Многофакторная биометрия – новый этап развития систем управления доступом

Логотип компании
Многофакторная биометрия – новый этап развития систем управления доступом
Одна из наиболее распространенных технологий идентификации субъекта в СКУД – RFID – за несколько лет пережила серьезную эволюцию...

Системы контроля и управления доступом (СКУД) применяются практически везде, начиная от простого домофона в подъезде вашего дома до сложнейших комплексных решений, используемых на предприятиях ВПК и других особо охраняемых объектах. Одна из наиболее распространенных технологий идентификации субъекта в СКУД – RFID – за несколько лет пережила серьезную эволюцию: от простых и легко компрометируемых карт HID Prox до многофункциональных карт с современными протоколами шифрования, например HID iCLASS.

Развитие RFID-карт обусловило и расширение спектра их применения. Если раньше они использовались только для прохода в помещение, то сегодня их активно используют и для проезда на транспорте. Такая карта может быть не только физической, но и виртуальной – в виде приложения на мобильном устройстве. «Сейчас мы активно работаем над популяризацией решения HID Mobile, которое позволяет удобным образом с помощью мобильных устройств с поддержкой NFC-чипа или Bluetooth получать санкционированный доступ на объект охраны», – рассказывает Иван Смирнов, директор департамента инженерно-технических систем безопасности компании RedSys.

Однако RFID и NFC (технология, позволяющая осуществлять бесконтактный обмен данными между устройствами, расположенными на небольших расстояниях, например считывающим терминалом и сотовым телефоном или пластиковой смарт-картой) не дают полной гарантии безопасности хотя бы просто потому, что карточку или мобильное устройство можно передать другому человеку. Типовым, но далеко не самым эффективным методом решения данной проблемы является фотоверификация, когда сотрудник службы безопасности сверяет фотографию посетителя с лицом субъекта, использующего данный пропуск. «Лет пять-десять назад такая технология использовалась повсеместно, да и сейчас довольно широко распространена. При этом научные эксперименты NIST (National Institute of Standards and Technology) на практике доказали, что текущий уровень развития алгоритмов фотоидентификации, основанных на нейронных сетях, значительно превосходит по точности и многократно по скорости аналогичные возможности подготовленного человека», – говорит Иван Смирнов.

Сегодня, с появлением доступных клиентских терминалов, поддерживающих биометрические технологии идентификации, можно создавать решения, идентифицирующие человека по одному или нескольким признакам. Например, одно из крупных внедрений СКУД – в технопарке Набережных Челнов – предполагало однофакторную идентификацию, то есть возможность прохода от входной группы до помещения c помощью либо RFID-карты, либо биометрического признака – отпечатка пальца. По словам Ивана Смирнова, если изначально вторым методом пользовалось лишь 5-10% посетителей, то через год соотношение было уже 50?50. Опыт показывает, что на этапе перехода от RFID к удобной многофакторной биометрической идентификации важно предоставлять пользователям возможность выбора – использование традиционных RFID-меток или удобных биометрических методов.

Современные системы фото- и видеоидентификации предусматривают возможности полностью бесконтактного способа идентификации человека на основании изображения лица, полученного в видеопотоке. В ближайшей перспективе подобные системы кардинально повысят уровень безопасности объектов социальной, спортивной и транспортной инфраструктуры, произведут революцию в области управления безопасностью. Крайне необычным, но ярко иллюстрирующим широту возможностей применения таких систем является сценарий фотоверификации пользователя единой транспортной карты с льготной тарификацией на валидаторе с последующим санкционированием доступа или информированием о нарушениях правил пользования оператора ситуационного центра.

Следующее поколение решений биометрической идентификации, которое можно назвать гибридным, позволяет совместить контроль физического и логического доступа к информационным системам. В недалеком будущем IAM (Identity Access Management), которые сейчас используются преимущественно для доступа к информационным системам, будут интегрированы со средствами для физического доступа. Это можно будет сделать в том числе и с помощью уже упомянутой технологии HID Mobile, интеграции ее с платформами многофакторной биометрической идентификации, а также унификации терминалов, используемых для логического и физического доступа. К примеру, посетитель входит в офис посредством HID Mobile на мобильном устройстве, фотографирует себя с помощью этого устройства и после идентификации по изображению лица ему будет доступно окно для передачи RFID-идентификатора. «Это прекрасный сценарий интеграции биометрии и RFID. Сейчас в это сложно поверить, но благодаря ему в обозримом будущем отпадет потребность в бюро пропусков, а доступ станет удобным и по-настоящему безопасным», – поясняет Иван Смирнов. Уровень развития, доступности и надежности биометрических терминалов, по его словам, уже вполне позволяет применять их как для физического входа в помещение, так и для логического доступа к информационным системам, базам данных и т. д.

Чтобы перевести уже имеющуюся СКУД на гибридную идентификацию, чаще всего достаточно заменить считывающие устройства, стоимость которых не превышает $200. Самим же посетителям больше не придется предъявлять паспорт или иной удостоверяющий документ – нужно лишь заранее оформить заявку на сайте организации, согласиться на обработку персональных данных и после необходимых согласований получить на свое мобильное устройство RFID-карту – это и будет разовый пропуск. При необходимости служба безопасности может также запросить один или несколько биометрических признаков и потребовать включить геопозиционирование, чтобы фиксировать перемещение посетителя по территории объекта. Наконец, для особых случаев биометрические признаки можно запрашивать несколько раз, пока посетитель находится на объекте. Помимо контроля посетителей, такие решения позволяют эффективно контролировать автотранспорт, въезжающий на охраняемую территорию.

«В вопросах безопасности есть два ключевых аспекта: технологический и организационный. С технологической точки зрения биометрические решения уже вполне готовы к массовому использованию в СКУД, нужно лишь подождать, пока люди осознают их удобство и преимущества, которые они открывают», – заключает Иван Смирнов.

Опубликовано 06.07.2016

Похожие статьи