IT NewsИнструменты бизнесаМаркетинг и продажи

Цифровая трансформация в ретейле

Григорий Рудницкий | 30.11.2017

Цифровая трансформация в ретейле

Компаниям сегодня приходится работать в очень непростых условиях. Рост конкуренции, неблагоприятная экономическая ситуация, появление молодых и агрессивных игроков, наступающих “на пятки” былым гигантам, чье стабильное положение еще недавно казалось незыблемым, заставляет пересматривать складывавшиеся в течение многих лет классические модели бизнеса. Данные, информация, а не материальные активы становятся главной ценностью практически для любой компании. Эти данные нужно уметь собирать, анализировать в режиме реального времени, а затем применять результаты этого анализа для улучшения и оптимизации бизнес-процессов, снижения затрат, разработки новых продуктов и услуг, а также поиска новых моделей работы с клиентами и потребителями. Все это в целом можно назвать цифровой трансформацией бизнеса. По этому пути сегодня так или иначе идут все компании, независимо от размера и отраслевой принадлежности. Мы бы хотели остановиться на том, как цифровая трансформация меняет ретейл, одну из наиболее высококонкурентных отраслей экономики.
Цифровые технологии сегодня проникли во все области ретейла - в торговый зал, на склад, в логистику. Так, любой владелец или руководитель магазина заинтересован в увеличении количества покупателей, а также в увеличении конверсии обычных посетителей в покупателей. Здесь на помощь приходят решения в области видеоаналитики и «Интернета вещей». «Умные» датчики, установленные в ключевых точках торгового зала, позволяют посчитать посетителей, проанализировать маршруты их перемещения по торговому залу, что позволит мерчендайзерам оптимизировать выкладку товара и, в конечном итоге, увеличить выручку. Камеры видеонаблюдения, интегрированные с системами видеоаналитики дают, возможность определить портрет среднестатистического посетителя магазина, его пол и возраст, а в ряде случаев, рассмотрев его одежду и обувь, уровень доходов. Это позволяет корректировать ассортимент и товарные линейки, продающиеся в магазине, что, в конечном итоге, также повысит выручку. Еще одно направление - цифровые ценники. В любом крупном магазине актуализация бумажных ценников является достаточно сложной и ресурсоемкой задачей, учитывая тот факт, что цены могут изменяться каждый день, а иногда и несколько раз за день. Такие ценники представляют собой недорогие ЖК-устройства, которые по беспроводной сети связываются с учетной системой магазина и актуализируют информацию о стоимости того или иного товара.
Покупатели зачастую нуждаются в получении дополнительной информации о товаре, но не все готовы общаться с живым продавцом, особенно интроверты, да и найти консультанта в огромном торговом зале порой проблематично. В этой ситуации может помочь робот-консультант, который не только проговорит голосом или отобразит на экране всю информацию о товаре, но и предложит наиболее подходящие аксессуары, либо аналогичный или схожий по характеристикам товар другого производителя. Наконец, сегодня уже никого не удивишь автоматическими кассами, позволяющими оплатить товар в режиме самообслуживания. Достаточно взглянуть на участок с автоматизированными кассами в любом гипермаркете, чтобы убедиться, насколько они повышают скорость покупательского потока, а для обслуживания целого участка, состоящего из нескольких касс, требуется всего один консультант.
Цифровая трансформация меняет привычные бизнес-процессы и на складе. Это и специальные маячки, установленные на полках магазина, сигнализирующие о том, что тот или иной товар закончился, и со склада требуется принести новую партию. Это и специальные мобильные устройства в руках продавцов, интегрированные с системой складского учета, позволяющие определить, сколько еще товара данной номенклатуры осталось на складе, и на каком стеллаже и полке его можно найти, а также многое другое.
Ключевым элементом цифровой трансформации в ретейле является омниканальность, то есть синхронизация всех каналов взаимодействия покупателя и продавца (торговый зал, интернет-магазин, социальные сети, мессенджеры и т.д.). Модель омниканальности позволяет покупателю посмотрев товар с помощью одного канала продаж, продолжить покупку уже в другом, а задать интересующие вопросы или предъявить претензию - в третьем. И во всех случаях продавец должен заранее знать, кто к нему обращается, какой товар он приобрел, какие вопросы ранее возникали у данного покупателя. Для технической реализации такой модели продаж требуется система их поддержки, интегрированная с CRM. Какие преимущества для продавца несет омниканальная модель? Прежде всего, это повышение лояльности покупателей, причем не к конкретному магазину, а к торговой сети или к бренду в целом. Людям нравится, когда их обслуживают на качественном уровне, знают их запросы и предпочтения, при этом не требуют каждый раз озвучивать свое имя. Для продавцов омниканальность - это возможность оптимизировать процессы обработки покупательских обращений, сократить затраты и увеличить выручку с каждого оператора и продавца.
Интеграция информационных систем и внедрение комплексных IT-решений - еще одно важное направление цифровой трансформации в ретейле. Ядром в нем является ERP-система. Это может быть как специализированная отраслевая система, адаптированная к специфике розничных торговых компаний, так и типовой коробочный продукт, интегрированный со специализированными модулями, используемыми в ретейле. Нередко для автоматизации наиболее важных бизнес-процессов, таких, как например, учет товародвижения, внедряется модуль от одного производителя, который подключается к ERP-системе другого производителя. Однако в крупных торговых компаниях чаще всего внедряются комплексные системы автоматизации ретейла, покрывающие практически полный спектр бизнес-процессов. Ярким примером такого комплексного специализированного решения можно назвать ERP-систему Microsoft Dynamics AX for Retail, которая охватывает весь спектр бизнес-процессов торговой компании - от работы с производителем до взаимодействия с покупателем, в том числе централизованное управление всеми магазинами торговой сети и POS-терминалами. Управление промоакциями, закупки и логистика, маркетинг, программы лояльности, поддержка омниканальных продаж, о которых мы говорили выше - эти и многие другие функции уже реализованы в этой системе.
Если бизнес растет быстро, но при этом не хочется инвестировать большие средства в IT-инфраструктуру, на помощь придут облачные решения и сервисы. Переход в облако позволяет компании экономить на разворачивании собственной инфраструктуры хранения и обработки данных. Вместо этого используются уже готовые решения, которые без труда можно масштабировать, при увеличении или снижении собственных потребностей. Одной из популярных и востребованных на рынке облачных платформ является Microsoft Azure. На ее основе можно виртуализировать инфраструктуру и сервисы, вынести в облако бизнес-процессы, а также реализовать множество бизнес-моделей работы с покупателями и поставщиками.

ретейл, Видеоаналитика, Интернет Вещей (IoT), склады, логистика, CRM, Облако

Горячие темы: Интернет Вещей, Цифровой бизнес

Журнал: Журнал IT-News, Подписка на журналы

Microsoft


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) на заседании Совбеза РФ предложила план по ликвидации фальшивых банковских колл-центров, ведущих свою деятельность из тюрем.

Как никогда важно задуматься о том, насколько безопасны компьютеры наших работников, которые становятся одним из основных векторов атак для злоумышленников.
Развитие технологий нейронных сетей может начать частично вытеснять из-за руля людей уже в ближайшие годы, а если прогресс будет идти хотя бы с той же скоростью, что и сейчас, то через 10 лет встанет вопрос, а нужен ли вообще водитель или уже нет?

Компании сообщают

Мероприятия

Micro Focus Fortify
ОНЛАЙН
26.10.2020
11:30
HI-TECH Building 2020
Москва, Крокус Экспо
27.10.2020 — 29.10.2020
Integrated Systems Russia 2020
Москва, Крокус Экспо
27.10.2020 — 29.10.2020
Blue Prism Roadshow Russia
ОНЛАЙН
27.10.2020
11:00