Иван СМИРНОВ: «Видеоаналитика для коммерческих задач»

Логотип компании
Иван СМИРНОВ: «Видеоаналитика для коммерческих задач»
Коммерческие структуры все чаще задумываются об использовании видеоаналитики не только в целях обеспечения безопасности, но и для решения широкого спектра бизнес-задач, что стало возможным благодаря интеграции таких систем с CRM, ERP...

Видеонаблюдение сегодня применяется практически во всех сферах человеческой деятельности – в заводских цехах, транспортных предприятиях, на территории спортивных, коммерческих и жилых объектов, да и просто на улицах и площадях. Задача классических систем видеонаблюдения состоит в том, чтобы вывести картинку с видеокамеры на монитор, за которым наблюдает оператор или сотрудник службы безопасности. Предусматривается также запись видеопотока для последующего его архивирования и хранения.

Как нетрудно догадаться, самым слабым местом в описанной цепочке является сам человек, поскольку именно он должен фиксировать инциденты в видеопотоке и реагировать на них. Но сегодня все большее развитие получают системы видеоаналитики, или, как их еще называют, «умного» видеонаблюдения. Они автоматически детектируют инциденты, опасные ситуации, правонарушения, умеют распознавать номера транспортных средств и людей по биометрическим признакам (лицо, пол, возраст) и, в зависимости от результата, либо оповещают оператора, либо происходит срабатывание защитных систем здания или иного объекта.

Одна из главных сфер применения систем видеоанализа – обеспечение безопасности. С помощью алгоритмов анализа видеопотока можно фиксировать правонарушения, определять наличие на объекте бесхозных предметов и подозрительных лиц, идентифицировать разыскиваемых преступников (сравнивая их лица с базами данных правоохранительных органов), автоматически пропускать на охраняемую территорию автотранспорт с номерами заказчика и не пропускать с чужими и т. д.

«На рынке систем видеоанализа все чаще появляются решения с поддержкой высокого разрешения – уже не только 1080p, но и 4K и даже 8K. Они формируют и обрабатывают огромные объемы информации, что позволяет им быть более эффективными и предоставлять больший объем аналитических данных», – рассказывает Иван Смирнов, директор департамента инженерно-технических систем безопасности компании RedSys. По его словам, если раньше основной точкой роста рынка видеоаналитики были системы безопасности, то сегодня их доля не превышает 30%. Коммерческие структуры все чаще задумываются об использовании видеоаналитики уже не только в целях обеспечения безопасности, но и для решения широкого спектра бизнес-задач, что стало возможным благодаря интеграции таких систем с CRM, ERP и другими бизнес-приложениями заказчика. Именно коммерческое применение видеоаналитики видится Ивану Смирнову наиболее перспективным направлением данного рынка. На некоторых его видах остановимся подробнее.

Ритейл

Одним из сценариев применения видеоаналитики в ритейле можно назвать подсчет людей в торговых залах, отслеживание траектории их перемещения, построение тепловых карт и т. д. – то есть всего того, что помогает оптимизировать выкладку товара и использование торговых площадей в целом. Не менее актуальная задача – сохранность товаров, выставленных для демонстрации (в качестве витрины). К примеру, покупатель может взять в руки такое изделие, но если он в течение заданного времени не вернет его на место, будет зафиксирован инцидент с последующим оповещением оператора или сотрудника охраны.

Одной из сильных сторон экспертизы RedSys в области видеоаналитики Иван Смирнов называет работу с биометрическими системами идентификации по изображению лица человека. Здесь большую роль играет долгосрочное партнерство с NEC, ведущей компанией на рынке решений по идентификации людей в видеопотоке. Одним из наиболее простых и распространенных сценариев можно назвать автоматический учет персонала на рабочем месте: система способна фиксировать, когда сотрудник пришел на рабочее место и когда его покинул, находился ли он в помещениях, доступ в которые ему запрещен.

Нередки случаи, когда в магазинах вывешиваются фотографии покупателей, замеченных в краже товара или других правонарушениях на торговой территории. Благодаря системам видеоаналитики эти люди могут автоматически фиксироваться при их последующем появлении в магазине, чтобы сотрудники охраны могли обратить на них особое внимание. Кроме того, подобная практика может быть особенно востребована торговыми сетями, поскольку позволяет создавать общие базы людей, совершивших кражи в магазинах. «Однако закон о персональных данных никто не отменял, и администрации магазина следует выполнить ряд действий, направленных на соблюдение № 152-ФЗ «О персональных данных», – комментирует Иван Смирнов.

Спортивные сооружения

В марте этого года вышло постановление правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», согласно которому все посетители спортивных объектов первой категории должны проходить процедуру видеоидентификации. Иван Смирнов полагает, что к 2018 году, когда в России состоится чемпионат мира по футболу, все стадионы в той или иной степени будут обеспечены средствами биометрической идентификации посетителей. «Но чтобы эти системы заработали, – подчеркивает он, – необходимо соблюсти ряд условий, среди которых правильное размещение видеокамер и осветительных приборов, оборудование пунктов прохода посетителей в соответствии техническим требованиям и т. д.». Интересно, что даже неполное сокрытие лица, к примеру с помощью очков, позволяет современным системам идентифицировать человека на высоком уровне точности.

Еще одна область применения систем видеоаналитики на спортивных объектах – выявление лиц, совершивших правонарушения или хулиганские акции во время матчей и соревнований. «Изображение, полученное с камеры разрешением 16 мегапикселей, дает возможность идентифицировать людей, находящихся на противоположной части стадиона. Достаточно установить несколько камер по всему периметру, чтобы иметь возможность идентифицировать лица абсолютно всех людей, находящихся на объекте. Кроме того, таким образом мы выявляем зрителей, которым ранее уже было запрещено посещать спортивные мероприятия», – комментирует Иван Смирнов.

Для больших и маленьких

Рынок систем видеоаналитики предлагает широкий спектр отечественных и зарубежных продуктов, рассчитанных на компании разного масштаба. Для торговых предприятий одной из актуальных задач является уменьшение неустановленных потерь. Но если небольшая сеть или магазин вряд ли позволят себе систему регистрации номеров товарных партий для контроля операций, то любая крупная сеть готова получать в своей ERP-системе полную информацию о том, когда прибыл транспорт с товаром, сколько длились работы по разгрузке, а затем сопоставлять эту информацию с нормативной.

А вот такая операция, как POS-контроль, то есть наблюдение за кассиром, получающим деньги и выдающим чеки за покупку, доступна и большим, и маленьким ритейлерам. Это, в частности, позволяет детектировать сомнительные операции, а также неумышленные ошибки кассира. Или возьмем мониторинг длины очереди: такая информация могла бы поступать не к директору конкретного магазина, а в ситуационный центр сети, и та уже информировала бы директора.

Транспортные объекты и промышленные предприятия

Немалый объем работы для систем видеоаналитики найдется и на транспорте. По словам Ивана Смирнова, Московский метрополитен сегодня проводит модернизацию своих систем видеонаблюдения, одним из этапов которой является оснащение системы аналитическими функциями, что позволит, в перспективе, выявлять: оставленные подозрительные предметы, информировать о приближении человека к краю платформы или падении на пути, проникновении в технические зоны, а также, выявлять в потоках пассажиров людей, находящихся розыске. Кроме того, существуют детекторы, определяющие скопление людей на транспортных объектах. Отдельный интерес представляют системы видеонаблюдения, совмещенные со средствами акустического мониторинга. В этом случае, первичным источником события является звук – крик, хлопок или иной акустический артефакт, а средством верификации выступает система видеонаблюдения.

Для железнодорожных перевозчиков есть решения, автоматически регистрирующие номера составов и отдельных вагонов. Например, в Казахстане, где сотрудники компании RedSys выполняли работы по реализации проекта по оснащению железных дорог системами автоматизированной регистрации номеров вагонов, точность такого распознавания в Астане составляет более 98%, с учетом загрязненных, нечитаемых и негостированных номеров.

Что касается промышленных предприятий, то здесь системы видеоаналитики позволят выявлять людей, находящихся на рабочем месте без средств защиты, к примеру тех же касок.

Грамотный выбор

Внедрение системы видеоанализа – это не продажа коробки, которую можно просто купить, привезти, открыть и установить. Речь идет о сложных интеграционных проектах, связанных с анализом задач, стоящих перед заказчиком, поиском и подбором соответствующих аппаратных и программных продуктов. «Довольно часто для достижения хорошего результата нам приходилось опробовать несколько вариантов решений, дабы найти то, которое бы в максимальной степени соответствовало задачам заказчика, – комментирует Иван Смирнов. – Многое зависит о того, насколько четким будет описание заказчиком всех требований, предъявляемых им к работе детекторов и внешних условий. А дальше уже мы сами проводим серию тестов в различных системах и берем на себя полный цикл работ – от проектирования до инсталляции и запуска решения».

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 23.11.2015

Похожие статьи