IT NewsФакты и прогнозыТехнологии

По китайскому пути: появится ли в России национальный мессенджер?

Наталья Соловьева

По китайскому пути: появится ли в России национальный мессенджер?

Проект федерального закона, принятый 12 февраля 2019 года в первом чтении Госдумой РФ, и получивший неофициальные названия «О суверенном Рунете» и «Об устойчивости Рунета», взволновал всех без исключения отечественных пользователей Интернета. Многие россияне всерьез опасаются перспективы того, что Рунет будет развиваться по китайскому сценарию, и что в России появится проект, аналогичный китайскому «Золотому щиту» (The Golden Shield Project), который означает полный запрет на ставшие привычными западные интернет-мессенджеры. Насколько реально появление в России приложения, аналогичного китайскому WeChat?

Развитие российского сегмента Всемирной паутины идет весьма динамично. Общее число интернет-пользователей в России, по данным Web-canape, к началу 2019 г насчитывало 109,6 млн человек. Таким образом, уровень проникновения интернета составил 76%, практически не изменившись за последний год. По информации GfK, аудитория интернет-пользователей среди россиян старше 16-ти лет увеличилась за год на 3 млн человек и достигла отметки в 90 млн человек, что составляет порядка 75,4% взрослого населения страны. Да и в предыдущие несколько лет, как считают эксперты GfK, аудитория Интернета росла далеко не такими взрывными темпами, как в предыдущие годы. Среди молодежи и россиян среднего возраста проникновение Интернета приблизилось к предельному уровню, и новыми пользователями Сети в последние месяцы становятся, в основном, представители старшего поколения.

Основным трендом последних лет является рост мобильного интернета. Если к началу 2018 г. доля пользователей интернета на мобильных устройствах составляла 56%, то к началу 2019 г. она выросла до 61%, причем в основном за счет тех, кто выходит в Интернет со смартфона.

Еще более быстро растет сегмент «mobile only» - тех, кто пользуется исключительно мобильным интернетом: за год его численность выросла с 18% до 35% от всех пользователей Интернета.

В России проникновение соцсетей оценивается в 47%, аккаунты в них имеют 67,8 млн россиян. По данным на март 2018 года исследовательского агентства Statista, которые приводит сайт Web-canape, активнее всего россияне использовали YouTube (63% опрошенных к началу 2018 года), второе место принадлежало ВКонтакте (61%), а глобальный лидер Facebook смог занять лишь 4-е место с показателем в 35%, уступив третью строку рейтинга отечественным «Одноклассникам» (42%).

По итогам 2018 года, в России мессенджеры заняли первое место по популярности, сместив с первой строчки звонки по сотовой связи. Такие данные приводятся в исследовании международной консалтинговой компании Deloitte. Самым популярным в России мессенджером назван WhatsApp - его установили 69% пользователей смартфонов. За ним следуют Viber (57%) и Skype (45%). Несмотря на начатую Роскомнадзором блокировку Telegram, его популярность также растет - он установлен на 25% смартфонов.

Грядущие изменения в отечественном законодательстве, касающиеся работы российского сегмента Всемирной паутины, породили много споров, домыслов и опасений. Каким образом они отразятся на работе различных сегментов Рунета? К чему должен быть готов бизнес и какие изменения ждут рядовых пользователей? Насколько реальны опасения того, что создание в России инфраструктуры для защиты отечественного интернет-сегмента от внешних угроз, а также курс на поддержку отечественных производителей технического оборудования и программного обеспечения, приведет к полной его изоляции? Но, пожалуй, самое распространенный вопрос, который волнует практически всех россиян: стоит ли бояться возможности отключения России от популярных и востребованных западных социальных сетей и интернет-мессенджеров? И какие отечественные разработки могут прийти им на замену, став, по аналогии с китайским WeChat, внутренним национальным мессенджером?

Эксперты российского краудсорсингового проекта Executive.ru обнародовали итоги опроса экспертов, попросив их ответить на вопрос о том, насколько реально появление в России аналога WeChat. Ответы экспертов однозначны: с технологической точки зрения такие возможности есть, но занять лидирующие позиции на отечественном рынке интернет-мессенджеров новый игрок сможет лишь при самом катастрофическом развитии событий – при полном отключении России от Всемирной паутины и запрете всех западных приложений.

Венера Шайдуллина, член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Госдумы РФ, считает, что подобный проект в России вполне возможен. Но только не как дочернее предприятие WeChat, который полностью оптимизирован под китайского пользователя, включая даже наборы стикеров с перечислением китайских народных праздников. В остальном, считает эксперт, подобная площадка была бы очень полезной для российского пользователя. Но, скорее всего, на ее внедрение уйдет не один год. Если российский аналог WeChat появится, возможно, с ним получится, как с криптовалютами – поначалу законодатели будут игнорировать проект, но как только популярность превысит определенный порог, начнутся правовые регуляции и попытки ограничить возможности приложения. Еще один эксперт, Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics, считает, что с технологической точки зрения аналогичный проект в России вполне возможен, но претендентов, которые могли бы разработать платформу, подобную WeChat, с таким же потенциалом развития и интеграционными возможностями, пока нет. Даже мировой лидер среди мессенджеров – WhatsApp - не настолько функционален, как WeChat.

Возможно, что занять эту нишу в России мог бы Telegram, учитывая развитие платформы Telegram Open Network, но у него проблемы с законом.

В целом, китайское приложение уже давно переросло категорию мессенджера. К примеру, аккаунт WeChat в Китае уже приравнивается к привычному нам паспорту. Распространение этой технологии не остановить, она будет охватывать все больше и больше сфер жизни рядового гражданина. В России, согласно ряду мнений, такой проект более чем возможен. Для этого лишь нужно объединить популярный мессенджер и социальную сеть с распространенной внутри страны платежной системой. Ближе всех к воплощению такого проекта находится «ВКонтакте», объединяющий мессенджер, социальную сеть, инструмент для электронной торговли, сообщества, а с недавних пор и развивающий свою платежную систему. Юридические и финансовые предпосылки для создания замкнутой внутри себя системы по типу WeChat тоже найдутся.

Антон Немкин, член совета директоров AT Consulting, лидер проекта «Sochi. Digital Valley», считает, что предпосылок к появлению в России нового игрока маловероятно. Рынок мессенджеров в России сформировался более пяти лет назад: его занимают WhatsApp, Facebook, «ВКонтакте» и Telegram. WeChat интересен для российских пользователей лишь как «окно в Китай», а широкий функционал, которым может похвастать китайское приложение, постепенно появляется и в уже работающих на российском рынке сервисах. Как считает эксперт, сегодня мессенджеры переживают фазу активного развития, и если ландшафт в России и будет меняться, то за счет новых неожиданных игроков, а не лидеров рынка.

Как заявил Константин Ян, сооснователь и технический директор платежного сервиса CloudPayments, подобный проект в России возможен, технологические платформы есть, начиная от древней ICQ, заканчивая прогрессивными мессенджерами, такими как Telegram и WhatsApp. Но стоит учесть, что он потребует масштабных финансовых инвестиций, чтобы развить его до уровня WeChat.

Как заявила Юлия Польманн, партнер компании Market Entry Atelier, секрет успеха WeChat кроется в отсутствии конкурентной среды. У 800 млн китайских пользователей нет доступа к таким сервисам, как Facebook, Twitter и Instagram. Во-вторых, китайское приложение появилось «в правильное время»: китайские пользователи, фактически пропустив время классического интернета, перешли сразу в мобильный. И, самое главное, WeChat идет от потребностей клиентов, согласно классической продуктовой схеме, его основная стратегия – связывать потребности людей и бизнесы, именно поэтому WeChat так удобен для пользователей.

Мессенджер

Журнал: Журнал IT-News [№ 05/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Я первое время ходил на все встречи с диктофоном, что спасал о меня от ситуации, когда я полностью понял собеседника, идеально подстроился, обо всем договорился… но вот о чем договорился и вообще, что обсуждали –, не помню хоть убей.

А что IT? А мы работаем, совершенствуемся в популярных технологиях и осваиваемся в новых. И пока до Луны ближе, чем до создания искусственного интеллекта, без работы мы не останемся.
«Пока больше некого назначить, поэтому заткнем дыру тобой. Потом переназначим». Упражнение называется «как убить сломать сотрудника за одно действие: повысить и понизить обратно». Для надежности повторять неоднократно.

Компании сообщают

Мероприятия