IT NewsНовости рынкаТелеком

Обзор нарушений операторов за 6 месяцев

| 20.12.2016

Обзор нарушений операторов за 6 месяцев

Общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) на основе рейтинга недобросовестности подготовила обзор самых распространенных нарушений операторов мобильной связи за 6 месяцев.

На момент начала рейтинга – июнь 2016 года – у МТС было зафиксировано 9 нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах, у «ВымпелКом» (Билайн) – 7, «МегаФона» – 6. Yota и Tele2 нарушений не имели (по данным Федеральной антимонопольной службы).

За прошедшие 6 месяцев самый мощный рывок совершил МТС, набрав к концу года дополнительные 20 баллов (по 1 баллу за каждое нарушение). «МегаФон» заработал 12 баллов и уверенно занял второе место. «ВымпелКом» прибавил 7 баллов и оказался на третьем месте. Yota и Tele2 набрали 2 и 1 балл соответственно.

Что касается основных категорий рекламы с нарушениями, то места в них распределились следующим образом.

Реклама с недостоверной информацией о стоимости оборудования

(«МегаФон» – 5 нарушений, МТС – 1, «Билайн» – 1)

В данной категории победитель очевиден. Все 5 рекламных сюжетов «МегаФона» за отчетный период с рекламой оборудования содержали недостоверную информацию о стоимости устройств и скрытые оговорки, которые существенно влияли на цену покупки (развивающий смартфон, смартфон Moto G, 4G-планшет, «Дешевле не найдешь», «В «МегаФоне» выгода всегда в цене»).

Реклама с недостоверной информацией о «безлимитности» Интернета

(МТС – 4 нарушения, «Билайн» – 4, «МегаФон» – 1, Yota – 1)

Фактически ни один оператор не смог предложить по-настоящему безлимитный интернет без каких-либо ограничений. Во всех случаях имелись скрытые оговорки по использованию SIM-карты в устройствах отличных от телефона/смартфона (роутерах, модемах, планшетах), по раздаче интернета через смартфон, по использованию тарифа в файлообменных сетях. С технической точки зрения такие ограничения вполне понятны, однако желание недобросовестных операторов сознательно скрыть их от потребителя заслуживает самой серьезной критики. При этом, наиболее настойчивы в попытках ввести потребителей в заблуждение были «ВымпелКом» и МТС, активно продвигавшие свои «#можноВСЁ» и «Smart БЕЗЛИМИТИЩЕ».

Реклама с недостоверной информацией о стоимости услуг в роуминге

(«Билайн» – 1 нарушение, «МегаФон» – 1, Yota – 1)

Если в случае с Yota речь идет о платном внутрироссийском роуминге в некоторых регионах, который вопреки заявлениям оператора имеет место, то «ВымпелКом» и «МегаФон» в своей рекламе скрывали действительную стоимость услуг связи в зарубежных поездках, что не менее чувствительно для потребителей.

Реклама с недостоверной информацией о превосходстве над конкурентами

(«МегаФон» – 2 нарушения, МТС – 1 нарушение)

В данной категории победителем оказался «МегаФон», который дважды заявлял о наличии у него самого быстрого 4G в России. Хотя согласно частному исследованию, на которое ссылается оператор, только в 6 из 15 крупнейших городов «МегаФон» показал наиболее высокую скорость 4G. Что касается официальных данных Роскомнадзора, то по средней скорости передачи данных в большинстве городов «МегаФон» уступает другим операторам.

Рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи

Позиция в рейтинге

Оператор

Количество нарушений

Рекламные кампании с нарушениями

Примечание

 

1

 

МТС

 

 

29

«Лучшие цены на смартфоны»

«Мы отменили роуминг!»

Тарифная опция «МТС Планшет Mini»

Смартфон Nokia Lumia 635 LTE

Тариф «МТС Планшет»

Тариф «Smart»

Тариф «Супер МТС» (2014)

Тариф «Супер МТС» (2016)

4G в любой точке страны

«Smart БЕЗЛИМИТИЩЕ»

Лучшая связь в Москве

Тариф Smart на всех полях России

«Самая большая сеть 4G» (кино)

«10000 рублей на счет при покупке Samsung Galaxy»

Контракты в фирменном стиле конкурентов

«Самая большая сеть 4G» (музыка)

Samsung Galaxy A

«Бросай платить за тарифы Smart»

«Smart БЕЗЛИМИТИЩЕ» Интернет-завистливость

«Smart БЕЗЛИМИТИЩЕ» Видео онлайн без ограничений

«Smart БЕЗЛИМИТИЩЕ» Безлимитные интернет и звонки

GPON 150 Мбит/с

«С МТС не пропадешь»

«10000 рублей на счет при покупке Huawei и Honor»

«С МТС не пропадешь» Пила

«С МТС не пропадешь» Утюг

«Спутниковая телевизация» Зима близко

«Спутниковая телевизация» На чьей стороне будет сила?

«Спутниковая телевизация» Погода

Обман, введение в заблуждение, сокрытие важной информации

 

2

 

МегаФон

 

 

18

Тариф «Переходи на ноль» (2015)

Тариф «Переходи на ноль» (2016)

Тариф «Все включено - S»

Смартфон «MegaFon Login+»

Планшет «МегаФон Логин»

Тариф «Вокруг Света»

«МегаБезлимит»

«Грандиозное падение цен»

«Проще купить, чем копить»

Интернет в роуминге

Развивающий смартфон

Самый быстрый интернет 4G+

Смартфон Moto G

Акция МегаФон и Дом.ru

4G-планшет

«Дешевле не найдешь»

«В МегаФоне выгода всегда в цене»

Мобильный Интернет № 1 в России

Обман, введение в заблуждение, сокрытие важной информации

 

3

 

Билайн

(ВымпелКом)

 

 

14

Бесплатный Интернет 4G

«Прощай, роуминг»

Тариф «Планета ноль»

Смартфон «Билайн Смарт 2»

Реклама безлимитного интернета

Тариф «Мир Билайн»

«Все за 300»

Безлимитный интернет по России

4G супербыстрый, как WiFi

«Роу Минг»

«Настоящий безлимит»

«Первая любовь»

«Настоящий безлимит» 2

«Настоящий безлимит везде»

Обман, введение в заблуждение, сокрытие важной информации

 

4

 

Yota

 

 

2

 

Безлимитные звонки и интернет

«Пора отвыкать»

 

Обман, введение в заблуждение, сокрытие важной информации

 

5

 

Tele2

 

 

1

"Везде ноль"

Сокрытие важной информации

Примечания:

1. Период исследования 2011-2016.

2. При составлении рейтинга не учитывались нарушения законодательства о защите конкуренции, не затрагивающие права потребителей.

3. При составлении рейтинга не учитывались случаи направления абонентам SMS сообщений без получения предварительного согласия, поскольку не всегда есть объективная возможность установить факт наличия или отсутствия такого согласия, а также во многих случаях присутствует третья сторона, являющаяся организатором рассылки. Вместе с этим, некоторые территориальные органы Федеральной антимонопольной службы приводят статистику по соответствующим жалобам, которая подтверждает позиции операторов в рейтинге недобросовестности (см., например, данные УФАС по Санкт-Петербургу, http://spb.fas.gov.ru/news/7633).

Источник: Пресс-служба "Общественной потребительской инициативы" (ОПИ)

Ключевые слова: телекоммуникации, операторы, мобильная связь

Журнал:

Компания: MTS | МТС, Megafone | Мегафон, Beeline | Билайн, Yota, Tele2

Компании сообщают

Мероприятия

13.12.2019 — 15.12.2019
Конференция «Новый год Рождения Клуба»

Переславль-Залесский

17.12.2019
Кибербезопасность: законы, люди, технологии.

Москва, Конференц-центр Newsroom, зал "Цукерберг", Поклонная ул, д.3, корпус Е4

21.04.2020 — 24.04.2020
Международная выставка «Связь»

Москва, ЦВК «Экспоцентр», Павильоны 2 и 8