Тройка» сама себя измерила

Логотип компании
Тройка» сама себя измерила
Последним оператором «тройки», отчитавшимся о финансовых итогах 2010 года, стал МТС. Неделей ранее заветные цифры опубликовал «ВымпелКом». А «МегаФон», который в прошлом году сумел значительно улучшить свои результаты, предъявил отчетность первым. Смены лидера, разумеется, не случилось: МТС уверенно сохранил за собой первое место, в том числе по показателям выручки. А вот чистая прибыль МТС оказалась чуть ниже, чем у конкурентов, которые в прошлом году шли вровень относительно друг друга.

Последним оператором «тройки», отчитавшимся о финансовых итогах 2010 года, стал МТС. Неделей ранее заветные цифры опубликовал «ВымпелКом». А «МегаФон», который в прошлом году сумел значительно улучшить свои результаты, предъявил отчетность первым. Смены лидера, разумеется, не случилось: МТС уверенно сохранил за собой первое место, в том числе по показателям выручки. А вот чистая прибыль МТС оказалась чуть ниже, чем у конкурентов, которые в прошлом году шли вровень относительно друг друга.

Все три оператора связи отметили, что в 2010 году мобильный бизнес в России поднимался не за счет традиционных голосовых сервисов, а за счет увеличения 3G-трафика (эта тенденция обещает стать устойчивой) и продажи сопутствующих устройств, к которым в первую очередь относятся USB-модемы и брендированные телефоны.

Впрочем, в МТС указали и на риски, сопутствующие развитию розницы. Так, снижение рентабельности, ставшее особенно заметным к концу года, аналитики МТС связывают с ростом расходов на собственную розницу (в 2011 году планируется заняться ее оптимизацией и закрыть часть салонов с невысокой маржинальностью), а также с увеличением объема выплат по дилерским вознаграждениям из-за всплеска подключений во второй половине 2010 года. В этом году МТС намерен несколько снизить размер комиссии, мотивировав это тем, что столь насыщенный рынок, как российский, уже нечувствителен к такого рода стимулированию. Напомним, что независимые дилеры, которых осталось не так уж много, в свою очередь, не слишком полагаются на эту статью доходов. «Связной» в годовом отчете отметил потенциал направления по приему платежей, но никак не продаж SIM-карт.

Но вернемся к сухим цифрам. В соответствии со стандартами US GAAP выручка ОАО «МТС» в 2010 году достигла $11,3 млрд, увеличившись за год на 14,5% (для сравнения: «ВымеплКом» заработал за то же время $10,5 млрд, прибавив 20,8%, а «МегаФон» – 215,5 млрд рублей, прибавив 18,5%). Получается, что быстрее всех выручку наращивал «Билайн», вплотную приблизившись по этому показателю к МТС. «МегаФон» серьезно не дотягивает по объемам выручки до конкурентов, но показатели выручки на сотовом рынке в конце прошлого года, начиная с сентября, незначительно превышали таковые у «Билайна».

Консолидированная чистая прибыль МТС выросла на 36,1%, составив по итогам года $1,38 млрд. По объему чистой прибыли оператор выглядит слабее и «МегаФона» (рост на уровне 8,6%, до 49,2 млрд рублей), и «ВымпелКома» (плюс 49,2%, до $1,67 млрд). Высокий рост прибыли в процентном выражении обусловлен убытками, которые МТС претерпел годом ранее: если в IV квартале 2010 года чистая прибыль составила $156,3 млн, то IV квартал 2009-го завершился с $22,9 млн чистого убытка.

Комментируя итоги минувшего года, президент МТС Андрей Дубовсков пояснил: «Рост мобильного бизнеса МТС обусловлен как увеличением абонентской базы и органическим ростом потребления голосовых и дополнительных услуг, так и высоким уровнем продаж аппаратов в IV квартале 2010 года. Выручка от продаж телефонов, модемов и аксессуаров в рознице выросла в квартальном исчислении на 68%, до $276 млн. Такой рост во многом обеспечен активными продажами смартфонов и телефонов премиум-класса».

Оператор не только зарабатывает, но и тратит: сюда относится как мобильный бизнес (поддержание и модернизация инфраструктуры, развертывание 3G), так и развитие фиксированного направления, включая строительство магистралей и приобретение проводных сетей. Капитальные затраты МТС в 2010 году держались на уровне 23% от выручки ($2,6 млрд). По прогнозам компании, в 2011 году капитальные затраты составят 22-24% от выручки.

«МегаФон», напротив, намерен снизить капитальные затраты на 10-15%, однако на развитие в 2010 году оператор потратил еще больший процент от выручки: около 30%, или 67,24 млрд рублей. В прошлом году капитальные затраты «МегаФона» выросли на 28,1%: до 75% их объема ушло на строительство транспортных каналов, отметил первый заместитель генерального директора компании Валерий Ермаков. По его словам, в 2011 году основные направления инвестиций останутся теми же: расширение сетей 3G и транспортных сетей. На данный момент, по оценкам компании, ее сеть 3G охватывает территорию, на которой проживает порядка 65% населения страны, а в этом году она должна быть доступна уже 95% жителей России. Часть средств будет инвестирована и в фиксированное направление – на рынки B2, B2O и B2C в регионах России. С приобретением «Синтерры» «МегаФон» получил магистральные линии и корпоративный рынок Северо-Запада (в лице «ПетерСтара»), но до частных абонентов так и не дошел.

В области 3G «МегаФон» бьет рекорды: в прошлом году доходы от передачи данных увеличились вдвое и достигли 20 млрд рублей (немногим менее 10% в общей выручке). По собственным оценкам, компания удерживает более 40% российского рынка мобильной передачи данных. А вот «ВымпелКом» эксперты уже успели упрекнуть за недостаточно ревностное развитие стандарта третьего поколения связи в регионах.

Капитальные затраты «ВымпелКома» в 2010 году в России составили 24,8 млрд рублей – почти в три раза ниже, чем у других представителей «тройки». Впрочем, глава компании Александр Изосимов подчеркивает, что к глобальной 3G-стройке «Билайн» в России пока и не стремится, так как рост трафика передачи данных вовсе не означает дополнительного дохода, а зарабатывать на мобильном доступе другими способами операторы еще не научились. У «Билайна» в России развернуто около 9 тыс. БС с поддержкой 3G, у «МегаФона» – более 20 тыс. (МТС свою цифру не раскрывает).

Тем временем конкуренция между «ВымпелКом» и «МегаФон» становится все более острой. До апреля 2010 оператор оставался вторым по числу абонентов сотовой связи, но закончил год третьим (52 млн абонентов у «Билайна» против 56,6 млн у «МегаФона»). По выручке от сотового бизнеса компания также переместилась на третью позицию, хотя отставание минимально: в этом сегменте "Билайн» заработал 207,34 млрд руб., "МегаФон" -207,86 млрд руб. Александр Изосимов, комментируя годовые результаты «ВымпелКома» признал, что, хотя мобильный бизнес оператора в России и вырос, он мог бы вырасти еще значительнее. «В течение 2010 года, на наш взгляд, мы росли медленнее рынка, поэтому ключевыми приоритетами нашей деятельности в России стали усиление роста и лучшее использование существующих рыночных возможностей. В результате наших активных кампаний по продажам количество абонентских договоров выросло на 2,2% в четвертом квартале и в 2010 году», - заявил он.

Аналитики признают, что МТС пока держится в отрыве от конкурентов, между которыми и развернется основная интрига в 2011 году. «По показателям 2010 года МТС сохранила за собой лидирующие позиции, которые компания очень прочно удерживает. По итогам года «ВымпелКом» и «Мегафон», делят между собой второе и третье место, поскольку разница в их показателях несущественна. Другие операторы, за пределами «большой тройки», также показали в 2010 году интересные результаты. Например, «Теле2» активно наращивал как доходы, так и абонентскую базу», - заключил аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

Опубликовано 04.05.2011

Похожие статьи