IT NewsИнструменты бизнесаМаркетинг и продажи

Основные требования к франчайзинговому договору

| 01.04.2020

Основные требования к франчайзинговому договору

Франчайзинг - крайне популярное явление. Предприниматели рассматривают франчайзинг как инструмент масштабирования своего бизнеса, способ выхода в новые регионы, в новые страны. Франчайзинг - это инструмент сотрудничества двух компаний, при котором сторона правообладателя передает свои наработки технологии и ноу-хау другой компании (пользователю) за вознаграждение. Как и любое партнерство, результат во многом зависит от контракта, заключённого между сторонами. В нашей статье мы поговорим о договоре коммерческой концессии и об основных обязательных пунктах этого договора. Надеюсь, после прочтения данной статьи у вас появится четкое понимание, какую задачу поставить вашему юристу при разработке франчайзингового договора.

Понятия франчайзингового соглашения в российском праве нет. Все франшизы продаются на основании договора концессии или лицензионного соглашения. При этом лицензионное соглашение позволяет прописать и регламентировать куда меньше положений. Договор коммерческой концессии заключается между правообладателем и пользователем. Предметом договора является комплекс исключительных прав (КИП) на пользование передаваемыми элементами: наименование, оформление, секрет производства, система сервиса и так далее. Перечислим основные положения, которым должен отвечать договор коммерческой концессии.

Торговый знак

Договор концессии создается на основании зарегистрированного знака, который правообладатель передает пользователю. Без регистрации договора концессии быть не может.

Обязательная регистрация

Договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации. Обычно в самом договоре указывается, чья сторона должна проводить регистрацию и в какой срок. Нет единого правила: это может быть и сторона правообладателя, и сторона пользователя. Процедура регистрации весьма проста и больших затруднений вызвать не должна.

Разглашение конфиденциальной информации

По договору концессии правообладатель передает данные, содержащие ноу-хау, технологии, секреты производства конкретному лицу за вознаграждение. Вся система рушится если пользователь позволит информации распространяться каким-то третьим лицам. По этой же причине пользователю рекомендуется заключать со своими сотрудниками NDA в том случае если эти сотрудники взаимодействуют с конфиденциальной информацией, передаваемой правообладателем.

Ограничение конкуренции

Правообладатель передает КИП пользователю для использования в рамках единой сети. Использование передаваемых элементов вне партнерских отношений недопустимо. Поэтому договор коммерческой концессии должен включать обязательство стороны пользователя исключить любую конкуренцию в течение определенного периода. К сожалению, нередки случаи, когда пользователь покупает франшизу для получения знаний и технологий, после чего меняет вывеску и продолжает самостоятельную работу уже без правообладателя. Это существенный риск, от которого должен защищать договор коммерческой концессии.

Правила и стандарты

Пользователь получает КИП, но использовать передаваемые элементы он может только определенным правообладателем способом, по утвержденным правилам и стандартам. Это обязательное условие, которое необходимо для сохранения единообразия сети, а также для сохранения единого уровня качества сети.

Ущерб репутации

Правообладатель передает пользователю самое важное - возможность говорить от лица сети. В эпоху общедоступности любой информации, любые заявления и публичные действия должны быть крайне выверены потому что могут быть по-своему трактованы СМИ и общественностью, а также любая ошибка может стать известна широкому кругу. По этим причинам договор коммерческой концессии должен защищать репутацию правообладателя и репутацию сети от неосторожных действий пользователя, и пункты о защите репутации - обязательны для договора концессии.

Договор коммерческой концессии предполагает большое количество правил и стандартов и обычно предписывает огромные штрафы за нарушения. Пользователь должен быть готов к этому потому что правообладатель рискует не только своим бизнесом, но и бизнесом всех партнеров своей сети. По этой причине договор коммерческой концессии редко бывает сбалансирован. Наоборот, он как правило защищает и страхует правообладателя в большей степени.

При разработке договора коммерческой концессии рекомендую выбирать опытного юриста, который уже имел опыт разработки подобных соглашений, а еще лучше, чтобы он имел опыт защиты подобных соглашений в суде. Наша команда в проектах по разработке франшизы для наших заказчиков обязательно разрабатываем договоры коммерческой концессии самостоятельно. Договора создаются на основании условий франшизы и отвечают всем требованиям, указанным в этой статье.

При разработке договора концессии рекомендую вам руководствоваться главным правилом, все, что не будет прописано договором - будет исполняться плохо, не будет исполняться совсем или станет причиной споров и противоречий между сторонами.

Денис Евстигнеев, консультант по франчайзингу


ретейл

Журнал: Журнал IT-News, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Вопросы приходят не только от подростков, но и от взрослых, которые стесняются спросить о чем-то детей и внуков, или сталкиваются с проблемами общения с цифровым поколением.
Олег Седов :: 24.05.2020
Обычная жизнь? – скажете вы. А она теперь какая будет? И возвращаясь к тому, что в будущей обычной жизни будет не совсем так как было раньше

Zoom – великий уравниватель. Просто кольт в мире информации. «Бог создал людей сильными и слабыми. Сэмюэл Кольт сделал их равными».

Компании сообщают

Мероприятия