88,8% компьютеров в школах России работают на импортном ПО

17.05.2021
88,8% компьютеров в школах России работают на импортном ПО
Общий уровень осведомленности о российских разработках составляет 70%.

Проникновение российского софта не превышает 6%. Такие выводы сделаны по результатам всероссийского исследования «Применение российского ПО в школьном образовании», проведенного «Академией АйТи» в апреле 2021 года.  

Исследование охватило педагогических работников школ во всех федеральных округах и реализовано методом анкетирования. Участие приняли 5007 респондентов. Участники отвечали на 15 вопросов, с выбором нескольких вариантов, включая ввод развернутых ответов.

По результатам исследования, 94% респондентов заявили об использовании компьютеров в учебном процессе, 43% оценили степень работы как «очень активную». Устаревшую материальную базу, отсутствие компьютеров в школах отметили 5% респондентов.  

88,8% компьютеров в школах страны работают на импортном программном обеспечении. Проникновение российского софта не превышает 6%.

Рынок установленных отечественных операционных систем представлен продуктами на базе ядра Linux: ОС Astra Linux, Альт Образование, Ред ОС, Rosa Fresh. Лидером является ОС Astra Linux, занимающий 3,2% от общего числа, что соответствует 54% среди отечественных ОС.       

Рынок используемых офисных приложений, для работы с текстами, таблицами, презентациями распределен продуктами OpenOffice (СПО) – 22,7%, МойОфис – 18,6%, LibreOffice – 5%, Р7-Офис – 1%. 30% респондентов заявили о том, что российские офисные приложения им не известны.

25% опрошенных подтвердили уверенное владение отечественным софтом и СПО, 27% изучали ПО, но не применяли на практике, 18% респондентов знакомы только с названиями. 30% опрошенных ничего не знают о российском ПО.

01-Уровень-знакомства-респондентов-с-российским-программным-обеспечением.png
01-Уровень-знакомства-респондентов-с-российским-программным-обеспечением.png

48% педагогов отмечают личную готовность к переходу на отечественное ПО, при условии регулярного обучения, поддержки и бесплатных лицензий как для школ, так и для личного использования на компьютерах в семьях. Респонденты отмечают необходимость в качестве, апробирования продуктов и повсеместного внедрения. Необходимость в широком информировании и рекламировании.

78% респондентов рассказали о барьерах, которые необходимо преодолевать для успешного и настоящего импортозамещения. Среди таких трудностей: совместимость разного вида ПО, в том числе и с периферийным оборудованием. Программы для диагностики ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, написанные под Windows. Трудности с переобучением, особенно педагогов в возрасте. Сложности с установкой, технической поддержкой, обновлением.

21% респондентов не видят сложностей. Отмечают необходимость в доступных ценах для домашнего использования или чтобы софт был полностью бесплатным за счет поддержки государства. Программы должны быть не хуже зарубежных аналогов, а лицензии должны быть доступными или бесплатными.

05-Итоги.png
05-Итоги.png

Традиционный взгляд на импортозамещение в школах сосредоточен на самих учреждениях и установленной в них компьютерной технике. Между тем, обучение распространяется далеко за рамки образовательных учреждений, и охватывает множество мест, технологий, с которым работает педагог и учащийся. Обучение происходит не только в школьной среде, но и за ее пределами. К примеру: на домашних компьютерах учащихся и педагогов установлен софт иностранного производства. Кружки, детские курсы программирования и робототехники работают на иностранном ПО. Участие в олимпиадах требуют подготовки работ на иностранных офисных приложениях. Программы для диагностики ВПР, ОГЭ, ЕГЭ работают на Windows.

Проблемы импортозамещения ПО в школах в большей степени связаны с отсутствием четких ориентиров и планов перехода. Существенным препятствием перехода на отечественные аналоги можно считать проблему с совместимостью разного софта, слабой популяризацией российских решений, распространенных «привычных» иностранных продуктов.

По мнению 78% процентов респондентов, большинства участников исследования, сфера образования все еще масштабно не готова к импортозамещению программных продуктов. Однако 48% респондентов отметили личную готовность к переходу на работу с отечественным ПО, готовность к обучению учащихся при условии постоянного повышения квалификации. Респонденты отметили необходимость в поддержке со стороны российских производителей по внедрению ПО, технической поддержке и стимулированию спроса на отечественные решения, повышение качества продуктов и бесплатные лицензии.

Усилия российских разработчиков с целью расширения их присутствия - тенденция, набирающая обороты в импортозамещении. Технологические достижения, такие как консолидация и работа над совместимостью по, облачные функции также окажут положительное влияние на рост рынка.    

По официальным данным со стороны российских компаний, заметные игроки рынка сосредотачиваются на вопросах импортозамещения в образовании и на поставку решений в регионы для увеличения присутствия на рынке. Ожидается, что такие меры как бесплатная поставка софта, техническая поддержка, регулярное повышение квалификации педагогов, обучение школьников работе с отечественным софтом будут стимулировать рынок и позволит достичь проникновения до 70% до 2025 года на уровне установки на компьютерную материальную базу школ. 

В настоящее время проникновение отечественного ПО связано с необходимостью реализации постановления правительства РФ «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Потенциал роста рынка реального применения отечественного ПО заложен в работе над качеством и адаптации решений для совместимости с разнообразным программным обеспечением, включая иностранный софт. В массовом обучении населения и популяризации российских решений в обществе. Стимулирование спроса должно стать тем самым драйвером роста, чтобы проникновение отечественного софта было не номинально физической установкой на компьютеры, а стало конкурентоспособным и необходимым.

Похожие статьи