4 вопроса по IP-телефонии

Логотип компании
4 вопроса по IP-телефонии
По оценкам ряда отраслевых аналитических агентств, до 10% местного и 30-40% МГМН-трафика в России проходит по каналам VoIP. Однако если говорить о сегменте корпоративной IP-телефонии, то клиенты используют ее, но в достаточно ограниченном объеме.

Вопрос.

Как вы оцениваете уровень развития и насыщения операторского рынка услуг IP-телефонии в России, а также основные тренды его развития?

4 вопроса по IP-телефонии. Рис. 1
Алексей Бугай

Алексей Бугай,

заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании CTI:

Из основных трендов я бы назвал тотальную облачную направленность телефонии для бизнеса и возможности по унификации голосовых коммуникаций с использованием терминалов различных типов, каждый из которых удобен в своем собственном исполнении и применении.

4 вопроса по IP-телефонии. Рис. 2
Сергей Кузьмин

Сергей Кузьмин,

руководитель дирекции развития продуктов и услуг Orange Business Services:

По оценкам ряда отраслевых аналитических агентств, до 10% местного и 30-40% МГМН-трафика в России проходит по каналам VoIP. Однако если говорить о сегменте корпоративной IP-телефонии, то клиенты используют ее, но в достаточно ограниченном объеме. По данным Orange, частично IP-телефонией пользуются не больше 10% клиентов.

4 вопроса по IP-телефонии. Рис. 3
Артемий Мороко

Артемий Мороко,

генеральный директор компании Sipuni:

По прогнозам J’son & Partners, количество абонентов IP-телефонии в России к концу 2015 года достигнет 37 млн. Уже сегодня в Москве виртуальную АТС используют около 40 тыс. предприятий. Конкуренция на рынке среди операторов высокая, поэтому каждый из них стремится расширить свои предложения за счет предоставления дополнительных услуг, таких как виртуальная АТС, интеграция с CRM-системами и др.

4 вопроса по IP-телефонии. Рис. 4
Алексей Бессарабский

Алексей Бессарабский,

руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком»:

Рынок состоит из нескольких сегментов с разным уровнем развития. B2C-рынок достаточно развит, и доля проникновения услуг IP-телефонии составляет там примерно 20%. Количество активных пользователей услуг растет умеренными темпами, где-то на 20% в год. Если учесть, что большая часть населения крупных городов хотя бы раз пробовала пользоваться IP-телефонией, получается, что активная абонентская база примерно соответствует спросу на услугу. По нашей оценке, рост будет продолжаться частично за счет упрощения использования услуг IP-телефонии, частично за счет роста активности населения. Но больших всплесков, полагаю, уже не будет. Быстрее всего будет расти трафик, заметно медленнее – абонентская база и доходы операторов. Исключением для B2C-сегмента являются мобильные VoIP-технологии, этот рынок только развивается и, соответственно, будет расти. В корпоративном секторе услуг IP-телефонии насыщения рынка пока нет. Гораздо ближе к насыщению рынок услуг связи, существенно дальше от него рынок бизнес-приложений IP- телефонии. Последний развивается очень активно, демонстрируя рост не менее чем 50% в год.

Вопрос.

За счет каких услуг в основном развивается данный рынок? Согласны ли вы, что основным драйвером развития этого рынка в России выступает корпоративный сегмент?

Алексей Бугай (CTI):

Корпоративный рынок является безусловным лидером развития услуг IP-телефонии. Этому способствует тот факт, что для удовлетворения личных потребностей в телефонии мы уже давно используем мобильные телефоны, но для бизнеса они предоставляют необходимые, но недостаточные услуги. Для бизнеса часто требуются безлимитная и быстрая коммуникация между сотрудниками компании, возможность использования в разных ситуациях разных голосовых терминалов, а также интеграция с компьютерами и бэк-офисными системами.

Сергей Кузьмин (Orange Business Services):

В основном данный сегмент рынка развивается за счет предприятий SME и частных пользователей. Данные сегменты предъявляют минимальные требования к качеству связи и отличаются низким порогом входа. В связи с этим сравнительно широко используются виртуальные АТС, однако при этом гарантии качества, как правило, нет.

Артемий Мороко (Sipuni):

В первую очередь данный рынок развивается за счет продажи многоканальных телефонных номеров и предоставления услуг телефонной связи по низким тарифам. Облачные АТС также набирают популярность в первую очередь за счет развития облачных услуг. IP-телефония – практически идеальное решение для стартапов и малого бизнеса.

4 вопроса по IP-телефонии. Рис. 5
Сергей Малиновский

Сергей Малиновский,

руководитель направления телефонии компании КРОК:

IP-телефония лучше развивается за счет корпоративного сегмента, потому что физические лица чаще используют мобильную связь и бесплатные сервисы, предлагаемые на ее основе (например, Skype и Viber). Дополнительным стимулом для развития IP-телефонии становятся высокие тарифы на междугородние звонки у национальных телекоммуникационных компаний. Подключение к оператору IP-телефонии позволяет сэкономить, если в трафике заказчика большую долю имеют межрегиональные вызовы.

Алексей Бессарабский («Манго Телеком»):

Сейчас между B2C- и B2B-рынками примерный паритет по доходам. По абонентской базе, разумеется, лидирует потребительский сегмент, но монетизация сервисов на этом рынке слаба.

Наиболее интересные события, безусловно, происходят на B2B-рынке. В первую очередь они связаны с постоянным развитием облачных коммуникационных бизнес-приложений, таких, как виртуальная АТС (а также Hosted PBX) и виртуальный ЦОВ. Эти приложения включают в себя множество интересных услуг: IVR, SIP-транк, управление очередями, web-коммуникации и др.

С одной стороны, развитие облачных сервисов IP-телефонии привело к тому, что такими сервисами, как виртуальная АТС и облачный ЦОВ, стали на постоянной основе пользоваться новые сегменты клиентов – SMB и SOHO. И это постепенно привело к тому, что для занятых в этих сегментах бизнеса людей грань между работой и частной жизнью размылась. С другой стороны, мобилизация и консьюмеризация IT приводит к значительному размыванию грани между работой и частной жизнью и пользователей из корпоративного сектора. В результате B2C и B2B VoIP-услуги уже не разделены так четко, как раньше. Причем смешение идет как раз в областях наибольшего роста - облачных и мобильных технологий.

Вопрос.

Skype и другие свободно доступные программные продукты и веб-сервисы, которые позволяют их пользователям совершать бесплатные IP-звонки друг другу, на ваш взгляд, стимулируют или тормозят развитие рынка коммерческих услуг IP-телефонии в России?

Алексей Бугай (CTI):

Skype и другие свободные продукты на данном этапе играют роль факторов, стимулирующих развитие рынка коммерческих услуг, позволяя показать, отладить и выбрать те технологии, которые далее можно с успехом применять в коммерческой реализации. Однако не стоит забывать, что начинающий бизнес в силу своего размера и потребностей вполне может удовлетвориться и возможностями Skype или другими бесплатными средствами. Число пользователей, ежемесячно использующих сервис интернет-телефонии Skype, превысило 300 млн, сообщила на Microsoft Worldwide Partner Conference ‘2013 финансовый и маркетинговый директор подразделения Windows Тами Реллер.

Сергей Кузьмин (Orange Business Services):

Skype используется преимущественно для личных целей и, как правило, в меньшей степени для решения корпоративных задач. Например, при проведении аудиоконференции с участием более чем шести человек резко снижается качество звука, что совершенно неприемлемо в сегменте B2B. Поэтому Skype и подобные ему программы не являются серьезным тормозом в этом отношении. В то же время в России развитие IP-телефонии косвенно влияет на снижение тарифов традиционной телефонии.

Алексей Бессарабский («Манго Телеком»):

Мне кажется, такая постановка вопроса неверна. Бесплатные или очень дешевые звонки между IP-абонентами – технологическая данность, и нет ничего более неблагодарного, чем бороться с техническим прогрессом. Конечно, это «уводит» часть дохода операторов. Но что делать, если пользователям, разговаривающим по IP, услуги оператора становятся просто ненужными. Заставить их платить можно только искусственными и временными мерами, но когда таковые вводятся, у участников рынка сбивается прицел и появляются ложные ориентиры. Поэтому, несмотря на дополнительный доход, на благо рынку запретительные меры не пойдут. Нужно адаптироваться к реальности и развивать услуги, действительно необходимые пользователям.

Вопрос.

Насколько IP-телефония как сервис созрела, чтобы полностью заменить собой традиционную телефонию для корпоративных и частных пользователей?

Алексей Бугай (CTI):

Да и уже давно. Инфраструктура уже давно предоставляет и надежную связь, и терминалы абсолютно любого качества. Безусловно, будущее за IP-телефонией, и я бы сказал, что оно уже наступило. К концу же 2014 года объем российского рынка IP-телефонии обещает удвоиться по сравнению с 2012 годом. Такие выводы содержатся в материалах DISCOVERY Research Group, завершившей в мае исследование на эту тему.

Сергей Кузьмин (Orange Business Services):

Пока можно констатировать, что IP-телефония как сервис еще не созрела для полномасштабной замены традиционных технологий. В то время как для частных пользователей эта услуга уже может представлять реальную альтернативу традиционной телефонии. Что же касается корпоративного сегмента, то об этом говорить пока рано. Скорее можно констатировать, что на сегодняшний день с точки зрения бизнеса IP-телефония может использоваться как нишевое решение.

Артемий Мороко (Sipuni):

При свободном доступе к Интернету IP-телефония, благодаря своим возможностям и низким ценам, – лучший вариант для корпоративной связи. Рынок постепенно насыщается. Так, IP-телефония не ограничивает количество подключаемых телефонных номеров и их канальность. Возможности этого сервиса в сочетании с облачными АТС позволяют бизнесу быть максимально мобильным и моментально подстраиваться под изменяющиеся запросы клиентов. Виртуальные АТС активно используются даже в таких, на первый взгляд, несвойственных для телефонии процессах, как обучение и мотивация персонала, повышение уровня продаж и др.

Сергей Малиновский (КРОК):

Среди частных пользователей мобильная связь может вытеснить в скором времени все остальные виды связи – и традиционную, и IP-телефонию. В корпоративном сегменте IP-телефония постепенно будет вытеснять классическую телефонию, но последняя окончательно с рынка не уйдет. Ее не перестанут применять экстренные службы, а также службы безопасности компаний. Причина – зависимость IP-телефонии от инфраструктуры. Например, в случае обесточивания помещения IP-телефонией воспользоваться не получится, в то время как традиционная телефония продолжит работать, подпитываясь от городской телефонной станции.

Алексей Бессарабский («Манго Телеком»):

Технологически IP-телефония вполне созрела. И пользователи ее приняли. Качество Интернета, которое раньше препятствовало распространению этой технологии, в последние годы заметно улучшилось. Однако соседство традиционной и IP-телефонии продлится еще очень долго.

Опубликовано 24.12.2013

Похожие статьи