Большие проблемы умных часов… и продажа Pebble за бесценок

Логотип компании
Большие проблемы умных часов… и продажа Pebble за бесценок
Малоизвестная широкому слуху компания Pebble стала первопроходцем рынка «умных» часов. Она выросла из проекта, запущенного в 2012 году на краудфандинговой платформе Kickstarter...

Эрик Мигиковски (Eric Migicovsky), основатель пионера в области производства «умных» часов компании Pebble, продал свое детище за гроши: предприятие ушло производителю фитнес-браслетов Fitbit за $34-40 млн (точная сумма сделки не раскрывается).

Малоизвестная широкому слуху компания Pebble стала первопроходцем рынка «умных» часов. Она выросла из проекта, запущенного в 2012 году на краудфандинговой платформе Kickstarter.

Первоначально проект родился в качестве идеи г-на Мигиковски, основателя компании, создать устройство, которое сможет дублировать некоторые функции смартфона так, чтобы последний не нужно было доставать из кармана.

В 2012 году бурно развивающийся рынок смартфонов достиг нового исторического рубежа: Nokia потеряла лидерство, ее позиции стремительно таяли, популярной стала ОС Android. Компактные смартфоны со стилусом или клавиатурой, характерные для второй половины нулевых годов, сменили гаджеты, лишенные физических кнопок. У Мигиковски родилась смелая идея создать устройство, способное читать информацию со смартфона в то время, как последний лежит в кармане или в сумке.

Впрочем, Эрика Мигиковски нельзя назвать изобретателем в полном смысле этого слова: ранее существовал проект Microsoft Paparazzi. Тогда смартфонов еще не существовало вовсе. В далеком 2004 году корпорация Microsoft ввязалась в авантюру: совместно с швейцарским производителем часов Swatch они создали совершенно странную вещь: гибрид радиоприемника, обычных часов с монохромным дисплеем, и приложения для проверки почты. Устройство позиционировалось как «умный» радиоприемник, и было способно загрузить информацию через радиоканал и отобразить ее на экране. Достигалось это за отдельную плату, помимо покупки часов Paparazzi ($150), требовалось переводить на счет корпорации $40-60 в год.

За эти деньги Microsoft организовывала индивидуальную частоту и коды для владельцев «ручного почтового ящика» (hand e-mail). Владелец мог смотреть на экране новости, прогноз погоды, биржевые курсы, гороскоп, результаты состязаний, и ряд других новостей.

Основным конкурентом уже в то время был мобильный телефон, оснащенный GPRS. Но мобильный Интернет был медленным и дорогостоящим, а Microsoft Paparazzi делала акцент на престиже. Впрочем, Интернет развивался и об этом устройстве скоро забыли. В 2009 году Эрик Мигиковски вспомнил об амбициозной идее Microsoft. Увлекаясь ездой на велосипеде, он все время опасался уронить смартфон, и тогда у него возникла идея создать новое устройство на запястье.

Эволюция «умных» часов началась с гаражного продукта, в основном – путем переделки сотовых телефонов под часы. Эрик назвал их InPulse, он производил их из деталей Nokia 3310.

Немного позднее бизнес стал расширяться. Звездный час компании пробил на Kickstarter: это был ошеломительный успех, который стал самым большим в истории платформы. Вместо заявленных $100 тысяч было получено $10 млн финансирования. И хотя поставки часов начались позже запланированного (вместо сентября 2012 года – январь 2013 года), успех был – предприятие получило $15 млн венчурных инвестиций. Еще больший успех ждал компания в 2014 году: он был связан с выпуском Pebble Steel.

Однако к тому времени этим рынком заинтересовались Apple, Samsung, и другие гиганты, которые выпустили «умные» часы, а по сути – наручные смартфоны без SIM-модуля. Они стали теснить Pebble.

            В конце концов Pebble ушла за скромную сумму Fitbit, хотя в 2015 году японская компания Citizen была готова купить предприятие за $740 млн. Рынку стало ясно, что востребованность «умных» часов всех видов оказалась завышенной, и цена активов упала.

            Pebble, вместе с тем, пыталась экспериментировать с дизайном и внешним видом «умных» часов, пробовала создавать, например, Pebble Core, весьма необычный продукт, имеющий большинство функций смартфона, но не имеющий экрана. Он обладает ОС Android, на нем можно 5,5 часов слушать музыку. На гаджете есть две кнопки, с помощью которых, по подобию азбуки Морзе, можно набирать какие-то команды. Очевидно, особо популярным продуктом этот гаджет не стал.

В чем же причина сложного положения этого сегмента IT-рынка?

Одна из основных – техническая невозможность оснастить «умные» часы мощным аккумулятором. Pebble в этом плане действовала разумно, оставляла дисплеи монохромными, однако и это не спасло компанию от краха.

Да, слабый аккумулятор Apple Watch принуждает заряжать их каждый день или даже дважды в день. Часы Pebble были способны держать до 10 дней без подзарядки, однако визуальный минимализм вскоре перестал нравиться пользователям.

Многие вопросы остались вендорами совершенно не проработанными. Так, в холодном климате проблемы создает прикосновение к экрану часов одежды. Отсутствие в продукции ряда вендоров привычной для владельцев телефонов и смартфонов блокировки сенсорного экрана обусловлено, видимо, недогадливостью о том, что бывает такая вещь, как свитер. Купленные на пике популярности часы в основном они лежат в коробках без использования.

Будущее «умных» часов, вероятно, разделится: часть производителей, вероятно, бросят силы на создание ультракомпактного наручного смартфона (что предпринимает Samsung, создавая виртуальную SIM-карту). Либо они полностью выродятся в фитнес-трекеры (о чем говорит создатель Pebble Эрик Мигиковски).

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Опубликовано 08.01.2017

Похожие статьи