По китайскому пути: появится ли в России национальный мессенджер?

Логотип компании
По китайскому пути: появится ли в России национальный мессенджер?
Многие россияне всерьез опасаются перспективы того, что Рунет будет развиваться по китайскому сценарию. Насколько реально появление в России приложения, аналогичного китайскому WeChat?

Проект федерального закона, принятый 12 февраля 2019 года в первом чтении Госдумой РФ, и получивший неофициальные названия «О суверенном Рунете» и «Об устойчивости Рунета», взволновал всех без исключения отечественных пользователей Интернета. Многие россияне всерьез опасаются перспективы того, что Рунет будет развиваться по китайскому сценарию, и что в России появится проект, аналогичный китайскому «Золотому щиту» (The Golden Shield Project), который означает полный запрет на ставшие привычными западные интернет-мессенджеры. Насколько реально появление в России приложения, аналогичного китайскому WeChat?

Развитие российского сегмента Всемирной паутины идет весьма динамично. Общее число интернет-пользователей в России, по данным Web-canape, к началу 2019 г насчитывало 109,6 млн человек. Таким образом, уровень проникновения интернета составил 76%, практически не изменившись за последний год. По информации GfK, аудитория интернет-пользователей среди россиян старше 16-ти лет увеличилась за год на 3 млн человек и достигла отметки в 90 млн человек, что составляет порядка 75,4% взрослого населения страны. Да и в предыдущие несколько лет, как считают эксперты GfK, аудитория Интернета росла далеко не такими взрывными темпами, как в предыдущие годы. Среди молодежи и россиян среднего возраста проникновение Интернета приблизилось к предельному уровню, и новыми пользователями Сети в последние месяцы становятся, в основном, представители старшего поколения.

Основным трендом последних лет является рост мобильного интернета. Если к началу 2018 г. доля пользователей интернета на мобильных устройствах составляла 56%, то к началу 2019 г. она выросла до 61%, причем в основном за счет тех, кто выходит в Интернет со смартфона.

Еще более быстро растет сегмент «mobile only» - тех, кто пользуется исключительно мобильным интернетом: за год его численность выросла с 18% до 35% от всех пользователей Интернета.

В России проникновение соцсетей оценивается в 47%, аккаунты в них имеют 67,8 млн россиян. По данным на март 2018 года исследовательского агентства Statista, которые приводит сайт Web-canape, активнее всего россияне использовали YouTube (63% опрошенных к началу 2018 года), второе место принадлежало ВКонтакте (61%), а глобальный лидер Facebook смог занять лишь 4-е место с показателем в 35%, уступив третью строку рейтинга отечественным «Одноклассникам» (42%).

По итогам 2018 года, в России мессенджеры заняли первое место по популярности, сместив с первой строчки звонки по сотовой связи. Такие данные приводятся в исследовании международной консалтинговой компании Deloitte. Самым популярным в России мессенджером назван WhatsApp - его установили 69% пользователей смартфонов. За ним следуют Viber (57%) и Skype (45%). Несмотря на начатую Роскомнадзором блокировку Telegram, его популярность также растет - он установлен на 25% смартфонов.

Грядущие изменения в отечественном законодательстве, касающиеся работы российского сегмента Всемирной паутины, породили много споров, домыслов и опасений. Каким образом они отразятся на работе различных сегментов Рунета? К чему должен быть готов бизнес и какие изменения ждут рядовых пользователей? Насколько реальны опасения того, что создание в России инфраструктуры для защиты отечественного интернет-сегмента от внешних угроз, а также курс на поддержку отечественных производителей технического оборудования и программного обеспечения, приведет к полной его изоляции? Но, пожалуй, самое распространенный вопрос, который волнует практически всех россиян: стоит ли бояться возможности отключения России от популярных и востребованных западных социальных сетей и интернет-мессенджеров? И какие отечественные разработки могут прийти им на замену, став, по аналогии с китайским WeChat, внутренним национальным мессенджером?

Эксперты российского краудсорсингового проекта Executive.ru обнародовали итоги опроса экспертов, попросив их ответить на вопрос о том, насколько реально появление в России аналога WeChat. Ответы экспертов однозначны: с технологической точки зрения такие возможности есть, но занять лидирующие позиции на отечественном рынке интернет-мессенджеров новый игрок сможет лишь при самом катастрофическом развитии событий – при полном отключении России от Всемирной паутины и запрете всех западных приложений.

Венера Шайдуллина, член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Госдумы РФ, считает, что подобный проект в России вполне возможен. Но только не как дочернее предприятие WeChat, который полностью оптимизирован под китайского пользователя, включая даже наборы стикеров с перечислением китайских народных праздников. В остальном, считает эксперт, подобная площадка была бы очень полезной для российского пользователя. Но, скорее всего, на ее внедрение уйдет не один год. Если российский аналог WeChat появится, возможно, с ним получится, как с криптовалютами – поначалу законодатели будут игнорировать проект, но как только популярность превысит определенный порог, начнутся правовые регуляции и попытки ограничить возможности приложения. Еще один эксперт, Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics, считает, что с технологической точки зрения аналогичный проект в России вполне возможен, но претендентов, которые могли бы разработать платформу, подобную WeChat, с таким же потенциалом развития и интеграционными возможностями, пока нет. Даже мировой лидер среди мессенджеров – WhatsApp - не настолько функционален, как WeChat.

Возможно, что занять эту нишу в России мог бы Telegram, учитывая развитие платформы Telegram Open Network, но у него проблемы с законом.

В целом, китайское приложение уже давно переросло категорию мессенджера. К примеру, аккаунт WeChat в Китае уже приравнивается к привычному нам паспорту. Распространение этой технологии не остановить, она будет охватывать все больше и больше сфер жизни рядового гражданина. В России, согласно ряду мнений, такой проект более чем возможен. Для этого лишь нужно объединить популярный мессенджер и социальную сеть с распространенной внутри страны платежной системой. Ближе всех к воплощению такого проекта находится «ВКонтакте», объединяющий мессенджер, социальную сеть, инструмент для электронной торговли, сообщества, а с недавних пор и развивающий свою платежную систему. Юридические и финансовые предпосылки для создания замкнутой внутри себя системы по типу WeChat тоже найдутся.

Антон Немкин, член совета директоров AT Consulting, лидер проекта «Sochi. Digital Valley», считает, что предпосылок к появлению в России нового игрока маловероятно. Рынок мессенджеров в России сформировался более пяти лет назад: его занимают WhatsApp, Facebook, «ВКонтакте» и Telegram. WeChat интересен для российских пользователей лишь как «окно в Китай», а широкий функционал, которым может похвастать китайское приложение, постепенно появляется и в уже работающих на российском рынке сервисах. Как считает эксперт, сегодня мессенджеры переживают фазу активного развития, и если ландшафт в России и будет меняться, то за счет новых неожиданных игроков, а не лидеров рынка.

Как заявил Константин Ян, сооснователь и технический директор платежного сервиса CloudPayments, подобный проект в России возможен, технологические платформы есть, начиная от древней ICQ, заканчивая прогрессивными мессенджерами, такими как Telegram и WhatsApp. Но стоит учесть, что он потребует масштабных финансовых инвестиций, чтобы развить его до уровня WeChat.

Как заявила Юлия Польманн, партнер компании Market Entry Atelier, секрет успеха WeChat кроется в отсутствии конкурентной среды. У 800 млн китайских пользователей нет доступа к таким сервисам, как Facebook, Twitter и Instagram. Во-вторых, китайское приложение появилось «в правильное время»: китайские пользователи, фактически пропустив время классического интернета, перешли сразу в мобильный. И, самое главное, WeChat идет от потребностей клиентов, согласно классической продуктовой схеме, его основная стратегия – связывать потребности людей и бизнесы, именно поэтому WeChat так удобен для пользователей.

Опубликовано 08.04.2019

Похожие статьи