Пандемия меняет канальный маркетинг (II часть)

Логотип компании
Пандемия меняет канальный маркетинг (II часть)
Канальный маркетинг включает в себя множество составляющих, поэтому подразделениям маркетинга дистрибьюторских компаний приходится пользоваться различными маркетинговыми инструментами.

(Продолжение. Начало в IT News № 11/2021)

Сервисов все больше

Роль веб-технологий в работе крупных компаний постоянно растет. Интересно оценить степень развития партнерских онлайн-порталов и сервисов, которые доступны для участников IT-канала. В рамках таких систем дистрибьюторы могут предложить множество различных цифровых инструментов: конфигураторы, калькуляторы, сервис по закупке лицензий-ключей для ESD-позиций, доступ к каталогу, подбор по параметрам, сравнение и резервирование товара, формирование документов, отслеживание заказа, возможность указания своих артикулов в документах, подключение к API, текущее состояние взаиморасчетов, подписка на прайс-листы, оповещения и многое другое. Все это способно существенно упростить жизнь как клиентов, так и вендоров. Как теперь маркетинг осуществляет продвижение таких сервисов в «массы» партнеров?

Александр ЯНОВСКИЙ «Марвел-Дистрибуция»:

Александр ЯНОВСКИЙ «Марвел-Дистрибуция»:

«Современная дистрибуция – это и есть набор различных сервисов. Поэтому в широком смысле, продвигая компанию “Марвел”, мы продвигаем не только дистрибутируемые товары, но и наши услуги».

Дарья НЕВЕЙКИНА, руководитель креативной группы, OCS Distribution, отмечает, что самое главное в таком продвижении – донести до партнеров, что у дистрибьютора такие сервисы есть. Это работа с маркетинговыми инструментами, рассчитанными на большой охват и информирование. Остальное – работа по специфическим аудиториям и сегментированным персонифицированным базам. Понятно, что набор сервисов, интересных федеральной рознице, отличается от такого набора, важного для локального розничного магазина, и сильно отличается от того, что нужно интегратору.

Дарья НЕВЕЙКИНА (OCS Distribution):

Дарья НЕВЕЙКИНА (OCS Distribution):

«Мы показываем весь ассортимент наших сервисов и подробно говорим о масштабе своих возможностей. Например, на недавно прошедшей «IT-Оси» у нас был целый сессионный поток, выделенный под наши сервисы, – ведь теперь их больше сотни. На нем выступали эксперты, эти сервисы предоставляющие. Мы создаем инструкции, рисуем схемы, рассказываем об этом партнерам на мероприятиях и в личных беседах, в письмах и соцсетях, снимаем ролики для YouTube. Сервис – это прежде всего то, что сопровождает сделку. Но это также и то, что может сыграть роль в принятии решения о сделке. Поэтому он требует продвижения и вне работы над проектом, внутри которого может быть предоставлен».

Светлана ТУМАНОВА, RRC Group:

Светлана ТУМАНОВА, RRC Group:

«Наш маркетинг осуществляет продвижение сервисов все теми же незаменимыми методами – посредством обучающих вебинаров, встреч онлайн и офлайн. В прошлом году заработал RRC Innovation Lab – наш демоцентр, где партнеры и заказчики могут посмотреть и попробовать в действии всё современное оборудование наших вендоров, подключиться к нему удаленно либо привезти своих заказчиков к нам».

Ольга ГОЗ, Axoft:

Ольга ГОЗ, Axoft:

«Продвижение сервиса по своей механике мало чем отличается от продвижения вендора или какого-то конкретного продукта. Разве что дистрибьютор сам вырабатывает УТП по этому сервису, сам определяет каналы коммуникации (как правило, с акцентом на собственную партнерскую базу). И здесь значима контентная и экспертная составляющая: необходимо убедить и донести до партнеров, что сервис важен и будет оказан с должным уровнем качества и профессионализма».

Как изменились маркетинговые программы

Естественно, пандемия внесла в работу подразделений дистрибьюторов существенные изменения. Коснулись они и корректировки маркетинговых программ.

Елена ЧЕРНЯКОВА (NETLAB):

Елена ЧЕРНЯКОВА (NETLAB):

«За время пандемии произошло смещение операционных коммерческих процессов в цифровой онлайн-канал как со стороны покупателей, так и во взаимоотношениях с поставщиками, изменилось содержание запросов партнеров, трансформировались каналы коммуникаций. Наша компания всегда умела оперативно “переформатировать” работу. Что касается маркетинга, то, конечно, изменения коснулись офлайн-мероприятий: мы перестали проводить ежегодные встречи с партнерами и клиентами, организовывать конференции, но сделали акцент на вебинарах и онлайн-встречах с партнерами».

Дарья НЕВЕЙКИНА (OCS Distribution):

Как минимум на какое-то время пандемия лишила нас всех офлайн-активностей, оставив нам только цифровые инструменты. Впрочем, это оказало сильное влияние на нашу аналитику. Цифровое легче считать и анализировать – вот в этом отношении мы совершили качественный рывок. А кроме того, мы вошли в фазу перестройки системы цифровых инструментов, поскольку поняли: часть платформ стала настолько перенасыщенной и конкурентной с точки зрения наличия информации в принципе, что нужно искать что-то другое, чего мы раньше не использовали».

Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция»):

«Пандемия внесла коррективы во все аспекты нашей жизни, поэтому не могла обойти стороной и маркетинг. Онлайн стал основным, а временами – единственным каналом взаимодействия с аудиторией. Так, в первые дни локдауна 2020 года мы создали онлайн-университет «Марвел» – площадку, где каждый вендор может провести вебинар, разместить видеозапись или презентацию своих решений. Постоянный рост среднего количества слушателей вебинаров говорит об актуальности и популярности такого решения даже после снятия ковидных ограничений. К тому же за последний год у компании появились новые задачи и направления деятельности, что не могло не найти отражения в маркетинговой стратегии и инструментах».

Светлана ТУМАНОВА (RRC):

«У нас появилось большое количество онлайн-программ и онлайн-мероприятий – в начале пандемии проходило до 40 вебинаров в неделю. Мы освоили этот формат и в порядке неформального общения: винные казино, игры, конкурсы, дегустации – и всё в онлайне. Это было новое и теперь стало неотъемлемой частью наших планов по маркетингу. Сейчас понемногу включаются офлайн-мероприятия, но по-прежнему в планах много онлайна. Партнеры освоили и приняли этот формат как рабочий, а не как форс-мажорный. В некоторых случаях это удобно».

Ольга ГОЗ (Axoft):

«Разумеется, пандемия существенно повлияла на маркетинг. Начиная c введения карантина, когда маркетинг был вынужден быстро перестраиваться на период ограничений и тотального отсутствия офлайна, и заканчивая текущим периодом, когда стало совершенно понятно, что усилилась роль отдельных каналов и возврат к допандемийным практикам нецелесообразен. В нашем случае мы полностью перестроили работу с диджитал-каналами, усилили работу с базами данных и большой акцент сделали на автоматизации отдельных маркетинговых процессов».

Субдистрибуция не требует отдельного маркетинга

Нужно ли для субдистрибуции специально разработанный маркетинг, специальные маркетинговые программы? Как обстоят дела с этим во время пандемии? Мы задали эти вопросы участникам обзора, чтобы оценить, выжил ли этот канал в сложных ковидных условиях.

Дарья НЕВЕЙКИНА (OCS Distribution): «Мы не выделяем субдистрибьюторов в какую-то специфическую, отдельно стоящую и обладающую кардинально отличающимися характеристиками аудиторию. Да, у нас есть такая категория партнеров и у них есть своя специфика, но с точки зрения нашего маркетинга пропасти между ними и остальной частью нашего канала нет».

Этого же мнения придерживается Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция»): «На наш взгляд, доля субдистрибьюторов настолько сократилась, что выделять их в отдельный сегмент и тем более выстраивать для них отдельную маркетинговую стратегию не имеет смысла».

А по словам Светланы ТУМАНОВОЙ, в RRC канал субдистрибуции практически умер. «Фокус сместился на крупных системных интеграторов и разной величины реселлеров. Это два больших кластера, с которыми мы работаем сегодня. Рынок достаточно сформировался, нет необходимости в дополнительных звеньях», – резюмирует она.

В свою очередь, Ольга ГОЗ (Axoft) не выделяет субдистрибуцию как отдельный класс партнеров. «Разумеется, в широком канале партнеров Axoft есть компании, которые занимаются субдистрибуцией, но с ними мы работаем так же, как с другими партнерами, не адаптируя инструменты под особенности субдистрибьюторской модели», – поясняет она.

(Окончание следует)

Опубликовано 28.12.2021

Похожие статьи