Lunar Reconnaissance Orbiter нашел лунные колодцы

20.08.2014Автор
Lunar Reconnaissance Orbiter нашел лунные колодцы
Еще в 1960-х годах исследователи предполагали, что под поверхностью Луны может находиться сеть лавовых туннелей. И сегодня ученые склонны считать, что обнаруженные колодцы – части сохранившихся этих самых туннелей.

Известно, что Луна покрыта кратерами. Образовывались они в течение миллиардов лет, когда в поверхность спутника врезались метеориты. На Земле следы подобных гостей постепенно стирались вследствие эрозии и наличия атмосферы, а на Луне они остались в неизменном виде.

Но оказалось, что кратерами, горами и «морями» рельеф Луны не исчерпывается. Lunar Reconnaissance Orbiter, космический аппарат NASA, который находится на лунной орбите высотой порядка 50 км с 2009 года, обнаружил лунные колодцы. Их нельзя причислить к кратерам, поскольку они являются отвесными дырами в лунной поверхности и, вероятно, часто оканчиваются в глубине пещерами. Диаметр колодцев от нескольких метров до почти километра. Впервые что-то похожее на пещеру было сфотографировано японским аппаратом Kaguya. После этого межпланетная станция NASA сосредоточилась на проблеме и обнаружила еще порядка 200 таких объектов.

Портал NASA Science пишет, что еще в 1960-х годах исследователи предполагали, что под поверхностью Луны может находиться сеть лавовых туннелей. И сегодня ученые склонны считать, что обнаруженные колодцы – части сохранившихся этих самых туннелей.

К настоящему моменту Lunar Reconnaissance Orbiter исследовал порядка 40% площади Луны. Колодцы удается найти при помощи нового алгоритма, который обрабатывает тысячи снимков высокого разрешения, сделанных узкоугольной камерой NAC аппарата LRO. Данный алгоритм разработан Робертом Вагнером (Robert Wagner), специалистом из университета Аризоны (Arizona State University).

Из-за малых размеров лунные колодцы долгое время не бросались в глаза для наземных обсерваторий, и об их существовании было ничего неизвестно. Ученые полагают, что большинство из них находятся в заполненных лавой морях, куда затем попали метеориты: пробитые в расплавленном море отверстия и стали лунными колодцами. Процесс схож с падением любого твердого тела в жидкость, если учесть, что в данном случае жидкость крайне вязкая, а скорость падения тела чрезвычайно велика. Другой возможной причиной могли быть обрушения горных пород под поверхностью, в результате чего образовались отверстия небольшого размера.

Лунные колодцы могут стать объектом исследования для будущих астронавтов, поскольку они способны существенно облегчить добычу полезных ископаемых. Кроме того, учитывая, что солнечные лучи внутрь колодцев никогда не попадают и астронавты там лишены угрозы перегрева и облучения, эти естественные укрытия вполне могут быть использованы в качестве основы для будущей лунной базы.