Объем мирового рынка устройств «умного дома» к 2026 году достигнет $207,8 млрд

Логотип компании
16.02.2022
Объем мирового рынка устройств «умного дома» к 2026 году достигнет $207,8 млрд
Мировой рынок устройств "умного" дома составляет $78,8 млрд в 2020 г., к 2026 г. ожидается рост до $207,8 млрд, несмотря на снижение прогноза по объему рынка в 2021 г. в связи с последствиями пандемии. Крупнейшим рынком является США, но прогнозируются изменения в пользу Европы и остального мира.

Научно-технический центр Главного радиочастотного центра (НТЦ ГРЧЦ) подготовил обзор «Рынок технологий «умного дома» 2021 г.» в мире и в России, основываясь на данных портала Statista.

США с годовым доходом в $23,3 млрд (1,7 трлн руб.) является лидером рынка, на втором месте европейский рынок – $20,1 млрд (1,49 трлн руб.), на третьем - Китай – $15 млрд (1,1 трлн руб.).

Доходы на рынке «умного дома» в России составляют $799 млн (59,3 млрд руб.). Этот разрыв может сократиться в ближайшие годы, поскольку годовые темпы роста в России (20-30%) превышают аналогичный показатель упомянутых выше стран (14-20%). Рост обеспечивается цифровой инфраструктурой в России, в частности, доступностью Интернета (79% населения) и широкополосного доступа (23,21 человека из 100), а также высокой средней скоростью передачи данных (19,03 Мбит/с).

Тренды развития рынка:

  • Производители в рамках межсегментной интеграции будут вынуждены внедрять в свои устройства функции, которые ранее не считались напрямую связанными с ними. Пользователи все менее склонны приобретать однонаправленные устройства, обеспечивающие выполнение всего одной функции, такие как датчики безопасности или устройства для управления энергопотреблением.

  • Создателям систем "умного дома" будет необходимо для удобства пользователей обеспечить совместимость с межотраслевыми услугами.

  • Растет роль и степень интеграции «умных» ассистентов и голосовых помощников в управлении другими устройствами «умного» дома, как и проникновение ИИ в эти системы.

  • Сильная диверсификация рынка. Несмотря на присутствие на рынке известных компаний, осуществляющих крупные вливания в развитие собственных устройств для «умного дома», в некоторых сегментах рынка до сих пор нет конкретного лидера. Это дает возможность стартапам и другим некрупным компаниям занять определенную нишу на рынке.

  • Ценность данных, обрабатываемых устройствами «умного дома», и обмен данными между компаниями будут расти вместе с развитием рынка, что неизбежно приведет к росту спроса на функции кибербезопасности.

  • Информация, получаемая от множества датчиков, будет использоваться для формирования профилей пользователя, что позволит создавать индивидуальные программы страхования и другие продукты.

Рынок устройств «умного дома» условно поделен на 6 сегментов в зависимости от сценариев использования устройств: управление и связь; «умная» бытовая техника; безопасность; домашние развлекательные системы; комфорт и освещение; управление энергопотреблением.

Наиболее крупным по объему в мире является сегмент «умной» бытовой техники, составляет $29,1 млрд (2,16 трлн руб.). Самыми перспективными в плане роста является этот сегмент и сегмент управления и связи (ожидается ежегодный прирост около 18-18,5%).

Количество «умных домов» в России достигает 3 млн (около 18% от всех домохозяйств), однако комплексные системы «умного дома» установлены лишь в 4% домов. Чаще всего россияне используют отдельные компоненты системы.

Наиболее популярными среди «умных» устройств являются домашние развлекательные системы. Доходы в этом сегменте достигают $89 млн (6,6 млрд руб.), к 2025 г. прогнозируется рост до $238 млн (17,6 млрд руб.).

В 2020 г. интерес к системам удаленного управления и настройки отопительной техники в России вырос на 34%, «умных» колонок (более 85% с ассистентом Алисой) было продано около 800 тыс., однако только 12% потребителей в России используют голосовых ассистентов для управления домашним хозяйством (28% заявили о готовности использовать ассистентов в таком ключе).

Затормозить рост может размер средних потребительских расходов на душу населения, который почти в 1,5 раза ниже среднемировых показателей (334 тыс. руб. против 483 тыс. руб. в мире), а также отсутствие необходимого уровня доверия у покупателей к технологиям «умного дома». Низкий уровень цифровой грамотности, отмеченный у 39% взрослого населения страны, является дополнительным препятствием для развития рынка.

Проблема совместимости является одним из основных препятствий для распространения устройств «умного дома». Использование производителями разных протоколов связи, включая проприетарные, для обмена данными, усложняет использование устройств «умного дома» и их интеграцию друг с другом.

Активное внедрение крупнейшими игроками рынка собственных проприетарных протоколов потенциально ведет к вытеснению прочих игроков с рынка, особенно при необходимости разработки технически сложных решений.

Однако при отсутствии единого стандарта для «умных» устройств появляется все больше программных решений, поддерживающих несколько стандартов связи. Запуск Bluetooth LE Meshh1 стал еще одним шагом к решению этой проблемы. Протокол Matter — проект Connectivity Standards Alliance на основе IP, который может работать на существующих сетевых технологиях Wi-Fi и Thread, имеет ряд преимуществ: функция multi-admin, которая позволит устройствам из различных экосистем, работать вместе без значительного вмешательства пользователя, и шифрование данных на нескольких уровнях.

Похожие статьи