Европейские телекомы – на голодном пайке

Логотип компании
25.02.2013Автор
Европейские телекомы – на голодном пайке
Пропасть между телекоммуникационными компаниями США и Европы углубляется.

Пропасть между телекоммуникационными компаниями США и Европы углубляется. В то время как телекомы Соединенных Штатов быстро растут и накапливают капитализацию, компании Европы страдают от того, что на рынке ЕС – слишком большая конкуренция (отметим, что в США – шесть операторов мобильной связи, а в Европе – порядка 100), слишком строгие регуляторы и слишком малый экономический рост в целом. Об этом пишет издание Reuters в материале «Divide between European and U.S. telcos widens».

Из-за перечисленных выше проблем европейские телекоммуникационные компании почти не имеют возможности вкладывать средства в инфраструктуру, обеспечивающие более быструю связь – в последнее время европейским телеком-компаниям даже трудно стало получать кредиты, а о собственных запасах денежных средств речь уже не идет.

В настоящее время рыночная капитализация европейских телекоммуникационных компаний только в 9,9 раз превышает их доходы за год. Аналогичный средний показатель телекоммуникационных компаний США составляет 17,6 раз. Это самый большой разрыв с 2008 года. При этом доходы европейских телекомкомпаний снижаются уже четвертый год подряд.

В то же время американские, японские и южнокорейские телекомы продолжают наращивать инвестиции в сетевую инфраструктуру, пытаясь как можно быстрее покрыть территории сетями 4G. В Европе такие процессы идут медленно и трудно. А ведь компания GSM Association подсчитала, что на построение сетей 4G до 2016 года всем телекоммуникационным компаниям мира понадобится $800 млрд. Денег же у европейцев нет, и не предвидится.

Чтобы снизить издержки, европейские компании стремятся объединяться. Эту тенденцию поддерживают европейские власти, но частично и местами: антимонопольные органы ЕС не дремлют и часто блокируют подобные сделки из-за опасений, что цены для пользователей в результате возрастут.

С другой стороны, в то время как европейские телекомы дешевеют, к ним проявляются все больший интерес американские и азиатские телекоммуникационные компании, чувствующие себя финансово устойчивыми.

Впрочем, последних останавливает неудачный опыт миллиардера Карлоса Слима, который, по подсчетам аналитиков, получил в 2012 году убытки в сумме около 2 млрд евро, купив акции нидерландской телекоммуникационной компании KPN и австрийской Telekom Austria примерно на 4 млрд евро в расчете на скорое восстановление европейского рынка. Г-н Слим просчитался, акции Telekom Austria с момента покупки их мексиканским инвестором подешевели примерно на 42%, а акции KPN потеряли почти 46%. После этого желающих покупать европейские телекоммуникационные компании поубавилось.

Компания Bernstein Research отмечает, что ARPU американского пользователя вырос с 2007 года на 25% до $49. В Европе APRU с 2007 года снизился на 15% до $32. В России, напомним, APRU составляет чуть менее $10, на Украине – порядка $5.

Похожие статьи