Своя рубашка

Логотип компании
Своя рубашка
Государство и представители ИКТ-рынка не первый год ведут диалог о необходимости снижения импортозависимости, основные риски которой лежат не только в экономической, но и политической плоскости. В нынешнем году этот диалог наконец-то трансформировался в конкретные инициативы...

В новом году телекоммуникационные компании ждет трансформация сетей связи ввиду избранного государством курса на импортозамещение в инфраструктурных отраслях.

Ослабление национальной валюты сыграло злую шутку с операторами связи. Многие планы по дальнейшему развитию сетей связи оказались под угрозой срыва из-за неконтролируемого увеличения бюджета проектов. Ведь их основу оставляют импортные решения, стоимость которых в пересчете на рубли резко возросла.

Государство и представители ИКТ-рынка не первый год ведут диалог о необходимости снижения импортозависимости, основные риски которой лежат не только в экономической, но и политической плоскости, создавая серьезные угрозы государственной безопасности, особенно в условиях геополитических изменений. В нынешнем году этот диалог наконец-то трансформировался в конкретные инициативы.

Ближе к делу

В феврале 2014 года в Госдуму был внесен законопроект, обязывающий российских операторов связи при прочих равных отдавать предпочтение телекоммуникационному оборудованию, имеющему статус отечественного. Однако после публикации на портале Госдумы этот документ не набрал положительных откликов и был отклонен. Позднее, в ходе Петербургского экономического форума, Владимир Путин пообещал разработать пакет мер по поддержке отечественных предприятий для ускорения процесса импортозамещения во всех отраслях, где это возможно. И уже осенью Минкомсвязи РФ предложило предоставлять преференции в рамках госзакупок ПО отечественной разработки, являющемуся аналогом импортных решений. Соответствующий реестр, формируемый советом при министерстве, начнет действовать с 1 апреля 2015 года. Предусматривается, в частности, что отечественным будет считаться ПО, исключительные права на которое имеет юрлицо, принадлежащее российским бенефициарам более чем на 50%. Кроме того, заместитель министра Дмитрий Алхазов, выступая в ноябре на конференции Broadband Russia Forum ‘2014, призвал российских операторов связи переводить сети на отечественное оборудование, не ожидая давления со стороны государства. «Мы должны стать импортонезависимыми по всем направлениям», ? подчеркнул он.

«К декларации подобных инициатив мы относимся достаточно спокойно – уже не в первый раз с высоты различных трибун озвучиваются здравые мысли. Однако куда более важно дождаться реальных действий по стимулированию импортозамещения оборудования», ? комментирует заместитель генерального директора ООО «Т8» Константин Марченко. По его оценке, без вмешательства государства очень скоро отечественные производители телекоммуникационного оборудования окажутся фактически отстранены от российского рынка. Константин Марченко убежден в необходимости выровнять финансово-экономические условия и правила присутствия на отечественном рынке для телеком-оборудования российского и зарубежного происхождения. В противном случае никакого импортозамещения происходить не будет или оно будет существовать только на бумаге.

Своя рубашка. Рис. 1
Константин Марченко
 

Константин Марченко,

заместитель генерального директора ООО «Т8»:

«Всё, чего ждут российские производители телекоммуникационного оборудования, ? увеличение объемов гарантированных заказов».

-------

«Как отечественный вендор, ведущий всю разработку в России и продающий значительную часть своей продукции на российском рынке, мы к таким инициативам относимся положительно. Главное, чтобы они претворялись в жизнь и были ориентированы именно на российских разработчиков, а не на компании, которые осуществляют локализацию продукта путем переклеивания бирки на кассете с оборудованием или путем открытия сборочного производства в России», ? вторит коллеге Владимир Фрейнкман, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса ООО «НТЦ Протей». По его мнению, для реализации мер по импортозамещению крайне важно корректно определить понятия отечественного разработчика и отечественного ПО.

Своя рубашка. Рис. 2
Владимир Фрейнкман

Владимир Фрейнкман,

вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса ООО «НТЦ Протей»:

«Есть целый ряд рыночных ниш, в которых при разумном протекционизме со стороны государства российские ИКТ-производители способны на равных конкурировать с зарубежными коллегами».

------ 

Хорошо забытое отечественное

Работа по закреплению статуса телекоммуникационного оборудования отечественного производства на законодательном уровне началась еще в 2008 году. В августе 2011 года, после череды жарких обсуждений и множества доработок, наконец был издан совместный приказ Минпромторга и Минэкономразвития № 1032/397, регламентирующий присвоение статуса «телекоммуникационного оборудования отечественного происхождения», в частности порядок, параметры и методику его определения. Спустя два года в документ был внесен ряд изменений: расширен перечень оборудования, которому может быть присвоен статус отечественного, появилось требование к производителям предоставлять исходные коды ПО. Кроме того, изменена формула расчета уровня локализации оборудования, упрощающая использование импортной элементной базы.

На основании данного приказа статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения присвоен уже почти сотне решений. Однако правоприменение этого статуса до сих пор не выработано, то есть его получение пока не влечет за собой никаких преференций ни для оборудования, ни для его производителя, и российские операторы связи продолжают развивать сети, руководствуясь собственными критериями выбора поставщиков. В частности, по словам директора по информационным технологиям ОАО «ВымпелКом» Владимира Савкина, в его компании выбирают поставщиков оборудования не по «гражданству», а через процедуры тендеров, стремясь получить наилучшее соотношение цены и качества решений. «У нас есть примеры использования как отечественного, так и зарубежного оборудования в нашей работе, но все они прошли через тендеры», ? поясняет Владимир.

Своя рубашка. Рис. 3
Владимир Савкин

Владимир Савкин,

директор по информационным технологиям ОАО «ВымпелКом»:

«Мы выбираем поставщиков оборудования не по «гражданству», а через процедуры тендеров, стремясь получить наилучшее соотношение цены и качества решений».

------- 

По данным пресс-службы ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), в компании принята новая стратегия в области закупок, которая предполагает большую ориентацию на российское оборудование и технику, произведенную в Азии, а также на приоритетность закупок у производителей и прямых вендоров. Такая работа позволит не только снизить издержки компании, но и сократить сроки доставки оборудования. При этом пресс-служба компании уточнила, что речь идет прежде всего об абонентском оборудовании, поскольку основные инвестиции в модернизацию сетевой инфраструктуры МГТС уже реализовала.

Конкурентный потенциал

По оценке Владимира Фрейнкмана («НТЦ Протей»), есть целый ряд рыночных ниш, в которых при разумном протекционизме со стороны государства российские ИКТ-производители способны на равных конкурировать с зарубежными коллегами и заметно увеличить свое присутствие. К ним относятся как решения для NGN/IMS и биллинга, так и сервисные платформы и некоторые элементы ядра сети, например платформы для SMS и VAS, а также для управление роумингом. Однако, это возможно лишь при условии, что те, кто принимает решения о внедрении того или иного продукта, откажутся от предвзятого отношения к российским разработчикам и их продуктам. «Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда оценка делается по принципу “что можно Юпитеру, нельзя быку”. Например, если китайский разработчик предлагает оператору сырой продукт и присылает 20 специалистов для его адаптации, это нормально, тогда как любые недоработки в российском продукте почему-то оцениваются по принципу “вы не умеете нормально разрабатывать”. От такой диверсификации взглядов хотелось бы уйти, и позитивные подвижки уже есть», ? комментирует Владимир Фрейнкман.

Еще одна причина, по которой отечественные телекоммуникационные разработки недооцениваются участниками рынка, заключается в том, что сами производители уделяют недостаточно внимания продвижению своей продукции. «Телекоммуникационная отрасль испытывает серьезный недостаток информации об отечественных производителях и поставщиках. Многие компании, в том числе и наша, попросту не знают, кто и что производит в России», ­? подчеркивает Сергей Онянов, руководитель службы технического сервиса телеком-оператора «Дом.ru» (компания «ЭР-Телеком»). По его словам, если на рынке и представлены какие-либо аналоги зарубежных решений, то их производители и разработчики плохо продвигают себя и недостаточно активно выходят к операторам с предложениями о сотрудничестве. При этом, по мнению Сергея Онянова, отечественные компании пока не готовы к конкуренции с массовым производством в Юго-Восточной Азии.

 

Своя рубашка. Рис. 4
Сергей Онянов
,

руководитель службы технического сервиса телеком-оператора «Дом.ru» («ЭР-Телеком»):

«Работу в сфере импортозамещения нужно вести публично, с привлечением отраслевой научно-технической общественности».

 -----

Гибкость превыше всего

Еще один аспект, на который российским производителям необходимо обратить пристальное внимание, заключается в нацеленности на реальные потребности рынка и потенциальных заказчиков. Владимир Савкин отмечает, что для бизнеса «ВымпелКома» крайне важно, чтобы российское оборудование не уступало зарубежным аналогам по своим возможностям. «К примеру, на сегодняшний момент в России отсутствуют полноценные локальные производители “активного” операторского оборудования ? базовых станций, контроллеров, коммутаторов», ? констатирует Владимир Савкин.

«Российский производитель обязан честно конкурировать с зарубежными вендорами в части технических характеристик производимого оборудования. Если заказчику требуется новый функционал от устройств, то это означает лишь одно – необходимость выполнения новой разработки. Когда возникает нестандартная или срочная задача, то именно российский производитель обладает неоспоримым преимуществом, поскольку способен быстро отреагировать на требования заказчика. Также отечественный производитель обладает преимуществом при сопровождении своего оборудования в процессе жизненного цикла», ? убежден Константин Марченко («Т8»).

Разумный протекционизм

Российские производители не скрывают своих ожиданий от государственной поддержки. По мнению Владимира Фрейнкмана («НТЦ Протей»), для снижения импортозависимости отечественной отрасли связи необходимы конкретные меры. Одной из них может стать разумный протекционизм в отношении разработки взвешенных налоговых преференций и приоритетов для отечественного оборудования при проведении госзакупок, а также льготных схем кредитования покупателей российских решений. «Отечественной ИКТ-отрасли нужны преференции при госзакупках, а также стимулирующие меры по импортозамещению ПО для нужд госсектора и госкомпаний. Эти меры позволили бы оказать реальную поддержку отечественным разработчикам и снижать импортозависимость», ? убежден Сергей Онянов («ЭР-Телеком»).

По словам Константина Марченко («Т8»), на текущем этапе необходимо сформировать правильное восприятие телекоммуникационной инфраструктуры как важнейшего элемента системы национальной безопасности. Кроме того, необходимо осознать, что вклад телеком-инфраструктуры в формирование ВВП страны сопоставим с вкладом энергетической и транспортной инфраструктур, и, отталкиваясь от этого базиса, формировать пакет мер по поддержке отечественных производителей телекоммуникационного оборудования.

«Мы находимся в худших финансово-экономических условиях, чем наши зарубежные конкуренты. Пока нам даже выгоднее перенести производство за рубеж, потому что тогда мы сразу же увеличим прибыль минимум на 20%. То есть финансово-экономические реалии в России таковы, что производства отечественных производителей выталкиваются за рубеж», ? подчеркивает Константин Марченко. По его словам, отстраненность и изолированность банковского сектора не позволяет отечественным предприятиям предложить операторам связи условия поставки оборудования, сопоставимые по привлекательности с предложениями иностранных вендоров. Самое главное, по его мнению, не задерживаясь перейти к оперативной реализации озвученных государством инициатив, которые могут стать настоящим катализатором развития экономики страны.

«Российским поставщикам ПО и решений пока непросто конкурировать с крупнейшими мировыми игроками из-за разницы в объемах производства. Чаще всего они выпускают качественные, но нишевые решения, однако если государственные меры по стимулированию отечественных разработок будут эффективны, этот дисбаланс может быть нивелирован», полагает Владимир Савкин («ВымпелКом»).

Опубликовано 09.01.2015

Похожие статьи