Александр НУЖНЫЙ: «О тенденциях уральского ритейла»

Логотип компании
Александр НУЖНЫЙ: «О тенденциях уральского ритейла»
Можно говорить об изменении схемы работы крупных ритейлеров, ранее представленных только в традиционной рознице: те, кто работал в одном канале, стали мультиканальными, а кто пару лет назад уже был мультиканальным, стал «омниканальными»...

О работе ритейлеров и тенденциях ритейла в Уральском регионе рассказывает Александр Нужный, директор филиала «Урал» ритейлера «Связной».

В розничной продаже гаджетов и различного рода услуг, связанных с ними, можно отметить несколько тенденций, характерных для всей страны, в том числе и регионов Урала. Так, в общем товарообороте местных ритейлеров растет доля онлайн-продаж. Например, в «Связном» этот показатель превысил 20% уже в 2014 году и продолжает увеличиваться. Однако это не означает отказа от традиционной розницы. Корректнее говорить об изменении схемы работы крупных ритейлеров, ранее представленных только в традиционной рознице: те, кто работал в одном канале (онлайн или офлайн), стали мультиканальными, а кто пару лет назад уже был мультиканальным, пришли к симбиозу каналов, став «омниканальными». Что и понятно, поскольку модель, когда каналы работают не параллельно, а дополняют друг друга, наиболее эффективна на сегодняшнем рынке, предлагая ритейлеру массу возможностей, например экономить на логистике, а клиенту – новый уровень комфорта при совершении покупки.

Главный принцип омниканального ритейлера – предоставить покупателю возможность выбирать, оплачивать и забирать товар так, как ему удобно. Это позволяет привлекать новых клиентов и удерживать действующих. Сейчас доля омниканальных клиентов «Связного» на Урале превышает 20%.

Кстати, Свердловская и Челябинская области входят в десятку регионов с наибольшим количеством точек самовывоза, причем располагаются они не только в областном центре, но и в районных городах. Что не очень типично, скажем, для соседней Сибири, где охвачены в основном крупные города – Омск, Новосибирск и др.

Среди особенностей розницы на Урале можно отметить продвинутость рынка гаджетов, в частности в Екатеринбурге и Челябинске, где быстрее, чем в большинстве других городов-миллионников, пришли к пониманию, что покупателю важен не только ассортимент смартфонов или планшетов по выгодным ценам, но и комфортность самого процесса покупки.

В 2015 году из-за кризиса стал возможен более открытый диалог между арендаторами и арендодателями. Последние, понимая текущую экономическую ситуацию, охотнее идут навстречу ритейлерам, снижая арендные ставки, дабы сохранить отношения с партнером. Причем это характерно не только в случае с потенциальными арендодателями, но и с действующими. Хозяева торговых центров понимают, что им это выгодно – ведь через сеть «Связного» ежедневно проходит порядка 1,5 млн человек. Уже две трети торговых точек ритейлера на Урале – то есть порядка 300 магазинов – переведены на новые, сниженные ставки, и это далеко не предел. В отдельных городах УрФО показатели выше. В среднем аренда торговых площадей «Связного» на Урале подешевела на 20%.

О нестабильной экономической ситуации

Экономическая лихорадка негативно влияет на весь рынок, и персональная электроника не исключение. Рост цен и падение доходов россиян вынуждают их придирчивей подходить к выбору товара. Предпочтение по большей части отдается не бренду, а оптимальному сочетанию цены и качества. Многие клиенты заметно реже меняют свои устройства.

В целом на рынке гаджетов уже несколько лет отмечается сокращение продаж отдельных категорий устройств год к году под воздействием объективных факторов. Например, кнопочные телефоны активно замещаются смартфонами, что влияет на спрос.

Сокращение продаж планшетов также ожидаемо. По уровню проникновения данной категории устройств Россия находилась в числе лидеров. Естественно, что рано или поздно рынок должен был насытиться. Но есть и еще один фактор: планшет не является для покупателя «первым экраном» (в отличие от смартфона), и в кризисный период многие решают отказаться от его покупки в пользу фаблета. Так, продажи планшетов на Урале в первом полугодии сократились на 32% в натуральном выражении и на 41% в денежном, составив 250 тыс. штук на сумму порядка 1,9 млрд рублей.

На динамику продаж компактных фотоаппаратов, составляющих значительную долю рынка фототехники, влияют камерофоны и обычные смартфоны, позволяющие делать приличные снимки и выкладывать их в соцсети.

Сегменты электронных книг, навигаторов, фоторамок, ноутбуков сокращаются под влиянием планшетных компьютеров, объединяющих в себе функционал указанных категорий. А вот популярность «умных» аксессуаров – часов, трекеров и прочих smart-аксессуаров, синхронизирующихся со смартфоном, наоборот, только прибывает. Мы ожидаем, что продажи в этом сегменте могут вырасти трехзначно. Кроме того, статистика «Связного» на Урале показывает трехзначный рост товарооборота через электронные каталоги.

О логистике и участниках местного рынка

Система логистики в «Связном» позволяет привезти товар на Урал всего через два дня после его поступления на центральный склад в Москве. Система товародвижения у нас выстроена таким образом, что мы можем видеть наличие того или иного товара в любом магазине страны в режиме онлайн. Совокупность этих двух факторов дает возможность быстро заполнить полки магазинов без «перезатарки» складов.

На уральском рынке вполне освоились и многие другие федеральные игроки, предлагающие не только широкий ассортимент товара, но и выгодные условия покупки, высокую скорость доставки и многое другое. В то же время местные компании не всегда могут обеспечить подобный букет и зачастую проигрывают федералам и в оперативности доставки, и в количестве точек самовывоза. Скорее всего, в ближайшие месяцы эта ситуация сохранится.

Среди известных российских ритейлеров, покинувших уральский рынок в последние годы, можно назвать «Ютинет», существенно ослабли позиции e96.ru.

О планах

Поскольку «Связной», как уже упомянуто, омниканальный ритейлер, торгующий как офлайн, так и онлайн (примерно 25% нашего товарооборота обеспечивает интернет-магазин), у компании нет острой потребности наращивать свою розничную сеть. Сейчас наше покрытие оптимально, при этом время от времени мы открываем магазины в знаковых местах – например, если в городе запускается новая торговая площадка с отличным набором арендаторов, которая явно станет центром притяжения клиентов.

Что касается сети, то на данный момент наша физическая розница достигла оптимального охвата. Учитывая, что доля онлайн-продаж в «Связном» составляет порядка 25%, потребности почти всех покупателей в регионе удовлетворяются нынешним количеством магазинов и онлайн-каналом. Вместе с тем мы рассматриваем в качестве перспективных отдельные районы городов, торговые предприятия, а возможно, и совсем небольшие населенные пункты, где не так много магазинов, предлагающих гаджеты, аксессуары к ним и возможность оплатить услуги связи, интернет-доступ и т. д. В любом случае ключевым фактором принятия решения об открытии нового салона или закрытии/переносе действующего является эффективность данной торговой точки.

Опубликовано 26.10.2015

Похожие статьи