Обзор IT-Weekly: мировые поставки ПК уменьшились в 2q2022 на 15,3%, расходы на публичные облака в России вырастут на 7,7%

Логотип компании
24.07.2022Автор
Обзор IT-Weekly: мировые поставки ПК уменьшились в 2q2022 на 15,3%, расходы на публичные облака в России вырастут на 7,7%
logijet и VK разработали цифровую логистическую платформу на базе облачных сервисов VK Cloud Solutions. Решение позволяет автоматизировать процессы и развивать логистику как сервис (LaaS – Logistics as a Service).

Вендоры

Российские ИТ-компании BI Consult и «Форсайт» объявили о заключении партнерского соглашения. Портфель компании BI Consult пополнят BI-продукты «Форсайт. Аналитическая платформа» и FlyBI. Совместная работа компаний BI Consult и «Форсайт» будет нацелена на ускорение импортозамещения и позволит обеспечить крупных заказчиков BI-технологиями.

Итоги деятельности

Расходы на публичные облака в России вырастут в 2022-м на 7,7%

Компания IDC прогнозирует, что расходы на публичные облака в Европе в 2022 году составят $113 млрд. А к 2026 году эта цифра и вовсе увеличится до $239 млрд. Ежегодный рост рынка до 2026 года оценивается в 22%.

Основные расходы будут связаны с сегментом Software-as-a-Service, но Platform-as-a-Services станет самым быстро растущим направлением.

Главными потребителями публичных облачных услуг станет сфера профессиональных сервисов, банковский сектор, а также дискретное производство. На них придется порядка 60% всех расходов на публичные облака в 2022 году.

В России расходы на публичные облачные услуги вырастут в текущем году, как ожидают в IDC, на 7,7%. Из-за того, что многие компании покинули нашу страну, рост будет более медленным, чем в целом в странах Европы.

Импортозамещение

Отечественная альтернатива американскому SaaS-решению Predictix

Группа М.Видео-Эльдорадо разработала и запустила MVP платформы планирования закупок, прогнозирования продаж и распределения товаров по объектам компании. Система управления товарными запасами «Титан» пришла на замену американскому SaaS-решению Predictix, которое ретейлер использовал ранее.

«Титан» создан командой М.Видео-Эльдорадо, работает в облачной среде, его легко адаптировать под меняющие потребности бизнеса и поддерживать собственными силами. Это решение обходится компании в 1,5 раза дешевле и при значительном увеличении скорости и точности производимых им расчетов.

«Титан» является системой прогнозирования продаж и планирования пополнения товарами объектов компании. C помощью предиктивной аналитики он формирует потребность в количестве товарных запасов, которые Группе необходимо закупить и распределить по магазинам, центральному и региональным складам, дистрибьюторским центрам – более 1 300 объектов. Решение производит расчёты на основе товарных матриц, исторических данных и прогнозов продаж с учётом сезонного трафика, желаемого уровня сервиса, то есть скорости получения клиентом покупки, географии каждого объекта, динамики онлайна и доли самовывоза интернет-заказов.

В результате «Титан» позволяет экспертам-логистам определить размер целевого товарного запаса по каждому наименованию на каждом объекте.

«Витте Консалтинг» (ГК «Айтеко») запустила для российских клиентов центр альтернативной технической поддержки информационных систем SAP. Его услуги позволят бизнесу обеспечить стабильную работу имеющихся систем SAP, несмотря на уход вендора с российского рынка.

Кроме того, будут оказываться услуги по актуализации систем в связи с изменениями российского законодательства. «Витте Консалтинг» предоставляет техническую и методологическую поддержку SAP-систем.
Услуги оказываются по трем направлениям: техническая поддержка текущей конфигурации системы; методологическая и техподдержка системы в части реализации изменений российского законодательства; консультационная поддержка по сложным вопросам эксплуатации.

Эксперты компании осуществляют анализ работы продукта для выявления причин возникновения ошибок, проводят работы по их устранению и причин их появления. Персональный менеджер поддержки ведет координацию работы экспертов.
Команда «Витте Консалтинг» объединяет более 200 экспертов, имеющих почти 20-летний опыт внедрения и сопровождения SAP в российских компаниях. Всего специалисты реализовали более 40 подобных проектов.

NDBC (ООО «ЭнДиБиСи»), российский интегратор, и компания «Лексема», вендор российской ERP и ПО для автоматизации бизнеса, заключили партнерское соглашение.

Цель соглашения – реализация совместных цифровых проектов и продвижение отечественных программных продуктов для автоматизации бизнес-процессов компаний.

«Лексема» более 20 лет специализируется на разработке и внедрении бизнес-приложений на одноименной платформе собственной разработки. Платформа позволяет проводить комплексную автоматизацию бизнеса, сочетая в себе преимущества тиражных программ и заказных разработок. Команда NDBC, продолжая взятый еще в 2019 году курс на расширение продуктов импортозамещения, в рамках партнерства с «Лексема» предлагает решения для цифровизации бизнеса, в том числе востребованные решения по направлениям: кадровый электронный документооборот, потоковое сканирование и распознавание документов, налоговый мониторинг, RPA, управление автотранспортом и другие.

«КОРУС Консалтинг» перешел на российское решение Optimacros

ГК «КОРУС Консалтинг» завершила проект по автоматизации бюджетного управления на базе российского программного продукта Optimacros. Внедрение выполнялось командой направления «Планирование на Optimacros» департамента EPM.

Новое решение повысило эффективность бюджетного процесса, расширило детализацию планирования до каждого сотрудника и сократило срок формирования бюджета и прогноза в 2 раза.

Основная сложность проекта заключалась в учете специфики деятельности отдельных подразделений компании и при этом важности обеспечения единых принципов планирования, прогнозирования и план-факт анализа финансового результата подразделений. В качестве инструмента выбрали российскую платформу Optimacros.

Работа над проектом велась по методологии agile: серия итераций обеспечила регулярное уточнение бизнес-требований и гибкую настройку системы.

Специалисты автоматизировали процесс планирования выручки от утилизации сотрудников, законтрактованных и потенциальных проектов, всех видов расходов, консолидированного бюджета по группе компаний, а также расчет ключевых показателей эффективности.

Информационная безопасность

В июне специалисты ВТБ выявили около 7 тысяч мошеннических страниц,

имитирующих банковские сайты. Это почти в 10 раз превышает показатель мая и в 2,5 раза – всех предыдущих месяцев этого года.  

Всего в первом полугодии ВТБ выявил почти 10 тысяч фишинговых и мошеннических ресурсов, более 70% из которых – в июне. Мошенники распространяют ссылки на вредоносные сайты и приложения в соцсетях и мессенджерах, но в 95% случаев – на стандартных веб-ресурсах. При этом срок реагирования на подобные ресурсы в среднем не превышает 24 часов.

ВТБ: мошенники «заражают» смартфоны клиентов через фишинговые приложения

Вредоносные приложения обычно мимикрируют под различные бренды финансовых организаций. При скачивании и запуске они запрашивают все возможные доступы к управлению устройством. Как только пользователь установит такую программу, список всех приложений передается со смартфона клиента на сервер управления злоумышленников. Сразу после установки фишинговое приложение с вредоносным ПО начинает маскироваться (исчезает с экрана, меняет иконку, название и т.д.) и одновременно ищет доступ к оригинальным настройкам и программам с целью перехвата данных. Вирус может получить доступ к информации об устройстве, данным из SMS и уведомлений, включая секретные коды для финансовых операций.

Рутокен обеспечивают безопасную работу на процессорах Baikal-M

Компания «Актив» совместно с разработчиком отечественных процессоров подтвердили корректную работу на Baikal-M токенов, смарт-карт и программных продуктов Рутокен под управлением российских ОС Astra Linux, РЕД ОС, «Альт».

Специалисты компаний «Актив» и «Байкал Электроникс» проверили на совместимость с отечественными процессорами Baikal-M целый спектр аппаратных и программных продуктов Рутокен. В том числе токены и смарт-карты линеек Рутокен ЭЦП 3.0. Это защищенные аппаратные ключевые носители, которые обеспечивают формирование и хранение ключей электронной подписи, а также безопасный вход в учетные записи и личные кабинеты пользователей ОС с помощью двухфакторной аутентификации. Кроме того, на корректную совместную работу протестированы программные компоненты Рутокен – библиотека встраивания rtpkcs11ecp и комплексное решение Рутокен Плагин для работы с электронной подписью, шифрования и строгой двухфакторной аутентификации в веб-сервисах из браузера, поддерживающие работу со всеми устройствами семейства Рутокен ЭЦП 2.0 и 3.0. По итогам тестирования были подписаны сертификаты.

Браузерный плагин КриптоПро теперь поддерживается мобильной ОС Аврора

ОС Аврора — мобильная операционная система, в которой появилась возможность создания и проверки электронной подписи, в том числе квалифицированной, на веб-страницах с использованием локальных ключей пользователя. Это стало возможным благодаря предустановленному расширению, которое поддерживает работу с комплектом СКЗИ КриптоПро CSP 5.0 R3. Для использования новых возможностей пользователям предыдущих версий требуется обновить ОС до релиза 4.0.2.

Пользователи ОС Аврора могут подписывать документы разных форматов при работе с порталами и системами электронного документооборота непосредственно в браузере на мобильном устройстве, храня закрытый ключ в защищенном хранилище КриптоПро CSP на устройстве или на внешнем токене. Это позволяет использовать привычные пользователям ПК сценарии работы с электронной подписью на корпоративных доверенных мобильных устройствах.

Логистика

«Логистика как сервис» на базе VK Cloud Solutions начала работать в Lorus SCM
logijet и VK разработали цифровую логистическую платформу на базе облачных сервисов VK Cloud Solutions. Решение позволяет автоматизировать процессы и развивать логистику как сервис (LaaS – Logistics as a Service). Платформа помогает с минимальными вложениями оцифровать процессы доставки грузов для компаний-грузовладельцев и сократить трудозатраты на всех этапах перевозки. Сервис уже использует цифровой экспедитор Lorus SCM в своих логистических процессах. В будущем к решению смогут подключиться другие участники рынка грузоперевозок.
Облачная платформа объединяет логистические сервисы и корпоративные ИТ-системы logijet, включая финансовые инструменты, решения для документооборота и CRM-базы для управления опытом клиентов. Решение помогает планировать и мониторить грузоперевозки, разрабатывать оптимальные маршруты с учетом разных видов транспорта, поддерживать документооборот и автоматизировать целый ряд других процессов.

Ростех запустит серийное производство линейки российских транспортно-логистических роботов грузоподъемностью до 20 тонн

Оборудование позволит автоматизировать работу складов и упростить логистические операции на промышленных предприятиях.

Решение представляет собой автоматизированный управляемый транспортер с электроприводом, передвигающийся в автономном режиме по заданной траектории. На производстве устройства могут применяться для доставки запчастей к сборочной линии или для перемещения изделий между цехами. Размер платформы, установленной на колесную базу, – до 5 метров в длину и 2 метра в ширину, что позволяет перемещать в том числе и крупногабаритные грузы. 

Производство оборудования планируется наладить предприятием «Калугаприбор» совместно с технологическим партнером – компанией «Метра Диджитал Логистикс». Впоследствии калужское предприятие также будет принимать участие в сервисном обслуживании. В настоящее время завершается работа над тестовой моделью, ведутся переговоры с потенциальными заказчиками. Первые логистические роботы планируется выпустить в следующем году. В серийном производстве будут использоваться отечественные комплектующие и программное обеспечение. 

Финансы

Сбер первым в России полностью перевёл розничный кредитный процесс на собственное ПО

Сбер внедрил собственную платформу принятия кредитных решений в розничном процессе, полностью отказавшись от вендорского ПО.

Система принятия кредитных решений Сбер.Кредитная Машина (СберКМ) — это собственная разработка на основе решений цифровой облачной платформы Сбера Platform V, позволяющей быстро и эффективно разрабатывать бизнес-приложения любого масштаба и сложности. СберКМ позволяет обрабатывать до 1,2 млн кредитных заявок в день.

Централизованное рассмотрение кредитных заявок физических лиц в Сбере началось в 2008 году. Решения стали приниматься в автоматизированном режиме на базе зарубежной платформы с использованием данных внутренних и внешних источников и моделей оценки. До этого решения принимались вручную, и кредитные заявки могли рассматриваться до двух недель.

На текущий момент 99% розничных кредитов выдаются без запроса дополнительных данных от клиентов, в режиме реального времени, на основе AI-моделей.

ВТБ Лизинг совместно с АО «Электронный паспорт» реализовал пилотный проект

по развитию интеграции внутренних систем лизинговых компаний с системой электронных паспортов транспортных средств (СЭП). В работу ВТБ Лизинг внедрен новый сервис, который позволяет получать полные данные из систем электронных паспортов транспортных средств еще до формирования и подписания договорной документации, а значит минимизировать количество возможных ошибок.

Теперь у ВТБ Лизинг появилась возможность получать информацию о технических характеристиках транспортных средств еще до этапа подготовки документов. Это позволяет сразу корректно формировать всю договорную базу, исключая тем самым переподписание документов или заключение дополнительных соглашений из-за неправильных данных, а также возможные проблемы при регистрации машин в ГИБДД.

С 1 ноября 2020 г. все новые транспортные средства на территории ЕАЭС выпускаются только с электронными паспортами. В июне 2020 г. ВТБ Лизинг внедрил интеграцию внутренней CRM с системой электронных паспортов транспортных средств. В компании был автоматизирован процесс перехода права собственности от поставщика к лизинговой компании, а в момент окончания договора лизинга - к клиенту или третьему лицу: подтверждение прав собственности происходит в автоматическом режиме через CRM. На стороне ВТБ Лизинг дополнительно реализована сверка данных с данными в СЭП. Благодаря этому процесс оформления перехода права собственности в СЭП стал проходить в 8-9 раз быстрее.

МТС приобрела Webinar – экосистему сервисов видеокоммуникаций

«МТС» объявляет о закрытии сделки по приобретению контрольного пакета акций группы компаний Webinar (бренды Webinar Meetings, Webinar.ru, We.Study, COMDI), российского разработчика решений для видеовстреч, вебинаров и онлайн-мероприятий.

Webinar основана в 2008 году и работает на рынке российских решений на рынке видеоконференцсвязи (ВКС) и корпоративных видеосервисов.  За последние 12 месяцев продуктами Webinar воспользовались более 22 млн пользователей, за всё время клиентами стали более 10 000 организаций. Сервисы Webinar зарегистрированы в реестре отечественного ПО и имеют собственную серверную инфраструктуру на территории России.

Webinar предлагает продукты в облачном или коробочном решении: Webinar Meetings — сервис для онлайн-встреч и совещаний; Webinar — платформа для проведения вебинаров и онлайн-мероприятий; We.Study — платформа для организации смешанного обучения сотрудников, клиентов, партнеров и студентов. Также в состав Webinar входит подразделение COMDI, обеспечивающее проведение крупных виртуальных и гибридных мероприятий на собственной стриминговой платформе.

ВТБ запустит трансграничные переводы по номеру телефона

ВТБ осенью запустит пилотный проект по трансграничным переводам физлиц через Систему быстрых платежей (СБП).

Также клиенты ВТБ получат возможность переводить средства в соседние страны по номеру карты.

Чтобы отправить деньги, достаточно будет зайти в ВТБ Онлайн, ввести номер телефона получателя и выбрать банк, на карту которого осуществляется перевод.

Кроме того, уже в третьем квартале клиенты ВТБ смогут мгновенно переводить средства на карты национальных платежных систем в Абхазии, Армении, Беларуси, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Для этого пользователю ВТБ Онлайн будет достаточно указать номер карты и ФИО получателя платежа, не тратя время на заполнение полных реквизитов счета.

Государство

В Ярославле начали тестировать цифровую платформу «Датапакс»

«Датапакс» запустил комплекс информационных систем управления общественным транспортом. Пилотный проект стартовал 14 июля на автобусном маршруте №176.

На линию вышли 8 комфортабельных автобусов, оформленных в едином стиле и приспособленных для перевозки маломобильных пассажиров. В транспортных средствах установлены валидаторы для безналичной оплаты проезда, камеры видеонаблюдения, аппаратура спутниковой навигации, медиапанель, датчики подсчета пассажиропотока, система климат-контроля.

В мобильном приложении «Ярославская область транспорт» заработала «умная» оплата проезда. Пользователь может оплатить поездку двумя способами: считать QR-код в салоне автобуса, либо следовать инструкции мобильного приложения, которое самостоятельно определяет, по какому маршруту следует транспортное средство, на какой остановке зашел пассажир и сколько стоит проезд, пассажиру остается только подтвердить оплату одним кликом.

Мобильное приложение запущено 29 апреля и доступно для скачивания в Google Play и App Store. Оно предоставляет пользователю данные о расписании междугородних автобусных маршрутов, информацию о местоположении и движении транспортных средств на карте области, прогноз прибытия транспорта на нужную остановку. Всего с момента запуска приложение установили более 1100 человек.

Минцифры новгородской области и российская компания «Базальт СПО» подписали соглашение о сотрудничестве по вопросу популяризации отечественного ПО. Совместные проекты нацелены на образовательную сферу. «Базальт СПО», разработчик российских операционных систем «Альт», уже известна в регионе. Например, ОС «Альт» внедрены и успешно используются в ведущих медучреждениях области. Теперь сотрудничество переходит на новый уровень, будет проводиться работа по увеличению доли используемого российского ПО в государственных образовательных организациях, повышение квалификации педагогов по использованию ОС «Альт»
«Более 25% от всех внедрений российских ОС «Альт» в 2021 году было  в сфере медицины и образования, – прокомментировал генеральный директор «Базальт СПО» Сергей Трандин.

Телеком

МТС увеличит штат ИТ-специалистов в два раза

«МТС» объявила о привлечении более 5 тыс. ИТ-специалистов в технологические стеки компании до конца 2022 года. На увеличение фонда оплаты труда, обучение и создание комфортной среды в офисе «МТС Диджитал» выделен бюджет более 3 млрд рублей.

В рамках программы по расширению штата ИТ-специалистов «МТС Диджитал» проводит дополнительный набор разработчиков различного стека технологий — Java, .net, JS, Python, Golang, мобильная разработка. Также востребованы DevOps-инженеры, аналитики, специалисты по Data Science и руководители команд. Вакансии открыты в командах, развивающих цифровые сервисы на основе Big Data, AI, облачной инфраструктуры и в других продуктовых подразделениях. Укрепление команды разработчиков позволит компании «МТС Диджитал» быстрее развивать экосистемные продукты как KION, «МТС Маркетолог», MTS Cloud, а также запускать новые направления технологических продуктов.

Интеграция

Рослесхоз завершил первый этап создания ФГИС ЛК

Федеральное агентство лесного хозяйства совместно с технологическим партнёром AT Consulting завершили первый этап проекта по созданию Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса.

Система консолидирует все отраслевые данные и станет основой для осуществления госуслуг и функций в сфере лесного хозяйства. ФГИС ЛК позволит получать, обрабатывать, хранить и визуализировать на лесных картах информацию о состоянии лесного фонда, в том числе количественные и качественные характеристики лесов, а также информацию об их использовании, охране, защите и воспроизводстве.

ИТ-специалисты Росимущества перевели корпоративные коммуникации и межведомственные онлайн-встречи на российскую ВКС-платформу TrueConf Enterprise. Основная цель внедрения — быстро объединить АРМ сотрудников, личные устройства и приобретённые ранее ВКС-терминалы в единую сеть корпоративной видеосвязи. Федеральному органу требовалось надежное решение с высоким уровнем безопасности связи, централизованным управлением и гарантией бесперебойной работы на территории страны независимо от санкций и ограничений со стороны зарубежных ИТ-компаний.

Похожие статьи