Британские ученые: роботы сильно влияют на мысли детей

Логотип компании
Британские ученые: роботы сильно влияют на мысли детей
Итоги работы английских ученых продемонстрировали, что взрослые респонденты оказались способны в довольно высокой степени противостоять мнению, которое им подсказывает или навязывает робот, в то время как...

Университет Плимута (University of Plymouth, г. Плимут, Англия) опубликовал итоги исследования в области психологии. Его авторы выяснили, что дети очень подвержены воздействию человекообразных роботов и с легкостью позволяют им влиять на формирование своего мнения. По мнению ученых, результаты работы весьма интересны, поскольку открывают новые представления о применении роботов с пользой для общества. Однако некоторые данные вызвали тревогу: исследователи полагают, что роботы вполне могут оказать негативное влияние на уязвимую психику маленьких детей.

Полные итоги исследования под названием «Robots have power to significantly influence children’s opinions» («Роботы способны существенно влиять на мнение детей») приведены в научной статье журнала Science Robotics. Его авторы - бывший плимутский исследователь, а ныне - докторант университета Билефельда (University of Bielefeld) Анна-Лиза Вольмер (Anna-Lisa Vollmer), профессор робототехники из Университета Плимута и Университета Гента (Ghent University) Тони Бельпаэм (Tony Belpaeme), а также ученые Робин Рид (Robin Read) и Дрис Трипас (Dries Trippas).

Краткие итоги работы и мнения ученых, комментирующих итоги исследования, собрал на своем сайте University of Plymouth.

В основу исследования был положен так называемый эксперимент Аша (Asch Conformity Experiments) - серия исследований, демонстрирующих власть конформизма в группах. Впервые результаты этого эксперимента, получившие название «Парадигма Аша» (Asch paradigm) были опубликованы в 1951 году. Испытуемым предлагается взглянуть на экран, на котором изображены четыре линии, и ответить, какие из них имеют одинаковую длину. Решая эту задачу в одиночку, испытуемые почти всегда дают верный ответ, но в присутствии других людей их мнение может быть подвержено влиянию представления большинства, даже если оно заведомо ошибочно.

В ходе эксперимента психологи University of Plymouth сравнивали поведение и реакции детей и взрослых, которые выполняли идентичные задания сначала в компании своих сверстников, а затем – в присутствии человекообразных роботов.

Склонность людей сочувствовать роботам, особенно если они проявляют достаточный уровень социализации, уже доказана экспериментально.

Итоги работы английских ученых продемонстрировали, что взрослые респонденты оказались способны в довольно высокой степени противостоять мнению, которое им подсказывает или навязывает робот. Но при этом они могут регулярно изменять свои мнения о чем-либо или решения под влиянием сверстников – в присутствии «советчиков» испытуемые часто следуют их подсказкам, даже когда подсказанный ответ очевидным образом неверен.

«Люди часто следуют мнению других, и мы давно знаем, что трудно удержаться от того, чтобы не принять взгляды и мнения окружающих нас людей. Но, поскольку роботы скоро будут помогать людям и на работе, и дома, нам было интересно выяснить, будут ли люди так же зависимы от «мнений» роботов, - прокомментировал профессор Т. Бельпаэм.

Однако совсем иной результат продемонстрировал опыт с детьми в возрасте от 7-ми до 9-ти лет. Оказалось, что их мнение очень подвержено влиянию человекообразных роботов. Еcли дети были в комнате одни, то правильные ответы они давали в 87% случаев. Однако, когда к ним присоединялись роботы, количество правильных ответов падало до 75%. Интересно отметить, что 74% заведомо неправильных ответов, даваемых детьми, совпали с теми ответами, которое подсказывали роботы.

Как считают ученые, исследование открывает новые представления о том, каким образом можно использовать роботов, чтобы они принесли еще более ощутимую пользу обществу.

Гуманоидные роботы уже продемонстрировали очень высокий потенциал для их успешного применения в детской медицине и педагогике. Например, как показала 4-четырехлетняя программа ALIZ-E, которую также проводили ученые University of Plymouth, социально-ориентированные роботы могут помочь детям, страдающим диабетом, понять и принять природу своего состояния. Еще одно исследование - L2TOR – направлено на разработку робота, которого можно будет использовать для поддержки детей дошкольного возраста, изучающих второй язык. Их коллеги из Массачусетского технологического института (MIT) создали робота с системой искусственного интеллекта, который уже в ближайшем будущем будет использоваться для терапии детского аутизма – робот научит их определять чужие эмоции и выражать собственные, что необходимо для успешной адаптации в социуме.

Тем не менее, итоги эксперимента вызвали у ученых некоторые опасения: в потенциале негативное влияние роботов на маленьких детей с уязвимой психикой очень велико. Возможно, полагают исследователи, дети воспринимают роботов как более близких себе существ. Поэтому перед учеными возник закономерный вопрос: как будут реагировать люди разных возрастных категорий, если роботы будут предлагать им, какие продукты покупать или что именно они должны думать?

Использование автономных социальных роботов в качестве «помощников» специалистами в области образования или детской терапии станет реальностью уже в обозримом будущем. В этих сферах предоставленная роботом информация может оказать значительное влияние на людей, с которыми они взаимодействуют. Поэтому вопрос о том, следует ли ввести возможные ограничительные меры, которые снизили бы риск нежелательного влияния робота на ребенка, сегодня актуален как никогда. Можно даже предположить, считают исследователи, что в будущем общение роботов и людей будет регламентировано законодательными критериями.

Опубликовано 25.09.2018

Предыдущая
Айда с нами?
Следующая
Мощнее Nitro
Похожие статьи