Проектирование и строительство инженерной инфраструктуры и СКС - как обойти все подводные камни?

Логотип компании
Проектирование и строительство инженерной инфраструктуры и СКС - как обойти все подводные камни?
Построение инженерной инфраструктуры и СКС — процесс  не новый, однако включающий в себя множество нюансов. Каждый проект индивидуален, и скорее всего, предусмотреть все особенности будет невозможно, но  подготовиться к наиболее частым – вполне реально...

Построение инженерной инфраструктуры и структурированной кабельной системы (СКС) — процесс ни для кого не новый, однако включающий в себя большое число нюансов и подверженный влиянию множества факторов. Каждый проект и система индивидуальны, и скорее всего, предусмотреть все особенности будет невозможно, но учесть и подготовиться к наиболее частым случаям – вполне реально. Эксперт системного интегратора Oberon Василий Непокрытый рассказал о наиболее важных тонкостях работы по построению инженерной инфраструктуры и СКС.

План и проект

Любое строительство начинается с проекта. Этап проектирования — именно та стадия, на которой должно быть учтено множество важных нюансов и потенциальных сложностей, обусловленных, например, особенностями конструкции здания или уже ранее проложенных инженерных коммуникаций, с которыми столкнутся на дальнейших этапах строители и эксплуатанты при построении инженерной инфраструктуры. И это касается любой сферы деятельности, где успех реализации напрямую зависит от корректности и точности проектной документации. История это нам демонстрирует: в XVII веке в шведском королевстве построили небывалых для того времени размеров боевой корабль «Васа», который должен был стать флагманом флота. Однако из-за ошибок конструкторов и проектировщиков судно затонуло, пройдя лишь несколько километров по морю. Этот трагичный пример, несмотря на давность, демонстрирует чрезвычайную важность проектирования.

Достаточно часто при проектировании инженерной инфраструктуры специалисты закладывают недостаточный или избыточный объем мощностей. Проектировщики исходя из совокупности систем, которые будут задействованы, рассчитывают необходимое энергоснабжение для обеспечения всего проекта. Наличие избыточных объемов снабжения вряд ли негативно скажется на проекте. Намного хуже, когда впоследствии выясняется, что мелких неточностей, недостающих совсем небольших объемов мощностей набирается столько, что итоговые объемы проекта вылезают за возможные пределы. В других случаях обеспечивается недостаточный запас, например, для системы охлаждения: бизнес заказчика расширяется, IT-инфраструктура растет и требует большего холодоснабжения, но мощностей для его обеспечения не хватает.

Особое внимание стоит уделить комплексным проектам, которые включают работу множества систем в одном здании, и могут вызвать сложности при согласовании всех смежных систем друг с другом. Например, вентиляция и кабеленесущая система. Это два отдельных, но взаимосвязанных проекта, которые создаются разными людьми, внутри одного большого. Исполнитель должен обеспечить стабильное взаимодействие и согласованность этих подпроектов, в противном случае эксплуатанты столкнуться с серьезными сложностями. Так как весь проект предполагает вовлечение нескольких команд специалистов из разных сфер — несостыковки на разных этапах неизбежны. Например, при строительстве одна конкретная деталь конструкции, установленная без учета интересов смежных специалистов, которые работают параллельно в этом проекте, может последствии доставить массу проблем.

В связи с этим сейчас активно обсуждается вопрос авторского надзора — вид контроля качества, выявляющий недостатки в реализации проектных решений, который проводится на этапе строительства. В данном случае проектировщик контролирует соответствие строительных работ положениям проектной, рабочей и сметной документации.

Обратимся к проектированию структурированной кабельной системы. В первую очередь специалисты должны понять какие среды будут в этой СКС: системы хранения данных (СХД), локальные и глобальные вычислительные сети, телефония. Здесь возможны несколько вариантов, например, создание универсальной среды (что часто бывает сложно) или несколько индивидуальных под конкретные задачи.
Для точного расчета проекта, специалисты постоянно взаимодействуют с компанией-заказчиком для определения требований, предъявляемых к проектируемой СКС,
но по опыту, нечасто получается реализовать все идеально. Например, если проект небольшой, заказчик выделяет одного-двух специалистов, которые по большей части погружены в процессы и могут рассказать, что им нужно. Когда же речь заходит о масштабных проектах: обычно очень сложно собрать информацию с большого количества людей. Здесь кроется основополагающая вещь в работе СКС — система должна обладать всеми необходимыми возможностями, чтобы обеспечивать логичную, гибкую и удобную процедуру коммутации/эксплуатации наравне с пропускной способностью для трафика в той или иной среде передачи данных, заявленных заказчиком, а для этого критически важен этап проектирования.

Нюанс заключается в том, что проектную документацию не редко корректируют эксплуатанты, которые будут взаимодействовать с получившейся инфраструктурой: работать с ней - коммутировать (объединять абонентов сети) систему, устанавливать и организовывать патч-корды (соединяющие кабели) в шкафах. В некоторых случаях заказчику необходима кастомизация — переделка линейки оборудования и линейки производства. Однако это реализуемо только для крупных проектов, в случае с мелкими производитель оборудования не пойдет на дорогостоящие корректировки, так как это невыгодно.

Очень важно предусмотреть и продумать все возможные несостыковки до мелочей на этапе проектирования. Необходимо предвосхитить требования каждой из сторон, согласовать между собой потребности этих сторон внутри системы (порой смоделировать много возможных сценариев организации каналов связи) чтобы избежать многочисленных пересогласований, исправлений, переделок (хуже всего, переделок на этапе реализации или эксплуатации). Важно, не просто спроектировать и построить кабельную инфраструктуру, удовлетворяющую только технические требования, но и некую эргономику и унификацию для простой и комфортной работы с системой, а для этого найти точки соприкосновения с эксплуатантом. Компетенции проектировщиков в совокупности с программными продуктами, которые доступны сегодня, позволяет избежать ошибок в 95% случаев, но от человеческого фактора никто не застрахован.

Стройка

Не секрет, что созданные проекты очень часто корректируются на этапе строительства. На мой взгляд, одна из основных проблем во время перехода от проектирования к реализации — отсутствие у проектировщиков понимания/опыта того, как все составляющие инфраструктуры будут строится на объекте и согласовываться между собой. Однако строители, в свою очередь, также часто не знают, как спроектированный объект будет эксплуатироваться. Страдает во всех этих случаях эксплуатация. Если проектируется, например, СКС для ЦОДа, то обычно его эксплуатируют IT-специалисты со стороны заказчика. Если проектируется инженерная инфраструктура здания, то эксплуатантом будет управляющая компания. Последняя также часто не знает, как эксплуатировать энергоустановки, вентиляции и системы кондиционирования.

В связи с этим представители заказчика часто пытаются внести «срочные» корректировки уже в ходе строительства. Однако предлагаемые изменения могут поставить под угрозу функционирование всего проекта, так как сотрудники заказчика могут не обладать достаточной экспертизой для погружения в проектную документацию. Если экспертиза отсутствует, заказчику стоит привлечь внешних специалистов, которые способны объективно оценить проектную документацию и дать квалифицированную оценку для внесения возможных корректировок.

IT-подразделение должно иметь представление о том, в какой среде должно работать их оборудование. Электрики должны понимать, какие нагрузки на систему ожидаются, предусмотреть пусковые токи, перегрузки, защиту и так далее. Совокупность всех этих компетенций позволит избежать большинства проблем.

Влияние внешних факторов

Мы обсудили внутренние нюансы, влияющие на работу по построению инженерной инфраструктуры и СКС. Однако такие проекты всегда встречают на своем пути внешние факторы, которые могут оказывать сильное влияние и должны быть учтены при реализации проекта.

Например, проектируемое здание будет находиться на пространстве государственного значения, в таком случае необходимо получить оценки специальной государственной экспертизы. Госэкспертиза должна подтвердить, что данный проект соответствует всем требованиям и стандартам и не влияет на безопасность человека для того, чтобы дать разрешение на строительство. Бывает так, что заказчик может не знать о необходимости получения данного заключения. Например, госкорпорация, у которой есть и собственные, и государственные бюджеты, оперирует собственными инвестициями — это позволяет использовать коммерческую или свою собственную экспертизу. Но при этом про госэкспертизу часто забывают. Экспертиза учитывает не только технические требования, но и правильность выбора оборудования, целесообразность его применения. Существует множество нюансов при строительстве и проектировании ЦОДа. Например, если ЦОД большой, нужна дизель-генераторная установка (ДГУ) — а это шум и выбросы. В таком случае требуется соблюдение всех экологических норм: хорошо, если объект будет расположен в «поле», не в городской черте, но, если дата-центр с ДГУ в городской застройке — тогда перед нами задача, требующая обязательного решения. Нужно получить согласование экологов, а также соответствие СНиП (строительные нормы и правила). Все это влечет за собой дополнительные требования к проектированию, например, дополнительная шумоизоляция, выведение выхлопных газов. Если ЦОД, например, будет стоять рядом с жилым или административным зданием, то система дымоудаления должна быть на несколько метров выше этого здания.

Коммуникация и синхронизация действий всех участников

Для успешной реализации проекта по построению инженерной инфраструктуры и СКС важно наличие взаимодействия всех участников проекта. Синхронизация действий и задач в рамках единого проекта со стороны проектировщиков, строителей и эксплуатанта — особенно на этапе проектирования.

Участники проекта должны обладать возможностью согласовывать свои решения с компетентными представителями заказчика, а также специалистами, выполняющими параллельные работы по проектированию и строительству смежных систем, расположение и функционирование которых может стать частью или иметь влияние на работоспособность инженерной инфраструктуры и СКС.
Максимально точное понимание задач и потребностей компании заказчика позволяет специалистам использовать в проекте высокоэффективные решения, которые не потребуют значительных дополнительных затрат для корректировки и каких-либо изменений.

Василий Непокрытый,

технический директор департамента проектирования и

строительства компании Oberon

Опубликовано 26.08.2019

Похожие статьи