Yota, которую мы потеряли?

Логотип компании
Yota, которую мы потеряли?
В чем нельзя упрекнуть «Скартел» (сеть мобильного WiMAX Yota), так это в предсказуемости. Наша Yota, она же «крупнейшая сеть WiMAX в мире», «партнер многих вендоров», поставщик «настоящего 4G», будет использована для скорейшего приобщения России к инновационным технологиям, то есть поможет основным российским операторам войти в LTE-будущее...

В чем нельзя упрекнуть «Скартел» (сеть мобильного WiMAX Yota), так это в предсказуемости. Наша Yota, она же «крупнейшая сеть WiMAX в мире», «партнер многих вендоров», поставщик «настоящего 4G», будет использована для скорейшего приобщения России к инновационным технологиям, то есть поможет основным российским операторам войти в LTE-будущее. Сеть Yota будет эксплуатироваться пятью компаниями сразу, включая «Скартел».

Будущее же «Скартела» как никогда туманно. Из оператора с собственной маркетинговой стратегией, абонентской базой и узнаваемым брендом Yota может превратиться в инфраструктурную компанию. Можно сколько угодно рассуждать о ценном опыте совместной эксплуатации дорогой инфраструктуры (ну чем мы не Швеция?), только вряд ли «Скартел», не так давно обещавший перевести все города присутствия сети на LTE, доволен таким удачным решением проблемы строительства российского LTE.

В общем, свободных частот под LTE было мало (поговаривают, что и не осталось почти совсем – расчистка, как всегда, чересчур утомительна и затратна), и «Скартелу» пришлось делиться. Сами же утверждали, что их WiMAX пригоден для LTE. «Тройка» и «Ростелеком» с этим согласились. Собрались вместе главы МТС, «ВымпелКома», «МегаФона», «Ростелекома» (искусственно сколоченная федеральная четверка в полном составе), а с ними премьер-министр РФ Владимир Путин и министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев – и подписали опцион, дающий право всем четырем операторам на выкуп 80% «Скартела». Теперь Yota будет допущена к LTE и отозванные госрегулятором в 2010 году частоты вернут уже, так сказать, в сеть «равных возможностей». Самые заинтересованные участники рынка (Tele2 и прочие будут терпеливо дожидаться, когда же вспомнят и о них) получат свою пятую часть LTE.

Напомним, что скандалы и судебные разбирательства Yota с госрегулятором вокруг пригодных для развертывания LTE частот уже было убедили аналитиков, что компания, которую многие из них называли «прогосударственной» (25,1% акций владеют «Ростехнологии»), в этом вопросе поддержки государства не получит. Впрочем, и до подписания опциона сбрасывать Yota со счетов было нельзя. Все-таки пробный запуск LTE в Казани при полном содействии городской администрации кое-что значил. Да и лишать оператора, набравшего больше всего частот в диапазоне 2,5–2,7 ГГц, возможности строить LTE выглядело бы несколько странным даже по логике российского телекома.

У «Скартела» как оператора своих проблем хватало. Набрав порядка 700 тыс. абонентов (или около миллиона, по собственным оценкам) в пяти городах присутствия, включая обе столицы, сеть испытывала серьезные перегрузки. Практически везде требовалось инвестировать в дополнительные базовые станции. В начале года стало известно о переговорах относительно продажи доли компании «Ростелекому», Сбербанку и, возможно, кому-то еще. Последней «хорошей» новостью для абонентов Yota стало повышение базового тарифа более чем в полтора раза. «Скартел» и не отрицал, что часть абонентов неизбежно уйдет, зато останутся «наиболее качественные» пользователи.

Предполагать, как сложится судьба «Скартела», занятие неблагодарное – слишком много сюрпризов за недолгий операторский стаж, да и поворотов с разворотами. Как долго продлится игра в WiMAX, который нужен «Скартелу» все меньше, и сможет ли он стать пятым полноценным LTE-игроком? Инфраструктура сети будет поделена поровну между всеми участниками опциона, то есть «инфраструктурную» поддержку государства «Скартел» себе обеспечил. Пригодится ли она ему как конкурентоспособной компании? Впрочем, вряд ли у «Скартела» был выбор: понадобилось государству распределить «проблемные» частоты, и оператор вступил в опцион вместе со всеми лицензиями.

По условиям опциона, в 2014 году четыре оператора могут выкупить у владельцев «Скартела» (основной акционер, Yota Holding - чуть менее 75% акций) по 20% акций, а оставшиеся 20% сохранят за собой «Ростехнологии», доля которых, соответственно, сократится на 5%. «Четверка» не обязана совершать сделку, но нынешние владельцы Yota взяли на себя обязательство продать акции, если участники опциона пожелают их приобрести.

Каким образом будет реализована «совместная эксплуатация», также не совсем понятно. Подробности участники опциона обещают огласить позднее. Известно, что «Скартел» до 2014 года продолжит оказывать услуги на своей сети под собственным брендом, а «четверка» уже сейчас получает доступ к его инфраструктуре. Так, операторы должны платить «Скартелу» за трафик и аренду, оказывая услуги под своими марками и в соответствии со своей тарифной политикой. В то же время «Скартел» обязуется лично инвестировать в дальнейшее строительство – запланированная сумма кредитов 2 млрд долларов (на данный момент долг компании не превышает $145 млн). К 2014 году Yota планирует выйти с услугами в 180 крупнейших городов России и установить 20 тыс. дополнительных базовых станций.

Опубликовано 16.03.2011

Похожие статьи