Массовый ГЛОНАСС: становление и первые устройства

Логотип компании
Массовый ГЛОНАСС: становление и первые устройства
Автомобильные спутниковые навигаторы давно завоевали широкую популярность у российских пользователей: если в 2009 году их было продано 437 тыс., то в 2010-м уже около 1 млн 170 тыс. За первую половину 2011 года своих обладателей нашли порядка 600 тыс. гаджетов такого типа (по данным аналитической группы SmartMarketing).

Автомобильные спутниковые навигаторы давно завоевали широкую популярность у российских пользователей: если в 2009 году их было продано 437 тыс., то в 2010-м уже около 1 млн 170 тыс. За первую половину 2011 года своих обладателей нашли порядка 600 тыс. гаджетов такого типа (по данным аналитической группы SmartMarketing).

Правда, до текущего года все массовые навигационные устройства поддерживали работу только с американской системой GPS, тогда как сейчас в России начинается популяризация «двухсистемных» моделей, работающие и с GPS, и с отечественной системой ГЛОНАСС.

Справедливости ради стоит напомнить, что первый навигатор, обладающий поддержкой обеих спутниковых навигационных систем, Glospace SGK-70, вышел на рынок аж в 2006 году, однако широкой публике остался практически неизвестен. К сожалению, первый блин потребительского ГЛОНАСС-рынка вышел комом: функциональные и технические возможности модели были очень далеки от идеальных. Отсутствовал даже встроенный аккумулятор, а питание осуществлялось только от бортовой сети авто. Стоил Glospace SGK-70 порядка 20 тыс. рублей, в то время как аналогичный по характеристикам GPS-навигатор можно было взять за 10 тыс.

Glospace SGK-70 вообще нельзя рассматривать как коммерческий продукт. Разработанный в НИИ «КП», он фактически создавался как пиар-проект: как известно, именно тогда, в 2005-2006 гг., руководство страны начало продвигать ГЛОНАСС в массы, и новинка стала тем самым первым ГЛОНАСС-навигатором «для галочки», призванным продемонстрировать «рвение».

К слову, несмотря на то что Glospace SGK-70 называли отечественной разработкой, ГЛОНАСС/GPS-приемник этого продукта был изготовлен в Украине, а сам навигатор представлял собой слегка видоизмененную ODM-модель из Кореи.

Массовый ГЛОНАСС: становление и первые устройства. Рис. 1

Glospace SGK-70

Настоящая «эпоха» массовой пользовательской ГЛОНАСС-аппаратуры началась только в 2011 году – спустя пять лет после выхода Glospace SGK-70. Так, в конце первого квартала встроенный ГЛОНАСС/GPS-приемник стал штатной опцией в некоторых комплектациях автомобилей Lada Kalina и Priora. Таким образом, концерн «АвтоВАЗ» первым в мире запустил серийное производство автомобилей с приемниками сигналов ГЛОНАСС. Причем стоимость решения по сравнению с «западными» GPS-аналогами более чем разумная: 10–12 тыс. рублей против 30–40 тыс. и выше за зарубежные системы.

К середине июня несколько десятков автомобилей с комбинированным приемником поступили в салоны дилеров «АвтоВАЗа» в качестве тестовых образцов. Возможно, уже во второй половине нынешнего года производство расширится и автомобили с ГЛОНАСС можно будет купить в целом ряде регионов.

Массовый ГЛОНАСС: становление и первые устройства. Рис. 2

Приборная панель автомобиля Lada с ГЛОНАСС/GPS-навигатором

Вслед за автомобильными системами последовал ГЛОНАСС-смартфон. 1 апреля (что весьма символично, см. ниже) нынешнего года стартовали продажи МТС 945 ГЛОНАСС – первого в мире смартфона с комбинированным ГЛОНАСС/GPS-приемником. Как в свое время Glospace SGK-70, это тоже своего рода пиар-ход: в конце прошлого года глава АФК «Система» Владимир Евтушенков представил новинку премьер-министру Владимиру Путину, пообещав, что уже в марте 2011 года она поступит в продажу. При этом МТС 945 ГЛОНАСС был назван «русским аналогом iPhone», хотя по характеристикам не имеет ничего общего с продуктом компании Apple, а его сборкой занимается китайская ZTE Corporation.

Массовый ГЛОНАСС: становление и первые устройства. Рис. 3

МТС 945 ГЛОНАСС

Работает аппарат под управлением операционной системы Android OS и стоит 10 500 рублей. Правда, по своим функциональным возможностям, если не брать в расчет поддержку ГЛОНАСС, модель не отличается по техническим характеристикам от бюджетных смартфонов других брендов с ценником в 6-7 тыс. рублей. О поддержке ГЛОНАСС напоминает программа GNSS Test в меню устройства, показывающая, что модель обладает возможностью принимать сигналы спутников этой системы. Правда, при этом вопрос совместимости сигналов ГЛОНАСС и навигационного ПО остается открытым. Навигационные программы для Android OS, такие как стандартные Google Maps, «Навител Навигатор» и «Прогород», используют данные, получаемые только от спутников системы GPS, а с ГЛОНАСС они просто не работают. Итого: имеем смартфон с аппаратной поддержкой ГЛОНАСС, которая не реализована на программном уровне. Курьез? Именно!

Портативные автомобильные навигаторы также начинают получать поддержку ГЛОНАСС. Так, в мае этого года на отечественном рынке стартовали продажи Lexand SG-555 и Explay GN-510 – первые по-настоящему коммерческие модели с комбинированным ГЛОНАСС/GPS-приемником. В июле к ним добавилась Explay GN-520.

Собственно говоря, перед нами действительно массовые коммерческие продукты: их стоимость и характеристики сопоставимы с таковыми в случае GPS-решений и они действительно принимают (и используют при навигации) сигналы ГЛОНАСС и GPS. Что неудивительно, поскольку выпуском их занимаются частные бренды, заинтересованные в предложении качественного продукта и получении прибыли, а не аффилированные с государственными структурами компании, которым важно лишь ставить галочки и закрывать проекты ради аморфных политических дивидендов.

Используемая в Lexand SG-555 и Explay GN-510 навигационная система «Навител Навигатор» для платформы Windows CE способна работать с сигналами как GPS, так и ГЛОНАСС. К слову сказать, подобной способностью обладают и версии «СитиГида» и «Прогорода» для Windows CE, другие разработчики пока такой возможности для своих навигационных пакетов не декларируют.

Массовый ГЛОНАСС: становление и первые устройства. Рис. 4

Lexand SG-555 и Explay GN-510

Рассмотрим особенности работы ГЛОНАСС/GPS-навигаторов на примере Lexand SG-555. Быстрый старт в холодном режиме – 7 минут (Lexand Si-525 с поддержкой одной лишь GPS стартует за 11 минут). Более высокая скорость объясняется тем, что Lexand SG-555 одновременно осуществляет поиск спутников как ГЛОНАСС, так и GPS и быстрее находит их нужное количество (четыре штуки) для получения координат.

Теоретически в условиях плотной городской застройки гибридный ГЛОНАСС/GPS-навигатор не так сильно испытывает влияние отражений сигнала от высотных зданий, а значит, реже будет уходить с настоящей траектории движения. Шанс потерять сигнал, пойманный ГЛОНАСС/GPS-навигатором на равнинной местности после попадания в район с небоскребами или по иной причине также должен быть ниже, чем у привычных GPS-устройств.

Чтобы не быть голословными, мы провели сравнительный тест на точность позиционирования между комбинированным ГЛОНАСС/GPS-навигатором Lexand SG-555 и похожей по своим характеристикам GPS-моделью Lexand Si-525. Одно из основных условий теста – отключение в навигационной системе «Навител Навигатор» функции привязки координаты к дороге. Что это за функция? Дело в том, что точность определения местоположения объекта по спутникам составляет от 3 до 50 метров и зависит от целого ряда факторов. Поэтому с учетом погрешности навигатор может показать, например, что пользователь находится в здании возле трассы или на тротуаре, а на самом деле он едет в автомобиле по дороге – поэтому навигационная система учитывает погрешность автоматически и «притягивает» координату к ближайшей дороге.

Массовый ГЛОНАСС: становление и первые устройства. Рис. 5

Lexand Si-525 и Lexand SG-555

В ходе часового тестирования Lexand SG-555 «уходил» с трассы два раза, тогда как Lexand Si-525 – шесть раз. Таким образом, был подтвержден факт, что гибридный ГЛОНАСС/GPS-навигатор обеспечивает чуть более высокие точность и стабильность позиционирования. Причем в теории эта самая точность может проявляться и с включенной функцией привязки координаты к дороге.

Переплата за поддержку ГЛОНАСС в случае с моделью Lexand SG-555 составляет примерно тысячу рублей – этот 5-дюймовая модель предлагается за 5000 рублей, тогда как аналог с поддержкой одной лишь GPS можно взять за 4000. Есть ли смысл переплачивать? И да и нет. Да, точность двухсистемника действительно чуть повыше, но это стоит определенных денег. С другой стороны, во всем мире уже не первый год пользуются GPS-навигаторами, и для большинства ситуаций их возможностей хватает.

Ну а до конца года ряд российских брендов наверняка представит еще несколько устройств с комбинированными приемниками, так что постепенно разница в стоимости между ГЛОНАСС/GPS- и GPS-навигаторами станет еще менее очевидна. Все идет к тому, что ГЛОНАСС станет привычным для отечественных пользователей уже совсем скоро.

Опубликовано 12.09.2011

Похожие статьи