Технологии против инкогнито

Логотип компании
13.11.2012Автор
Технологии против инкогнито
Летом этого года компания Facebook приобрела за $60 млн израильскую компанию Face.com, разработчика сервисов для распознавания лиц по фотографии.

Летом этого года компания Facebook приобрела за $60 млн израильскую компанию Face.com, разработчика сервисов для распознавания лиц по фотографии.

Основанная в 2007 году, Face.com уже в 2010 году привлекла $4,3 млн от пула инвесторов, главным из которых стал «Яндекс». Точность распознавания лиц технологиями компании Face.com, как показало исследование, проведенное в 2011 году Массачусетским университетом в Амхерсте, составляет порядка 91%. Кроме собственно распознавания лиц компания предлагает функцию определения возраста путем распознавания морщин и анализа текстуры кожи по фотографии.

Ожидалось, что после завершения сделки компания Facebook внедрит алгоритмы Face.com, которые будут автоматически определять лица и узнавать людей, уже известных приложению (для этого сервису необходимо предъявить несколько снимков искомой личности). Ожидалось также, что сервис будет предлагать варианты того, кто изображен на свежезагруженной фотографии (tag suggestion), после чего пользователь выберет нужное имя (примерно в одном случае из десяти сервис ошибается).

{PAID}

С одной стороны, Face.com предлагает чрезвычайно удобное приложение: пользователь Facebook загружает фотографию, на которой изображены его друзья, и они автоматически «помечаются». Но крупнейшая социальная сеть Интернета, в которой уже свыше миллиарда пользователей, это еще и крупнейшая в мире база данных – в Facebook ежедневно загружается порядка 300 млн иллюстраций. Неудивительно, что к этой базе проявляют интерес спецслужбы и полиция разных стран. Достаточно загрузить в Facebook фотографию человека, сделанную камерой наблюдения, и, если он есть в базе данных Face.com и Facebook, его личность будет идентифицирована. Учитывая массовое распространение камер видеонаблюдения, соблюсти статус инкогнито будет практически невозможно.

В ответ на протесты европейских регуляторов социальная сеть убрала из свободного доступа функцию автоматического определения пользователей по фотографии, заявив, что «она снимается для доработки». Когда такая возможность вернется и снова станет доступна, представители социальной сети умалчивают.

Причиной протеста европейских властей стало нарушение правил политики конфиденциальности, принятой в ЕС. В сентябре газета NY Times написала, что компания Facebook пообещала европейским властям не использовать ПО для автоматического распознавания пользователей по лицам и удалить все результаты такого распознавания, сделанные в прошлом. В будущем, как указано в соглашении Facebook с европейскими властями, подобные приложения можно будет запускать только после одобрения последних. Представители социальной сети пообещали, что впредь будут действовать строго в соответствии с европейским законодательством.

Из всей базы пользователей Facebook приблизительно четверть составляют европейцы, но на ЕС приходится не менее трети доходов социальной сети, которые она выручает от рекламы. Некоторые эксперты полагали, что если бы систему автоматического распознавания лиц активно внедрили в работу Facebook, некоторая часть пользователей, в частности европейцев, пекущихся о неприкосновенности частной жизни, удалила бы свои аккаунты.

В США Facebook тоже попала под огонь критики. На слушаниях в Сенате в июле этого года сенатор от Миннесоты Эл Франкен описал эту социальную сеть как «крупнейшую базу данных лиц, созданную без уведомления пользователей».

Напомню, что проблемы с конфиденциальностью у Facebook были и ранее. Самой известной из них, о которой в настоящее время уже немного подзабыли, была невозможность полностью удалить свой аккаунт. В конце 2009 года функцию полной деактивации все-таки сделали. Однако данные по-прежнему остаются в социальной сети, просто они недоступны никому из рядовых пользователей (полностью удалить свои данные по-прежнему весьма проблематично, необходимо заполнение специальной формы).

Вездесущие маркетологи уже придумали, как можно использовать технологию распознавания лиц для увеличения продаж. Одна американская компания, базирующаяся в Атланте, разработала приложение, работающее следующим образом. Пользователь загружает в приложение социальной сети несколько своих фотографий, после чего идет в супермаркет за покупками. Здесь его автоматически отмечают и идентифицируют на изображениях камер видеонаблюдения, и он получает информацию о скидках и специальных предложениях на товары, лежащие на полках по маршруту его следования.