По ту сторону облаков

Логотип компании
По ту сторону облаков
Несмотря на то, что публичные «облака» как модель организации IT-инфраструктуры таит в себе ряд объективных рисков для бизнеса заказчиков, их применение сулит множество преимуществ.

Несмотря на то, что публичные «облака» как модель организации IT-инфраструктуры таит в себе ряд объективных рисков для бизнеса заказчиков, их применение сулит множество преимуществ. Правда, добиться их можно лишь при правильном, сбалансированном подходе к использованию коммерческих облачных сервисов.

Сервисная оптимизация

К основным преимуществам коммерческих облачных сервисов по моделям IaaS, SaaS или PaaS перед частными «облаками» традиционно относят их экономическую привлекательность. По оценке Руслана Заединова, заместителя генерального директора и руководителя направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК, публичное «облако» позволяет сократить капитальные затраты и экономит ресурсы в краткосрочной перспективе. «Это не означает, что оно в принципе обходится дешевле собственной IT-инфраструктуры, – уточняет он, – речь идет именно о сокращении затрат “здесь и сейчас”, что зачастую и требуется большинству компаний в условиях нестабильной экономики – именно в этом важное преимущество коммерческого публичного “облака” перед частным».

Алексей Черевков, руководитель направления IaaS компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»), подчеркивает, что данные сервисы избавляют компании от необходимости закупать и модернизировать оборудование для развертывания IT-инфраструктуры, обеспечивают быстрое изменение объемов потребляемых ресурсов сообразно текущим потребностям, а также предоставляют возможность использовать сложные технические решения, которые трудно создать при помощи собственных ресурсов. «Такой подход позволяет оптимизировать затраты на ИТ и задать новый вектор развитию корпоративных IT-отделов, перейдя от ресурсной модели к сервисной. При этом IT-подразделение из эпицентра корпоративных расходов превращается в бизнес-партнера, а критерии его эффективности становятся более четкими», – комментирует Алексей Черевков.

Лекарство от рутины

Важно помнить, что информационные технологии являются профильной деятельностью лишь для IT-компаний, тогда как для представителей других отраслей это лишь один из вспомогательных инструментов. По словам Александра Ланина, директора департамента интеграционных технологий компании R-Style, используя услугу из коммерческого «облака», заказчик фактически получает инструмент с нужным ему качеством на необходимое время, что снижает затраты ресурсов компании на многие рутинные, непрофильные задачи, такие как обслуживание и модернизация корпоративной IT-инфраструктуры.

«Компания может тратить на покупку аппаратного и программного обеспечения для своего частного “облака” десятки и сотни тысяч долларов, но при этом не всегда задумывается о расходах на модернизацию и обновление созданной инфраструктуры. В случае перехода на облачные сервисы капитальные затраты переводятся в операционные и, следовательно, финансовые показатели становятся более прозрачными и прогнозируемыми, что положительно отражается на капитализации компаний», – поясняет Михаил Марголин, генеральный директор компании ENSPACE (дочерняя структура группы MAYKOR). По его словам, при сервисной модели построения IT-инфраструктуры с использованием публичных коммерческих «облаков» бюджет IT-подразделений и их деятельность становятся более прозрачными и эффективными, что достигается, в частности, за счет избавления от непрофильных активов. Михаил Марголин убежден, что благодаря публичным «облакам» небольшие компании могут вообще отказаться от капитальных затрат на строительство собственной IT-инфраструктуры, а взамен получить возможность гибкого и эффективного изменения параметров IT-инфраструктуры. «При этом, – подчеркивает он, – оплачиваются не потенциальные, избыточные возможности IT-систем, а только реально используемые. Параллельно компании избавляются от необходимости поддержки инженерных систем и содержания штата специалистов по вопросам, не связанным с ключевыми бизнес-процессами».

По ту сторону облаков. Рис. 1

Александр Трошин,

технический директор «Манго Телеком»:

«Использование облачных сервисов открывает дополнительные возможности для заказчиков, поскольку высвобождающиеся IT-ресурсы могут быть брошены на генерацию дополнительной прибыли».


По ту сторону облаков. Рис. 2

Михаил Луковников,

технический директор data-центра «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко):

«Переход от закупки ресурсов к использованию услуг избавляет компании от необходимости капитальных инвестиций в непрофильное направление и позволяет сосредоточиться на вопросах стратегии и развития».


По ту сторону облаков. Рис. 3

Руслан Заединов,

заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК:

«Облачные сервисы позволяют снизить издержки в компаниях, где нагрузка на IT-ресурсы распределена неравномерно. Например, в период пиковой нагрузки можно частично перенести решение IT-задач в коммерческое “облако” и оплачивать ресурсы по мере их потребления, вместо того чтобы покупать IT-оборудование, которое будет простаивать в остальное время».


По ту сторону облаков. Рис. 4

Алексей Черевков,

руководитель направления IaaS компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»):

«Облачные сервисы позволяют компании оптимизировать затраты на ИТ и задать новый вектор развитию корпоративных IT-отделов, перейдя от ресурсной модели к сервисной».



По ту сторону облаков. Рис. 5

Михаил Марголин,

генеральный директор компании ENSPACE:

«В случае перехода на облачные сервисы капитальные затраты компании переводятся в операционные и, следовательно, финансовые показатели становятся более прозрачными и прогнозируемыми».



По ту сторону облаков. Рис. 6

Александр Ланин,

директор департамента интеграционных технологий компании R-Style:

«Используя услугу из коммерческого “облака”, заказчик фактически получает инструмент с нужным ему качеством на необходимое время, что снижает затраты ресурсов на многие рутинные, непрофильные задачи».

По ту сторону облаков. Рис. 7
Дмитрий Шилов,

исполнительный директор компании «Астерос Сервис»:

«Участвуя в определенных программах и получая скидки от производителей, провайдеры могут оптимизировать стоимость своих услуг, благодаря чему клиенты получат новые пути снижения затрат на ИТ».







Аргументы для больших

Несмотря на то что крупные корпорации менее склонны к использованию коммерческих облачных сервисов, чем малый бизнес, предпосылки для переноса некоторых элементов их IT-инфраструктуры в публичные «облака» все же есть. Так, по словам Александра Трошина, технического директора компании «Манго Телеком», при наличии географически распределенной филиальной сети IT-инфраструктура предприятия масштабируется плохо. В этом случае использование услуг сторонних сервис-провайдеров может обеспечить заметную экономическую и организационную оптимизацию. «Применение “облаков”, особенно публичных, придает IT-инфраструктуре значительную гибкость. Например, при использовании IaaS компания получает достаточно быстро адаптируемый к потребностям бизнеса программно-аппаратный комплекс, который можно использовать (или не использовать) в любое время. Для крупных компаний важность этого фактора меньше, чем для малого бизнеса и стартапов, но все же существенна», – считает Александр Трошин.

По оценке Дмитрия Шилова, исполнительного директора компании «Астерос Сервис», для крупных корпоративных заказчиков ключевое преимущество коммерческих «облаков» заключается в цене вопроса – это особенно актуально, когда у компании есть потребность во временном предоставлении тех или иных сервисов или вынесении вторичных сервисов на аутсорсинг. «Экономия в стоимости владения ИТ за счет “облаков”, – отмечает он, – достигается и благодаря специфике отношений сервис-провайдеров и IT-вендоров. Участвуя в определенных программах и получая скидки от производителей, провайдеры могут оптимизировать стоимость своих услуг, благодаря чему клиенты получают новые пути снижения затрат на ИТ».

Еще одна важная возможность коммерческих облачных сервисов для крупных предприятий, по мнению Михаила Луковникова, технического директора data-центра «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко), заключается в разделении рисков, которые могут повлиять на деятельность компании, со специализированной организацией (сервис-провайдером). Благодаря этому заказчик может не вкладывать средства в превентивное обновление собственного парка IT-оборудования и закупку IT-ресурсов, обеспечивающих необходимую производительность на пике нагрузки, но простаивающих в остальное время. Кроме того, на сервис-провайдера фактически переносятся задачи найма, мотивации, развития и удержания квалифицированного IT-персонала, а также обеспечение бесперебойной работы арендуемых IT-систем.

Первые шаги

Чтобы добиться положительного эффекта от переноса части IT-инфраструктуры в «облако» сервис-провайдера, необходимо провести тщательную подготовку. По мнению Алексея Черевкова («Сервионика»), начать ее нужно с вопроса «зачем?», причем адресовать его не бизнесу в целом, а каждому конкретному бизнес-процессу и сопоставить полученные обоснования. «В результате вполне может выясниться, что не везде и не для всего коммерческое “облако” определяет наиболее эффективный подход в организации IT-инфраструктуры», – заключает он.

Дмитрий Шилов («Астерос Сервис») рекомендует потенциальным заказчикам облачных сервисов оценить, какие изменения ожидают их бизнес в краткосрочной перспективе и как они отразятся на потребностях в IT-ресурсах: если в планах краткосрочные и ресурсоемкие проекты, то облачная модель придется весьма кстати. «В плане качества предоставления услуг наиболее зрелыми на отечественном рынке показывают себя сервисы IaaS, поэтому начинать стоит именно с них. Тем более что зачастую они поддерживают именно вторичные по отношению к бизнесу процессы, благодаря чему можно снизить возможные риски от введения новой модели ИТ», – считает он.

Михаил Марголин (ENSPACE) отмечает, что последовательность шагов по переводу IT-инфраструктуры в коммерческое «облако» отчасти зависит от масштабов бизнеса: для небольших компаний возможен сценарий полного и единовременного перехода на сервисную модель, тогда как для крупных компаний началом такого глобального шага может стать перевод некоторых непрофильных задач на облачные технологии. Однако и в том и в другом случае Михаил Марголин рекомендует начать с инвентаризации IT-инфраструктуры, анализа использования программных продуктов и оценки затрат на содержание существующих IT-систем. «В любом случае, перенос IT-инфраструктуры в “облако” не должен быть самоцелью, как это иногда случается», – резюмирует Александр Трошин («Манго Телеком»).

Опубликовано 17.07.2013

Похожие статьи