Аутсорсинг в текущих непростых условиях

Логотип компании
Аутсорсинг в текущих непростых условиях
Услуги аутсорсинга отдельных функций и направлений, не являющихся профильными для заказчика, давно стали неотъемлемой частью ведения практически любого современного бизнеса. Последние несколько лет российский рынок аутсорсинга развивался довольно стремительно, однако в 2022 году ситуация в стране и мире серьезно изменилась. Представители российского рынка аутсорсинга поделились с нами своими мыслями о его нынешнем состоянии и формирующихся тенденциях.

Текущие позиции

 

Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com):

Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com):

«Российский рынок аутсорсинга в этом году характеризуют противоречивые тенденции».

Директор направления ИТ-сервиса и аутсорсинга компании X-Com Вячеслав ЛОГУШЕВ отмечает, что, с одной стороны, на протяжении большей части года рынок стагнирует вследствие ухода или приостановки деятельности ряда крупнейших международных корпораций: традиционно переводя на аутсорс непрофильные бизнес-процессы, они на протяжении многих лет были одним из ключевых драйверов роста отечественного рынка. С другой стороны, и здесь сегмент ИТ-аутсорсинга стоит особняком, у бизнеса резко вырос запрос на поддержку действующих ИТ-инфраструктур и постепенный их перевод на новые рельсы. Как считает г-н Логушев, компетенции и помощь, оказанную заказчикам в этот период, трудно переоценить. Это помогает пережить прекращение поддержки западными вендорами бизнес-критичных инфраструктур, заместить их наиболее чувствительные элементы отечественными аналогами и в целом нивелировать множество потенциальных ИТ-рисков.

Сергей СОЛОВЬЕВ (ГК ICL):

Сергей СОЛОВЬЕВ (ГК ICL):

«Рынок ИТ-аутсорсинга за последние шесть месяцев динамично меняется. Формируется новое соотношение сил».
  

Заместитель генерального директора, директор сервисно-продуктового кластера ГК ICL Сергей СОЛОВЬЕВ говорит, что компании находятся в поисках новых бизнес-моделей и партнеров, а рынок становится свидетелем активных слияний и поглощений, чаще всего связанных с покупкой уходящих из России иностранных компаний (Accenture и др.). На их место приходят российские интеграторы и провайдеры услуг. Появляются и новые участники рынка: ИТ-компании, прежде бывшие внутренними структурами крупных корпораций, предлагают рынку свои услуги и разработки.

Ранее IDC прогнозировал, что объем рынка управляемых услуг в России до 2025 года будет ежегодно расти на 9%. По мнению г-на Соловьева, на текущий момент сложно подтвердить или опровергнуть этот прогноз, но, даже несмотря на непростую экономическую ситуацию, спрос на ИТ-услуги сохраняется. Это обусловлено рядом факторов: массовым трендом на импортозамещение, стремлением компаний продолжать путь цифровой трансформации, опираясь на текущие бюджеты, поддержкой ИТ-компаний со стороны государства.

Интересный момент: ожидания в отношении качества предоставляемых услуг при этом не снижаются, а, напротив, растут. Традиционно рост наблюдается в сегменте ИТ-услуг, связанных с решением бизнес-задач, направленных на создание ценности и сокращение time-to-market, достижение бизнес-результатов. «По статистике, в 70% случаев к аутсорсерам обращаются с целью сократить расходы компании, затем следует потребность в гибких бизнес-процессах (40%), сокращении времени выхода на рынок (20%), в доступе к Agile-процессам и инструментам (15%)», – подчеркивает г-н Соловьев.

Александр ФУРСОВ («Сервионика»):

Александр ФУРСОВ («Сервионика»):

«Текущую ситуацию на ИТ-рынке, в частности в сегменте ИТ-аутсорсинга, мы рассматриваем как достаточно позитивную – для отечественных компаний настало время возможностей».

Директор департамента аутсорсинга компании «Сервионика» Александр ФУРСОВ отмечает, что после ухода ряда иностранных компаний рынок аутсорсинга стал более конкурентным, так как открылись ниши, где традиционно основными поставщиками услуг выступали зарубежные вендоры и куда доступ отечественным компаниям был закрыт либо существенно ограничен. Иностранные вендоры ушли, а команды остались в России, поэтому многие аутсорсинговые и сервисные ИТ-компании приглашают этих специалистов в свой штат, наращивая компетенции или создавая новые направления своего бизнеса.

Николай СОКОРНОВ («Рексофт»):

Николай СОКОРНОВ («Рексофт»):

«Стоит отметить уход западных вендоров, в частности SAP и Salesforce, предлагавших на российском рынке крупные платформенные решения. В результате возникла ниша по замещению их продуктов».

На рынке заказной разработки ПО, одном из сегментов рынка ИТ-аутсорсинга, сложилась аналогичная ситуация – его развитие определяют два разнонаправленных вектора. Как поясняет директор департамента разработки ПО компании «Рексофт» Николай СОКОРНОВ, с одной стороны, из-за санкций и общей экономической ситуации ИТ-рынок в целом не растет, да и заказчики практически всю весну и лето занимались пересмотром своих планов, что, естественно, привело к пересмотру привычных контрактов и утвержденных ранее годовых планов. С другой стороны, большое количество компаний, в том числе с центрами разработки в России, которые работали на западных заказчиков, приняли решение покинуть наш рынок, чтобы сохранить свои каналы продаж. Таким образом, доля рынка разработчиков, изначально ориентированных на работу с российскими заказчиками, существенно расширилась.

Алексей ПИЛИПЧУК (Softline):

Алексей ПИЛИПЧУК (Softline):

«Стала востребована передача на аутсорсинг даже тех задач, которые ранее заказчики выполняли самостоятельно».

Директор управления реализации сервисов компании Softline Алексей ПИЛИПЧУК подчеркивает, что ситуация на рынке заставляет участников пересматривать отношение к стратегии потребления услуг. Например, у компании остался обширный парк программно-аппаратной инфраструктуры, он требует развития, поддержки со стороны производителей и экспертизы в области эксплуатации. Передача этого направления на ИТ-аутсорсинг помогает заказчикам сосредоточиться на ключевых бизнес-задачах и оптимизации вспомогательных направлений. 

Никита ЕЛИСЕЕВ («Онланта»):

Никита ЕЛИСЕЕВ («Онланта»):

«Состав игроков трансформируется: если раньше было достаточно много профильных компаний, которые занимались только ИТ-аутсорсингом, то сейчас их количество резко сокращается, а компании-разработчики начинают выходить на рынок со схожими предложениями».

По мнению коммерческого директора компании «Онланта» (ГК «ЛАНИТ») Никиты ЕЛИСЕЕВА, вектор государства и бизнеса на цифровизацию и автоматизацию, как и создание новых продуктов и сервисов, оказывает положительное влияние на рынок ИТ-аутсорсинга – он продолжает стабильно расти.

Антон ЕГОРОВ (ГК «КОРУС Консалтинг»):

Антон ЕГОРОВ (ГК «КОРУС Консалтинг»):

«Рынок ИТ-аутсорсинга сегодня растет из-за изменения ИТ-ландшафта страны: уход многих зарубежных вендоров обострил необходимость поддержки их продуктов и решений, и спрос на аутсорс значительно вырос».

Руководитель направления «Комплексная техническая поддержка» ГК «КОРУС Консалтинг» Антон ЕГОРОВ отмечает, что российские подразделения ушедших зарубежных компаний трансформировались в небольшие команды – так на отечественном рынке аутсорсинга появляются новые игроки. Для заказчика, привыкшего к большим партнерам, это означает необходимость подбирать самостоятельных подрядчиков, способных справиться с задачами без зарубежной поддержки. Среди негативных особенностей нынешнего рынка – отток мозгов: ушедшие компании забрали с собой много компетентных ИТ-специалистов. Особенно это коснулось аутсорса: поскольку специалисты в этой сфере были ближе всего к зарубежным вендорам, их перевозили в первую очередь. По мнению г-на Егорова, проблема нехватки кадров должна решаться качественным обучением.

Дмитрий ПАРШИН (Artezio):

Дмитрий ПАРШИН (Artezio):

«Рынок аутсорсинга сейчас в состоянии турбулентности, вызванной многочисленными факторами. Однако ситуация пока далека от катастрофической, так как на рынке сохраняются заказы».

Директор центра разработки компании Artezio (ГК «ЛАНИТ») Дмитрий ПАРШИН подчеркивает, что многие компании не стали отказываться от планов по цифровизации и внедрению новых проектов. Наоборот, возникает потребность в разработке решений на смену тем, что предоставляли зарубежные бренды, покинувшие РФ. С другой стороны, многие проблемы сохраняются, так как рынок аутсорсинга в России не настолько развит, чтобы загрузить все ИТ-компании. Ведь аутсорсинговые компании в России ранее работали параллельно на оба рынка – глобальный и внутренний.

Олег ТЕРЕХОВ («КРОК»):

Олег ТЕРЕХОВ («КРОК»):

«ИТ-аутсорсинг в России стремительно набирает обороты. Этот тренд в свое время усилили локдауны и перевод персонала на удаленную работу. По нашей оценке, данный сегмент бизнеса можно считать вполне сформировавшимся».

Заместитель генерального директора, директор по работе с предприятиями горно-металлургической отрасли ИТ-компании КРОК Олег ТЕРЕХОВ напоминает, что в 2020 году российский рынок ИT-услуг вырос на 14,2% в сравнении с 2019 годом и принес 411,61 млрд рублей. Согласно отчету IDC, опубликованному в самом начале 2022 года, в ближайшие два-три года этот рынок будет расти в среднем на 4%. Однако последовавшие события, в особенности уход зарубежных производителей аппаратных и программных решений, значительно активизировали темп развития аутсорсинговых направлений как за счет расширения перечня требуемых услуг, так и за счет их комплексности. Например, за последние полгода сформировался устойчивый спрос на комплексное предоставление ИТ-инфраструктуры как услуги (сервисная модель), что ранее можно было наблюдать только на зарубежных рынках и скорее как исключение. При этом ровно такой же подход всегда позиционировался как идеальная модель потребления ИТ зрелым предприятием.

Какие направления ИТ-аутсорсинга стали более востребованы в 2022 году в России?


Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com) безусловным хедлайнером ИТ-аутсросинга этого года называет импортозамещение и связанные с ним сервисы, а также консалтинг в области поддержки действующих инфраструктур. В то же время от ряда услуг, в частности аутсорсинга корпоративной печати, сервисные компании вынуждены были вовсе отказаться: реализация их на должном уровне после ухода из России крупнейших производителей копировально-печатной техники оказалось невозможной.

Как поясняет Сергей СОЛОВЬЕВ (ICL), в этом году наиболее востребованы услуги по переходу на отечественные решения и их дальнейшее техническое сопровождение. Кроме того, клиентам нужны не просто отдельные решения – растет спрос на группы экспертов быстрого реагирования как по софту, так и по вопросам оптимизации инфраструктуры, информационной безопасности. Рост ИБ-направления обусловлен активностью кибератак, их повышенной сложностью и растущими требованиями со стороны российского законодательства, особенно в отношении объектов КИИ (критической информационной инфраструктуры). Не менее востребованная ниша – ИТ-консалтинг. Многие заказчики, ранее эксплуатировавшие решения зарубежных вендоров, столкнулись с трудностями дальнейшей реализации бизнес-задач и нуждаются в консультациях на тему того, как и где в дальнейшем хранить свои данные и обеспечить их сохранность. По мнению г-на Соловьева, взрывной рост обеспечил сегменту гарантийного обслуживания (поддержки) аппаратного и программного обеспечения: всё, что ранее делалось силами иностранных брендов, так или иначе будут брать на себя российские компании.

В свою очередь, Александр ФУРСОВ («Сервионика») также делает акцент на замещении вендорской поддержки, так как западные компании не просто ушли с рынка, а оставили оборудование, установленное у клиентов, без обслуживания и сервиса. И для отечественных сервисных и аутсорсинговых компаний поддержка такого оборудования представляет наибольший интерес: нарастив свои компетенции специалистами из ушедших компаний, они могут свободно обслуживать такое оборудование и оказывать заказчикам полноценные консультации, не уступая по качеству третьей линии поддержки от производителя. Г-н Фурсов отмечает, что по большей части сервисов существенного спада сейчас не наблюдается, а текущую ситуацию можно назвать замедлением.

По мнению Николая СОКОРНОВА («Рексофт»), на острие спроса сегодня именно импортозамещение корпоративных платформ уровня управления компанией, например SAP. Компаниям не просто надо поддерживать внедренные системы, но стоит вопрос о развитии и постепенном замещении привычных платформ. Второй блок –платформы и ПО для промышленной автоматизации, здесь доля зарубежных программных продуктов и оборудования существенно выше, чем в общекорпоративном ПО. Как считает г-н Сокорнов, нас ждет замещение аппаратной и программной частей. Это направление просто огромно в силу тотального доминирования западных поставщиков. Причем речь идет не только о поставках «железа» и платформенного ПО, но и об услугах внедрения и обслуживания этих систем. Обычно сервисными работами занимались западные специалисты либо их российские представительства, а также авторизованные интеграторы, которые были обучены работать строго на западном ПО.

Алексей ПИЛИПЧУК (Softline) подчеркивает, что все более востребованы сегодня аутсорсинговые команды, которые обладают обширным опытом и уникальной продуктовой экспертизой. В Softline особо отмечают растущий спрос на услуги ИТ-консалтинга. Кроме того, если до 2020 года аутсорсинг был способом оптимизации средств и разгрузки собственных ресурсов, то сейчас это инструмент управления устойчивостью и безопасностью бизнеса. Таким образом, надежность функционирования ИТ-структуры компании зависит от квалификации аутсорсинговой ИТ-команды.

Среди других востребованных направлений Никита ЕЛИСЕЕВ («Онланта») выделяет решения класса Managed DevOps (DevOps as a Service). Сегодня многие компании при запуске новых сервисов начинают использовать технологии контейнеризации и оркестрации, при этом на рынке ощущается заметный дефицит DevOps-специалистов. Как полагают в «Онланта», на текущий момент в стране достаточно компаний, которые готовы привлекать в свои проекты таких специалистов со стороны и формировать смешанные команды для достижения единой цели. Еще одним интересным направлением г-н Елисеев называет услуги управления средой печати. Компаниям необходимо не только найти оборудование в текущих условиях, но и каждый месяц/квартал искать и закупать расходные материалы, что порой достаточно проблематично. Гораздо легче все это получить как покопийный сервис у ИТ-партнера в режиме единого окна. Такой подход позволяет минимизировать риски и сократить свои ресурсы путем поиска оптимальных цен, сроков и добросовестных импортеров.

Антон ЕГОРОВ («КОРУС Консалтинг») напоминает, что с февраля текущего года участились кибератаки на самые разные компании. В настоящий момент тема безопасности остается более чем актуальной – клиенты озабочены киберустойчивостью своих ИТ-систем.

В свою очередь, Дмитрий ПАРШИН (Artezio) отмечает серьезный спрос в области телемедицины и проектов, связанных с медицинским обслуживанием. Сейчас многие медицинские компании стараются внедрять программные решения, которые гарантируют удаленный доступ к услугам для своих пациентов. Как считает г-н Паршин, в России этот тренд пока не слишком весом, но со временем благодаря изменению законодательства он обязательно усилится. Кроме того, в 2022 году остаются актуальными запросы на автоматизацию бизнес-процессов, разработку специализированного ПО для энергетических компаний и банков.

Среди набирающих популярность направлений ИТ-аутсорсинга Олег ТЕРЕХОВ («КРОК») упоминает переход на сервисную модель предоставления инфраструктуры в целях обеспечения бесперебойной работы ИТ-оборудования заказчика. В текущих условиях перед бизнесом остро стоит задача обеспечения непрерывности бизнес- и производственных процессов, которые в большинстве компаний зависимы от используемых ИС и оборудования. По данной модели заказчик через партнера-интегратора имеет единую точку входа по любым вопросам, связанным с непрерывной работой ИТ-инфраструктуры, в том числе технической поддержкой, развитием, обеспечением безопасности, совместимостью разнородных компонентов друг с другом. Все основные риски, с которыми сталкиваются заказчики, — от срыва сроков поставок оборудования и комплектующих и курсовых скачков до пересортицы у поставщиков – остаются на стороне аутсорсера.

Кроме того, в КРОК наблюдают значительную востребованность услуг по переносу ряда бизнес-процессов в облака. Г-н Терехов подчеркивает, что усиление требований к сохранности данных, поиску и устранению уязвимостей создает высокий спрос на услуги по обеспечению информационной безопасности. В целом же бизнес, ориентированный на улучшение пользовательского опыта, ожидает от ИТ-аутсорсинга не только технической поддержки, но и свежих идей для развития, а все нестандартные задачи требуют от внешних подрядчиков гибкости, скорости и сильного состава специалистов.

(Продолжение в IT News №12/2022)

Опубликовано 12.10.2022

Похожие статьи