Интерес к китайским интернет-магазинам растет во всех российских городах
Яндекс. Маркет и компания GfK Rus изучили, как развивался российский рынок онлайн-торговли в 2016 году. Основные данные получены по итогам опроса российских онлайн-покупателей, проведенного в сентябре 2016 года.
Весной 2016 года компания GfK Rus провела опрос, по данным которого количество интернет-покупателей в России за год выросло. Так, каждый четвертый житель России в возрасте от 16 до 55 лет за год купил хотя бы один товар в Интернете, в то время как весной 2015 года покупателем был лишь каждый пятый.
Популярность российских и зарубежных магазинов
Доля онлайн-покупателей, которые оформляют заказы в китайских интернет-магазинах, растет высокими темпами. Осенью 2016 года она впервые сравнялась с долей покупателей, заказавших товары в России за пределами своего родного города.
Интерес к китайским интернет-магазинам растет во всех российских городах, но особенно сильно — в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек. Это может быть связано с тем, что выбор в розничных магазинах этих городов невелик.
Какие товары покупают в России и за рубежом
Как и в прошлые годы, в этом году в зарубежных магазинах в первую очередь покупали одежду и обувь, детские товары, косметику, товары для дома и сада. В российских магазинах покупали одежду, косметику, мелкую бытовую технику и товары для здоровья. Телефоны и планшеты в зарубежных магазинах в 2016 году заказывали не больше чем раньше, а вот в российских магазинах — меньше.
Основные причины, по которым россияне покупают онлайн, остались прежними: экономия времени и денег, возможность заказать товар, которого нет в обычных магазинах. Люди предпочитают зарубежные интернет-магазины отечественным в первую очередь из-за возможности сэкономить, но долгая доставка часто останавливает покупателей.
Оплата заказов
В 2016 году оплата покупок банковской картой впервые стала популярнее оплаты наличными. 71% опрошенных заявили, что за последний год они хотя бы раз расплачивались за покупки в Интернете банковской картой. Наличными платили 68% покупателей — этот показатель снижается четвертый год подряд. Правда, как способ оплаты в момент получения товара карты пока отстают от наличных.
Доставка
Популярность способов доставки в разных городах во многом зависит от того, в каких магазинах жители чаще всего совершают покупки. В небольших населенных пунктах, куда товары доставляют из других городов и стран, самый популярный способ доставки — почтой. Так получали заказы 67% пользователей. В Москве чаще предпочитают местные магазины. Там самая большая доля покупателей, использовавших курьерскую доставку, — 71%. Жители столицы также больше всех пользовались срочной доставкой.
Мобильные устройства
Количество пользователей, которые выбирают товары и делают заказы со смартфонов, продолжает расти. В 2016 году покупателей, которые пользовались смартфоном при выборе и покупке товара в российских интернет-магазинах, было 14%, а годом ранее — 12%.
Тем не менее большинство россиян по-прежнему предпочитает оформлять покупки на компьютерах. Доля тех, кто сделал последний заказ со смартфона, пока равна доле позвонивших для заказа в магазин — она составляет всего 5%.
Мобильными устройствами для шопинга чаще пользуются те, кто предпочитает зарубежные интернет-магазины. Среди клиентов зарубежных магазинов мобильных покупателей был 21%, а среди российских — 14%.
Россияне часто оформляют заказы в приложениях магазинов. По данным опроса, треть пользователей, оформлявших покупки у российских продавцов, делали это с помощью приложений.
Спонтанные покупки
В 2016 году 64% российских интернет-покупателей совершили хотя бы одну незапланированную покупку. Женщины оформляли заказы спонтанно чаще мужчин: 70% против 58%. Респонденты говорят, что к импульсивным покупкам их подталкивали скидки и акции магазинов.
Источник: пресс-служба Яндекс