать товары, ввезенные в рамках параллельного импорта, можно только «в случае их ненадлежащего качества или в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».


Применение телемедицинских технологий

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 965н от 30 ноября 2017 года «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (далее – «приказ») установил правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи медицинскими организациями.

Приказ регламентирует как порядок взаимодействия медицинских работников между собой, так и правила взаимодействия медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями. Приказ устанавливает, что медицинские организации могут оказывать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий с использованием различных информационных систем, список которых является открытым.

Однако применение телемедицинских технологий при этом достаточно ограничено и, например, не охватывает процедуру постановки первичного диагноза. В случае обращения пациента без предварительного установления диагноза и назначения лечения на очном приеме медицинское заключение может содержать только рекомендации пациенту или его законному представителю о необходимости проведения предварительных обследований в случае принятия решения о необходимости проведения очного приема.

Приказ устанавливает сроки хранения информации, полученной по результатам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, но при этом не содержит специфических требований к информационным системам, через которые осуществляется оказание телемедицинских услуг, в частности к информационной безопасности таких систем.


Новости в сфере ИС

В 2018 году кардинальные изменения не коснулись правового регулирования интеллектуальной собственности. В то же время был принят Федеральный закон № 549-ФЗ от 27 декабря 2018 года (далее – «закон»), которым введен механизм временной правовой охраны промышленных образцов.

Закон должен позволить оперативно получать правовую охрану внешнего вида изделий с коротким жизненным циклом, а также защищать их не только от прямого копирования, но и от создания и реализации сходных изделий, производящих на потребителя такое же общее зрительное впечатление, какое производит регистрируемый промышленный образец.

Закон ограничил объем временной правовой охраны совокупностью существенных признаков промышленного образца, которые отражают внешний вид изделия и содержатся в решении Роспатента. Срок временной правовой охраны начинает течь со дня публикации сведений о заявке и оканчивается датой публикации сведений о выдаче патента. Таким образом, фактически закон позволяет заявителю до даты публикации сведений о выдаче патента требовать от любых третьих лиц выплаты вознаграждения за использование промышленного образца в указанном объеме правовой охраны.

Разъяснения Роспатента

24 июля 2018 года приказом Роспатента № 128 утверждено «Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов» (далее – «руководство»).

Руководство адресовано работникам Роспатента, к компетенции которых относятся вопросы предоставления правовой охраны товарным знакам, в первую очередь государственным экспертам по интеллектуальной собственности. Однако оно может быть также использовано заявителями, патентными поверенными и другими лицами при ведении дел с Роспатентом.

Положения документа носят рекомендательный характер и нацелены на обеспечение единообразной практики экспертизы. По своей структуре руководство представляет собой комплексный комментарий к отдельным положениям документов, регулирующих процедуру регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, сгруппированных в семь основных разделов. С содержательной точки зрения руководство представляет собой наиболее полное обобщение актуальной практики Роспатента по проверке соответствия заявленных обозначений требованиям законодательства.

Стоит отметить, что одновременно с утверждением руководства ряд документов Роспатента утратил силу (в том числе методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок, а также рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство).

Виктор НАУМОВ

руководитель российской практики в области интеллектуальной собственности, ИТ и телекоммуникаций, Dentons

Похожие статьи