Happy New Telecom

Логотип компании
Happy New Telecom
Телекоммуникационный бизнес переживает сложный этап: спрос на традиционные услуги продолжает снижаться, как следствие – операторы теряют доходы.

Телекоммуникационный бизнес переживает сложный этап: спрос на традиционные услуги продолжает снижаться, как следствие – операторы теряют доходы. Одни игроки объясняют это ухудшением экономической ситуации, другие связывают явление с глобальной трансформацией рынка связи.

Аналитики уже не первый год отмечают тенденцию отказа абонентов от стационарных телефонов в пользу мобильных ввиду повсеместной доступности сотовой связи, а также снижения стоимости голосовых услуг в сетях мобильной связи и развития пакетных тарифов с предоплаченными минутами разговора. Однако этот тренд постепенно дополняется другим: по данным исследовательской компании Deloitte, в 2016 году более четверти всех владельцев смартфонов в странах с высоким уровнем проникновения Интернета будут пользоваться традиционной мобильной связью реже одного раза в неделю. То есть привычные голосовые звонки (а также обмен короткими сообщениями в сетях мобильной связи) уступают позиции интернет-коммуникациям посредством всевозможных мобильных приложений, включая социальные сети, онлайн-мессенджеры и приложения для голосовой и видеосвязи поверх интернет-сетей. Для сравнения: по данным той же Deloitte, в 2011 году таких пользователей было не более 11%, а к 2015-му их доля возросла до 25%. При этом с каждым годом пользователи смартфонов тратят все больше времени на неголосовые способы коммуникаций – в частности, обмен сообщениями посредством мессенджеров и соцсетей.

В некоторых странах операторы мобильной связи в процессе конкурентной борьбы друг с другом и с альтернативными способами онлайн-коммуникаций уже вынуждены предоставлять голосовые и SMS-услуги бесплатно – просто для того, чтобы удержать абонентов. В результате их выручка постепенно сокращается.

Общемировые тенденции в телекоме находят отражение и на российском рынке. За 2014 год отечественные операторы мобильной связи недополучили из-за изменения спроса в пользу онлайн-коммуникаций примерно 2% годовой выручки, или около 20 млрд рублей. И это при том, что совокупная абонентская база мобильных операторов в 2014 году выросла, по данным AC&M-Consulting, всего на 2 млн. Какими будут итоговые показатели 2015 года, пока сказать трудно, однако поквартальные отчеты крупнейших игроков российского рынка, увы, не внушают оптимизма и лишь подтверждают глобальные тенденции.

А есть ли кризис?

Одним из драйверов трансформации рынка операторы называют спад в экономике. По словам Романа Володина, директора по маркетингу и развитию продукта Tele2, ни одна крупная компания не может избежать влияния макроэкономических факторов. «Ситуация, вероятно, приведет к тому, что операторы связи будут проявлять больше гибкости при планировании и запуске продуктов. Возможности таковы, что сейчас чуткая реакция на потребности клиентов и быстрая адаптация под них позволяют компаниям быть по-настоящему успешными», – отмечает директор по корпоративным коммуникациям ООО «МТТ Групп» Анна Бойко. По ее словам, клиенты ищут такие услуги и продукты, которые обладают лучшими характеристиками при умеренных затратах, и тот, кто сможет сделать такое предложение, переломит негативный тренд. В целом, по ее прогнозам, кризис поможет операторам, которые готовы оперативно подстраиваться под изменения рыночной конъюнктуры.

Андрей Чазов, директор по маркетингу телеком-оператора «Дом.ru», убежден, что телекоммуникационные услуги остаются востребованными в любых экономических условиях. По его мнению, внешнеэкономическая деятельность, изменившаяся за последний год, стала стимулом для поиска новых возможностей. «К любому кризису нужно относиться как к времени возможностей. В этом случае удастся не только побороть все трудности, но и извлечь из них выгоду — как минимум, полезный опыт. Строительство, техническое обслуживание и содержание сетей связи, а также затраты на лицензии, частоты, квалифицированный персонал и другие ресурсы требуют от операторов регулярных многомиллионных вливаний. Кто-то из игроков неминуемо разорится, а кто-то, напротив, укрепит позиций путем объединения с партнерами или скупки более мелких игроков», – уверен Андрей Чазов.

Смена традиций

Однако большинство российских операторов не согласны, что главным источником их бед является экономический спад. Алексей Назаров, директор по развитию бизнеса на массовом рынке фиксированного оператора связи NetByNet (с 2011 года на 100% принадлежит «МегаФону»), призывает не путать экономический кризис с кризисом традиционных коммуникаций. По его словам, в каждой отрасли существует так называемый излом времен: период в полтора-два года, по истечении которого на рынке происходят необратимые перемены и наступает «точка невозврата», после чего традиционный уклад меняется и по-прежнему уже никогда не будет.

«На рынке фиксированной связи этот период начался в середине 2014 года, а сейчас стрелки бесповоротно перевели нас в другую эпоху. Модели потребления домашнего интернет-доступа, платного телевидения, телефонии кардинально изменились. Пользователи стали более мобильными и требовательными, абсолютному большинству нужно постоянно быть онлайн. Телевизор больше не является единственным экраном для получения контента, а домашний телефон все чаще служит лишь для того, чтобы найти в квартире мобильный», – констатирует Алексей Назаров. И подчеркивает, что сервисы интернет-доступа и телевидения, несмотря на происходящие перемены, можно смело отнести к категории услуг повседневного спроса. Однако как развиваться оператору связи в условиях новой парадигмы рынка, не написано ни в одном учебнике, поэтому каждый должен решать эту задачу сам.

«Набор услуг, который в течение десятилетия был привычным для всех, в последние годы претерпел ощутимые изменения. Абоненты все чаще прибегают к возможностям мобильного Интернета, поэтому объем трафика в сетях операторов стремительно растет. Так, по данным на конец сентября 2015 года, в сети Tele2 он увеличился в семь раз по сравнению с 2014-м», – сообщил Роман Володин (Tele2).

В свою очередь Алексей Назаров (NetByNet) уверен, что традиционные сервисы операторов связи никуда не уйдут, а будут трансформироваться во что-то иное. Например, на смену аналоговому кабельному телевидению уже приходят интерактивные ОТТ-сервисы, которыми можно пользоваться везде, где есть интернет-доступ. Некоторые операторы отмечают, что классический телеком может сжаться до уровня транспортной инфраструктуры, обслуживающей других игроков рынка, например провайдеров OTT-сервисов. «С учетом того, что телефония все активнее мигрирует в IP и мобильные операторы задумываются о переходе на VoLTE (передача голоса по сетям четвертого поколения), подобные прогнозы в целом понятны и оправданны», – комментирует Анна Бойко («МТТ Групп»).

Сплошное видео

Согласно ежегодному исследованию компании Cisco, к 2019 году 80% интернет-трафика в мире будет приходиться на видеоданные. «Эту тенденцию мы уже наблюдаем в нашей сети. Постоянное увеличение доли тяжелого контента в общем объеме трафика предъявляет новые требования к инфраструктуре. Резкий рост спроса на видео высокого разрешения требует от провайдеров расширения полос пропускания и масштабируемости сети. Операторам уже сейчас необходимо думать о наращивании пропускной способности сетей и скоростей передачи данных», – рекомендует Андрей Чазов («Дом.ru»).

По оценке Алексея Назарова (NetByNet), в последние годы скорость интернет-подключения, которую выбирают клиенты, неуклонно росла. Это связано с изменением профиля потребления услуг: социальные сети переполнены фото- и видеоконтентом, пользователи активно смотрят онлайн-трансляции и фильмы в HD-качестве на ноутбуках, смартфонах, планшетах, через Smart TV, а иногда одновременно задействуют все перечисленные устройства. Удовлетворенность абонентов качеством услуг в таком разрезе напрямую зависит от скорости доступа в Интернет, при этом неважно, мобильный он или фиксированный.

Большие надежды на OTT

Зарабатывать на привычных услугах все сложнее, и операторы связи пристально изучают возможности дополнительного дохода за рамками своего бизнеса. Поэтому можно ожидать, что 2016 год будет полон событий, связанных с развитием новых направлений операторских услуг, и в первую очередь всевозможных OTT-сервисов. В частности, «Ростелеком» уже объявил открытый конкурс на создание ОТТ-продукта, нацеленного на удержание абонентов услуги фиксированной телефонии. Разработчик, который удовлетворит запросам национального чемпиона, сможет заработать на этом 47,1 млн рублей.

Под занавес 2015 года свой OTT-проект запустила и МТС. Приложение MTS Connect предназначено для звонков и сообщений на базе стандарта RCS (Rich Communication Suite). Оператор позиционирует свое детище как альтернативу Viber, WhatsApp и Skype: решение позволяет звонить по телефону, обмениваться личными сообщениями, передавать файлы через мобильный интернет-доступ или сеть Wi-Fi и уже доступно для скачивания в Google Play и App Store. Правда, пока им могут воспользоваться только москвичи, но вскоре обещают порадовать и другие регионы.

Взаимоотношения между традиционными операторами связи и OTT-провайдерами пока развиваются по пути конкуренции. Однако ситуация может измениться, если отраслевой регулятор сдержит обещание и создаст нормативную базу, определяющую порядок и правила работы OTT-сервисов (пока что законодательство не охватывает этот сегмент). «Уже сейчас очевидно, что именно отношения традиционных игроков и OTT-провайдеров станут основным фактором, определяющим динамику рынка телекоммуникаций. Взаимовыгодное сотрудничество, поиск неожиданных, гибридных решений – вот путь в будущее для всех участников рынка», – подчеркивает Анна Бойко («МТТ Групп»).

Количество в качество

Раньше, на заре формирования телеком-рынка, операторы делали ставку на количество подключений, что было оправданно, поскольку бизнес-модель игроков не была ориентирована на долгосрочные отношения с клиентами. Теперь, когда период бурного роста прошел и рынок вступил в стадию зрелости, риторика сместилась в плоскость качества.

Так, Андрей Чазов («Дом.ru») убежден, что телекоммуникационным компаниям предстоит переход от инфраструктурной к сервисно ориентированной бизнес-модели. «Абонент должен чувствовать, что его ценят, – поясняет он. – Проблемы клиента должны решаться быстро – он должен иметь возможность получить сервис или ответ на свой вопрос через любой удобный канал связи, будь то прогулка в сервисный центр, звонок в контакт-центр, мобильные приложения, социальные сети или личный кабинет. Лояльный абонент приносит больше дохода. К этой стратегии рано или поздно придут все провайдеры. То, что происходит сейчас в отрасли, можно кратко охарактеризовать формулой “больше услуг за меньшие деньги”».

«Учитывая текущие экономические реалии, демпинг – тупиковая ветвь развития для рынка. От такой стратегии отдельных игроков страдают все его участники. Услуги не должны обесцениваться – необходимо трансформировать формат потребления и подстраиваться под абонента. За каждым продуктом в телекоммуникациях стоят значительные операционные и капитальные затраты. Надеюсь, что в 2016 году будет больше действий, направленных на предоставление клиентам большего количества услуг за те же деньги. Повышение качества обслуживания, введение новых услуг, расширение сервисных каналов и креативный подход к реализации продуктов собственного портфеля – вот ключевые инструменты дальнейшего развития», – дополняет Алексей Назаров (NetByNet).

Happy New Telecom. Рис. 1

Алексей Назаров,

директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании NetByNet:

«Пользователи стали более мобильными и требовательными, абсолютному большинству нужно постоянно быть онлайн».

Happy New Telecom. Рис. 2

Андрей Чазов,

директор по маркетингу телеком-оператора «Дом.ru»:

«Услуга традиционной стационарной телефонии теряет спрос, уступая место новым технологиям».

Happy New Telecom. Рис. 3

Роман Володин,

директор по маркетингу и развитию продукта Tele2:

«Мобильные устройства все более активно превращаются и в средства развлечения, и в инструменты для совершения платежей».

Happy New Telecom. Рис. 4

Анна Бойко,

директор по корпоративным коммуникациям ООО «МТТ Групп»:

«С учетом конвергенции и перехода на IP-технологии все больше компаний станут работать на стыке инфраструктуры, телекоммуникаций, логики и ПО».

Опубликовано 20.01.2016

Похожие статьи