Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн

Логотип компании
30.04.2020Автор
Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн
Пользователи отказываются от неприоритетных покупок и так и не выработали устойчивую привычку покупать продукты онлайн, но процесс идет. В первую неделю самоизоляции трафик образовательных сервисов вырос более чем в 2 раза относительно начала марта, но и сериалы днем начали смотреть чаще.

Пользователи отказываются от неприоритетных покупок и так и не выработали устойчивую привычку покупать продукты онлайн, но процесс идет. В первую неделю самоизоляции трафик образовательных сервисов вырос более чем в 2 раза относительно начала марта, но и сериалы днем начали смотреть чаще.

NGENIX проанализировала, как изменялись средние показатели количества запросов в секунду и полосы пропускания данных в течение четырех недель самоизоляции в сравнении с аналогичным периодом месяцем ранее в нескольких основных сегментах:

  • Видеосервисы (телеканалы, онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы);

  • Продовольственная розница (покупка продуктов питания в интернете);

  • Непродовольственная розница (покупка прочих товаров в интернете);

  • Образование (дистанционное обучение, доступ к образовательному контенту);

  • Туризм и путешествия (бронирование авиа- и железнодорожных билетов и туров в интернете).

В качестве периодов для анализа выбраны ровно по 4 календарных недели в марте и апреле: с 2 по 29 марта и с 30 марта по 26 апреля. Но “оставаться дома” россияне начали еще до официального объявления карантина:

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн. Рис. 1
 

Динамика количества HTTP-запросов в секунду (RPS) со 2 марта по неделям и индекс самоизоляции.

За неделю до карантина (с 23 по 29 марта):

  • трафик видеосервисов уже вырос на 58% в сравнении с первой неделей марта.

  • трафик образовательных сервисов растет уже две недели подряд и на 78% выше, чем в начале марта.

  • трафик веб-ресурсов продовольственной розницы на 61% выше, чем в первую неделю марта, и это устойчивый тренд.

  • трафик сегмента “Непродовольственная розница» упал на 18% относительно начала марта.

  • веб-ресурсы сегмента “Туризм и путешествия” испытали самый значительный спад трафика - на 23% относительно первой недели марта.

Первая неделя карантина (с 30 марта по 6 апреля):

  • трафик сегмента видеосервисов прибавил еще 127 п.п., в целом увеличившись на 259% относительно начала марта. Во многом на это повлияла прямая трансляция обращения Президента РФ 2 апреля.

  • трафик «Образования» вырос на 18 п.п. за неделю и в общем увеличился на 78% относительно начала марта.

  • «Продовольственная розница» достигла максимума: трафик вырос на 9 п.п. за неделю, в общем увеличившись на 92% относительно начала марта.

  • «Непродовольственная розница» продолжила падение, снизившись еще на 2 п.п. за неделю

  • трафик ресурсов сегмента “Туризм и путешествия” незначительно вырос (на 1%)

Продолжение карантина (с 7 по 26 апреля):

  • трафик видеосервисов упал более чем вдвое, на 108 п.п., но затем за неделю вырос на 46 п.п. Сейчас он на 206% выше, чем в начале марта.

  • трафик «Образования» упал на 21 п.п., но в общем за два месяца рост составил 112%.

  • трафик «Продовольственной розницы» резко упал: по сравнению с первой неделей режима самоизоляции он потерял 71 п.п., хотя относительно марта в целом сегмент вырос на 21%.

  • трафик веб-ресурсов «Непродовольственной розницы» незначительно снизился на 1 п.п., а относительно начала марта упал на 19%.

  • до конца апреля сегмент «Туризм и путешествия» продолжил падение: трафик снизился еще на25 п.п. и относительно начала марта упал в целом на 47%.

Из-за режима самоизоляции пользователи начали смотреть видео в рабочее время: пики трафика в течение рабочих дней приходились в основном на вечер (около 21.00 - 23.00), но в аналогичные дни недели во время карантина такие же показатели запросов в секунду (rps) наблюдаются уже с 15.00 до 17.00.

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн. Рис. 2

Трафик видеосервисов, учитывая прямую трансляцию обращения В.В.Путина об объявлении карантина 2 апреля.

Несмотря на то, что сегмент видеосервисов показывает самый впечатляющий рост в объемах трафика и демонстрирует самые высокие пиковые значения во время прямых трансляций, для сегмента образования тренд роста во время самоизоляции довольно стабилен.

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн. Рис. 3

Трафик сегмента ”Образование” с 2 марта по 26 апреля

Трафик образовательных сервисов точно коррелирует с индексом самоизоляции: находясь дома, пользователи стабильно учатся и приобретают новые навыки. С 12 апреля россияне стали чаще покидать дом, но даже со снижением индекса самоизоляции количество обращений к образовательным ресурсам оставалось стабильно высоким.

Очевидно, для людей, строго соблюдающих режим самоизоляции, поход в магазин стал единственным поводом покинуть квартиру, и пользователи вернулись к привычной оффлайн-рознице. Жесткие карантинные меры заставили россиян попробовать закупать продукты онлайн, однако с постепенным понижением индекса самоизоляции в течение последующих двух недель пользователи стали реже прибегать к онлайн-покупкам продуктов.

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн. Рис. 4

Трафик сегмента “Продовольственная розница” с 2 марта по 26 апреля

В то же время в течение нескольких недель продолжает снижаться количество обращений к веб-ресурсам онлайн-магазинов, продающих непродовольственные товары.

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн. Рис. 5

Трафик сегмента ”Непродовольственная розница” с 2 марта по 26 апреля

В сегменте “Путешествия” ожидаемый спад трафика веб-ресурсов. С 9 марта этот сегмент показал небольшой рост на 7% в сравнении с первой неделей марта, но к концу первого месяца карантина трафик сегмента уже был более чем на 47% ниже, чем значения начала марта.

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн. Рис. 6

Трафик сегмента “Туризм и путешествия” с 2 марта по 26 апреля

Объявление режима самоизоляции изменило многие привычки пользователей. Попробовав покупку продуктов онлайн, они все-таки предпочли ходить в магазины, чтобы хотя бы иногда покидать дом, а видео стало главным способом провести досуг.

Эти же выводы подтверждает индекс цифровой активности городов-миллионеров, который начал выводить МТС. Оператор проанализировал посещаемость абонентами 29 975 сайтов и приложений. Значение 5 – это средний уровень 2019 года, а рост или снижение спроса на 25% предполагает шаг на один пункт индекса вверх или вниз.

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн. Рис. 7

Во всех городах-миллионерах России спрос на цифровые решения вырос более чем на 60%. Максимальный индекс цифровой активности зафиксирован в Приволжском федеральном округе: в Самаре, Казани, Уфе и Нижнем Новгороде. В Москве, также как и в Петербурге, индекс цифровой активности 8.

Жители Петербурга стали значительно чаще пользоваться кино- и видеосервисами: количество обращений к МТС ТВ, IVI, ОККО, YouTube и другим из этой категории выросло почти в пять раз. Также люди стали больше времени уделять самообразованию: спрос на образовательные онлайн-ресурсы увеличился в 4 раза.

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн. Рис. 8

Похожие статьи