Российский рынок программных роботов. Эффективность

Логотип компании
Российский рынок программных роботов. Эффективность
Потребность большой компании или банка в роботах может быть очень существенной, особенно если во главу угла поставлена экономическая целесообразность. Это связано с тем, что роботы могут заменить собой дорогие специализированные системы, позволяя сэкономить на их внедрении, доработке и обслуживании.

(Продолжение. Начало в IT News № 9/2022)

Из чего складывается экономический эффект от внедрения программных роботов?


Елена КРУТОВЕРЦЕВА, руководитель направления RPA-решений, компания «Марвел-Дистрибуция»:

Елена КРУТОВЕРЦЕВА, руководитель направления RPA-решений, компания «Марвел-Дистрибуция»:

«Экономический эффект зависит от цели внедрения роботов. Иногда цель автоматизации – убрать большое количество ошибок, которые возникают из-за человеческого фактора при подготовке документов, и тем самым снизить финансовые риски. Другой пример – существенная оптимизация бизнес-процессов, например, когда компании необходимо ускорить согласование документов. Примеров можно привести множество, и любая компания при текущем уровне цифровизации может получить эффект от внедрения программных роботов».

Интересен вопрос, сколько программных роботов могут «трудиться» в крупной компании. По словам Елены КРУТОВЕРЦЕВОЙ («Марвел-Дистрибуция»), на самом деле таких ограничений нет. Есть примеры компаний, где используется по 1000 роботов и более. В этом плане российские заказчики пока еще отстают, нам есть куда развиваться.

Какие процессы роботизируются в первую очередь?


Александр РУДНЕВ, управляющий партнер компании OmniLine:

Александр РУДНЕВ, управляющий партнер компании OmniLine:

«В зависимости от типа операции может идти речь и о полной (100%-ной) замене человека роботом. Особенно это касается рутинных действий. По нашим наблюдениям, в целом показатель колеблется от 50 до 80% — столько процессов можно передать роботу. Вначале роботизируется всё, что касается массовой обработки данных: их перенос из системы в систему, поиск, копирование, слияние и пр. Дальше идут процессы, связанные с работой в приложениях, где робот в ходе какого-то бизнес-процесса выполняет функцию человека. По данным наших партнеров, в некоторых компаниях численность роботов превышает тысячу».

Елена КРУТОВЕРЦЕВА («Марвел-Дистрибуция») согласилась с мнением Александра Руднева: «Действительно, в первую очередь роботизируют часто повторяющиеся рутинные операции, которые можно формализовать, то есть описать с помощью четкого алгоритма с небольшим количеством исключений. На них, как правило, виден наибольший экономический эффект».

По мнению же Павла БОРЧЕНКО, генерального директора ROBIN RPA, таких ситуаций, когда человека может полностью заменить программный робот, сейчас практически не осталось. Чаще всего замещается часть рутинных операций и высвобождение сотрудников достигается, если на данных операциях заняты несколько человек. Например, в службах, выполняющих поддерживающие функции: HR, бухгалтерия, казначейство, закупки, поддержка, юридический отдел.

Илья КОЧЕТОВ, директор по технологическому развитию компании «Рондем»:

Илья КОЧЕТОВ, директор по технологическому развитию компании «Рондем»:

«В первую очередь роботизаторы смотрят на те процессы, где невозможно или слишком дорого применять другие способы автоматизации. Например, работа с легаси-системами, как правило, сложна из-за того, что в них нет встроенных возможностей интеграции. Взаимодействие с системами контрагентов или сервисами электронного государства обычно можно реализовать по-другому, но роботизация – самый дешевый и удобный для этого механизм.
В компаниях малого бизнеса роботам чаще поручают всего два-три постоянных процесса, например синхронизацию данных в CRM и системе учета. Но там есть постоянный поток небольших, одноразовых задач. Редко мы говорим об экономии более чем одного-двух FTE, поэтому так важно научиться понимать, что ценность роботов не в замещении людей, а в улучшении процессов. В среднем сегменте роботы уже могут трудиться на 10-15 процессах, а бывает, и намного больше. Поток одноразовых задач, конечно, не иссякает, но чаще всего команды роботизаторов загружены работой и не могут столь оперативно их решать. Здесь уже может быть существенный экономический эффект и в FTE».

Константин АРТЕМЬЕВ, генеральный директор Sherpa RPA:

Константин АРТЕМЬЕВ, генеральный директор Sherpa RPA:

«В первую очередь роботизируются бизнес-процессы, которые можно описать алгоритмически, по шагам, с небольшим числом исключений, и которые одинаково выполняются большим числом сотрудников. С этой точки зрения, например, сведение квартального отчета – не самый хороший кандидат для роботизации, так как оно выполняется редко, как правило, малым числом сотрудников и может содержать много шагов и исключений. Хотя с течением времени роботизация добирается и до таких процессов. Пример идеального кандидата для роботизации – процесс обогащения информации о клиентах в кол-центре из 200 человек, притом что робот экономит каждому из них 30% рабочего времени.
Нам известно о верхней планке более чем в тысячу роботов на компанию, а несколько десятков компаний имеют больше ста роботов. У большинства же компаний, внедряющих RPA, пока число роботов не превышает трех десятков. Наиболее эффективных роботов мы видели в банковских процессах».  

Александр БОЧКИН, генеральный директор компании «Инфомаксимум»:

Александр БОЧКИН, генеральный директор компании «Инфомаксимум»:

«Нам нередко задают вопрос, какие из процессов/операций лучше всего роботизировать. Один из кейсов был посвящен тому, что при помощи технологии process mining мы анализировали учет авансовых отчетов и сравнивали его реальное протекание с существующим регламентом. Клиент – крупная телекоммуникационная компания – хотел, помимо прочего, понять, какую из операций стоит роботизировать и какой профит от этого будет.
Итогом стала интересная вещь: наиболее выгодным вариантом роботизации, согласно нашим исследованиям, стала операция прикрепления файлов. Крохотный шаг, совсем несущественный, казалось бы, но именно он позволит сэкономить ~5 млн рублей в год при фокус-группе в 130 человек. Если же масштабировать действие на всю компанию, где работает порядка 3 тыс. человек, то экономия возрастает до 75 млн.
Еще одна история связана с анализом работы крупного банка. Среди задач стояло определение 15 операций фронт-офиса, наиболее перспективных с точки зрения роботизации. Мы исследовали работу 87 филиалов банка, определили эти операции (туда попали «Просмотр и печать курсов валют», «Исполнение начисления» и т. д.) и подсчитали, что потенциал оптимизации выполнения операций фронт-офисов составляет 171,1 тыс. часов в год».


Попробуем сравнить пункты предыдущего вопроса с существующим положением в компаниях уровня Enterprise.


Николай БУЛАНОВ, директор по консалтингу PIX Robotics:

Николай БУЛАНОВ, директор по консалтингу PIX Robotics:

«Если подойти к этому вопросу очень теоретически, то сколько человек работает за компьютером, столько из них может быть автоматизировано. Согласно исследованиям крупнейших зарубежных вендоров, если в компании 30% задач выполняют роботы, значит, произошла цифровая трансформация. Что касается реальных показателей, успешной роботизацией считается показатель в 5–10% цифровых сотрудников от общего числа компании. В России эти показатели гораздо скромнее. Даже если мы берем самые инновационные компании из банковского или телеком-сектора, то там работает максимум 2-3% роботов. Другие Enterprise-компании только-только начитают “пробовать на вкус” работу бок-о-бок с цифровыми сотрудниками».


По мнению Александра РУДНЕВА (OmniLine), пока это во многом запускается на уровне пилотов, может быть, несколько десятков роботов где-то работают. Прежде всего они занимаются обработкой аналитических данных, касающихся экономического, бухгалтерского и HR-блоков в компаниях, их слиянием из нескольких источников в один.

Павел БОРЧЕНКО (ROBIN RPA):

Павел БОРЧЕНКО (ROBIN RPA):

«На текущий момент практически во всех компаниях уровня Enterprise сделаны первые шаги. Выбраны один-два отдела, в которых начали роботизацию. В нескольких десятках компаний уже созданы центры экспертизы, но только в единицах роботизация используется максимально, как полноценный инструмент оптимизации компании".


Илья КОЧЕТОВ («Рондем»): «Потребность большой компании или банка в роботах может быть очень существенной, особенно если во главу угла поставлена экономическая целесообразность. Это связано с тем, что роботы могут заменить собой дорогие специализированные системы, позволяя сэкономить на их внедрении, доработке и обслуживании. Сейчас enterprise-клиенты – это основные потребители роботов и в России, и за рубежом. В Японии, например, есть внедрения на несколько тысяч роботов, эффект от которых исчисляется миллионами долларов и сотнями тысяч сэкономленных человеко-часов.

У нас на рынке пока объемы поскромнее, но и мы уже оперируем сотнями роботов, процессов и FTE. Например, в ОЦО автоматизация с помощью роботов может сократить до 40% трудозатрат. Но есть и еще одно отличие – enterprise-компании всё больше интересуются темой самостоятельной роботизации, когда бизнес-пользователи учатся создавать простые автоматизированные процессы с помощью роботов».

Насколько реально поручать роботам более сложные задачи, чем замещение повторяющихся процессов?

Николай БУЛАНОВ (PIX Robotics): «Не только можно поручать более сложные задачи, но и нужно. «Цифровой сотрудник», «робот» — можно называть как угодно, но он в первую очередь сотрудник, а потом уже цифровой. И всё, что выполняют люди, можно переложить на робота. Само собой, есть вопросы экономической целесообразности. Однако развитие технологий подразумевает автоматизацию все более и более сложных задач. И вендоры, в том числе PIX, предлагают не только общую платформу, но и продукты, которые расширяют функционал. Это и OCR-работа с текстом, и классификация документов, и NLP-движок для работы с документами, и визуализация данных.

Но у любого клиента после роботизации рутинных задач, построения центра компетенций возникает вопрос: а что дальше? И вот здесь помогает, с одной стороны, наша методология по поиску бизнес-процессов для автоматизации, а с другой – интеграция новых технологий. Потому как на текущем этапе развития RPA это фундамент, который выполняет бизнес-процессы и использует другие технологии, например чат-боты для работы с текстом, с голосом. Это база, которая интегрируется в любые системы и помогает решить задачи быстрее и результативнее. Само собой, роботы не заменяют корпоративные системы, но помогают сделать работу с этими системами лучше и решить задачи, которые нельзя или очень дорого переложить на полную автоматизацию».

Александр РУДНЕВ (OmniLine): «Есть критические операции, где вероятность ошибки при выполнении человеком высока, а цена ее велика, поэтому стоит задача исключить вообще человеческий фактор. И когда эти операции выполняются в ходе каких-то сквозных бизнес-процессов, эффективность для бизнеса максимальная».

Павел БОРЧЕНКО (ROBIN RPA): «Клиенты, которые уже давно занимаются роботизацией, со временем переходят к более сложным задачам, в которых совмещается несколько разных технологий. У наших заказчиков это различные кейсы с распознаванием документов (подключаются OCR-движки), чат-ботами с встроенными роботами и голосовыми роботами (запуск сценариев на удаленных машинах по голосовым командам). В зарубежной практике также видно, что роботов часто используют на очень небольших операциях прямо на машинах пользователей для точечного ускорения ручных процессов. Такие задачи очень популярны в ОЦО».

Илья КОЧЕТОВ («Рондем»): «Роботы могут решать практически любые задачи. Вопрос всегда в том, целесообразно ли это с экономической точки зрения. Обычно мы рекомендуем иметь свободные мощности в парке роботов компании для решения одноразовых рутинных задач. Но в ближайшее время мы, скорее всего, не увидим роботов там, где требуется интеллектуальная работа или в динамически меняющихся неструктурированных процессах. И это прекрасно – роботы должны помогать людям, а не конкурировать с ними».


Опубликовано 25.10.2022

Похожие статьи