Алексей КОЗЛОВ: «Аппетиты медиков ничем не ограничены»

Логотип компании
Алексей КОЗЛОВ: «Аппетиты медиков ничем не ограничены»
На ближайшие два обновления у нас все спланировано: распознавание сложных жестов и многокомпонентных упражнений для физиотерапии, одновременное использование нескольких Kinect для повышения точности работы комплекса...

На вопросы главного редактора газеты IT News Геннадия Белаша отвечает генеральный директор компании Habilect Алексей Козлов.

 

------------

В мире более 1 млрд людей, около 15% населения мира, страдают какой-либо формой инвалидности. От 110 до 190 млн взрослых людей имеют значительные трудности в функционировании конечностей и головы. Современные тренажеры не предназначены для самостоятельного использования пациентом (только с помощью врача или родственников). Система-ассистент Habilect для восстановления подвижности после травм и инсультов следит за занятиями пациентов с помощью сенсоров движений Microsoft Kinect. Комплекс может контролировать количество и правильность выполнения упражнений и показывать малейший прогресс в реабилитации. Habilect записывает и анализирует каждое движение пациента и отправляет статистику лечащему врачу. Врач может дистанционно менять настройки и комплекс упражнений. Помимо данных о движениях, Habilect измеряет пульс и предупреждает пациента о нарушениях ритма.

------------

 

Кому и когда пришла идея создания тренажера для реабилитации?

Здесь нет точной даты и автора идеи. В конце 2013 года команда компании «Си-Блюз» и Аркадий Хотин (основатель компании «Аркадия» www.arcadia.spb.ru) начали совместно инвестировать в общий стартап на базе сенсоров Microsoft Kinect. Мы искали идею монетизации наших знаний и умений и обратили внимание на биомедицинский кластер. Вначале мы проектировали логопедический комплекс для детей, но продукт не запустили, так как не нашли проблему, которую можно было бы решить с помощью имеющихся возможностей. Весной 2014 года мы встретились с практикующими врачами, терапевтами и реабилитологами, и наибольший отклик нашли именно в реабилитации. В августе 2014 Алексей с отличием прошел обучение и тренинг в Петербургском отделении стартап-академии Founder Institute http://fi.co, а в феврале 2015-го мы создали компанию «Хабилект», которую Алексей и возглавил.

 

Что ваша компания сделала для использования системы-ассистента Habilect в медицине?

Мы начали с работы с консультантами, искали врачей и клиники, которые могли бы помочь нам с методикой, а позже с апробацией. Установили наши решения в нескольких больницах, провели подготовку врачей для его эксплуатации, собираем данные для новых версий нашего ПО. Сейчас занимаемся регистрацией комплекса как медицинского оборудования и налаживаем контакты с поставщиками медоборудования.

Алексей КОЗЛОВ: «Аппетиты медиков ничем не ограничены». Рис. 1
Версия для клиники - моноблок + Habilect Clinic + MS Kinect

Версия для клиники - моноблок + Habilect Clinic + MS Kinect


Сколько сотрудников занималось созданием этой системы?

Вся команда «Си-Блюз», ее инвестор Аркадий Хотин и консультанты –партнеры проекта. А с появлением первого прототипа еще и пациенты, которые соглашались поработать с системой и скорректировать методику. Так или иначе многие вовлечены в проект, в том числе даже наши семьи.

 

Сколько времени понадобилось на реализацию первого варианта тренажера?

Мы долго планировали и разрабатывали общие идеи, структуру ПО и методологию использования наших решений. После того как идеи «утряслись», с момента старта проекта до выхода первого прототипа прошло около четырех месяцев. Мы с самого начала заложили в архитектуру софта огромный потенциал, в том числе возможность добавлять несколько датчиков Microsoft Kinect, расположенных в разных плоскостях, поэтому работа над прототипом потребовала достаточно много времени.

 

Сколько усовершенствований было внесено в тренажер?

К настоящему моменту вышло три новых версии с правкой архитектуры проекта, базы данных, системы отчетности и оценки движений; сейчас готовится четвертая. Microsoft ведет постоянную деятельность и за время нашей работы над проектом выпустила новую версию сенсора и несколько новых версий SDK. Мы плотно сотрудничаем с коллегами по всему миру, работающими в нашей области. Отмечу, что изменения в проект вносятся и после каждой встречи с врачами: они делятся с нами опытом работы с системой, а мы делаем так, чтобы им было удобнее, чтобы система была эффективнее. Мы создаем комплекс нового поколения, и работать он должен соответственно.

 

Оборудование каких вендоров вы использовали для комплектации своих тренажеров?

Среди основных – Microsoft, MSI, ASUS. Расходные материалы вроде кабелей, мышек и т. п. выбираем не так придирчиво.


Сложно ли заменить это оборудование решениями другого производителя?

Если говорить о сенсоре Microsoft Kinect, то тут есть два момента. Во-первых, аналога Kinect нет. Были попытки создать что-то похожее другими вендорами, но полнофункциональной замены пока не получилось. Тем более с появлением Kinect второго поколения Microsoft сильно ушла вперед, этот сенсор гораздо мощнее первой версии. С другой стороны, Habilect рассчитан на работу с любыми сенсорами. В новой, четвертой версии Habilect мы делаем открытый API для подключения любых сенсоров. Например, уже сейчас Habilect работает с Kinect первого и второго поколения и сенсором мелкой моторики кистей и пальцев рук LeapMotion. Что касается неттопов и моноблоков, на которых работает наше ПО, то определяющим здесь является достаточная производительность устройства, бренд можно выбирать по вкусу.

 

Какие операционные системы вы используете в тренажерах?

Microsoft велит использовать Windows 8.1 без исключений.

 

Система должна пройти медицинское освидетельствование, прежде чем попасть в медицинские учреждения?

Сложный вопрос со многими «но». На данном этапе Habilect уже используется в клиниках. Но так или иначе, для дальнейшего развития проекту потребуются регистрация и сертификация, этим мы сейчас и занимаемся. Здесь нам нужна любая помощь – мы питерский стартап, а сертификация осуществляется в Москве. Может быть, наш Комитет по здравоохранению поможет?

 

На каком этапе этот процесс?

Мы собираем информацию, ищем контакты для работы и консультаций. Классов регистрации медоборудования несколько, надо выбрать правильный и сделать все с первого раза, так как это очень длительный и дорогой для нас процесс.

 

Система-ассистент Habilect на каких условиях оставляется пациенту дома?

Обязательное условие – сопровождение врачом. Если пациент самостоятельно находит наши контакты, сначала мы предлагаем выбрать врача, с которым он будет работать. Только врач может назначить правильный комплекс упражнений для каждого конкретного случая. Если пациент из клиники, то комплекс можно просто купить или взять в аренду.

 

Зачем пациенту покупать комплекс, если он может взять его в аренду?

Дело в том, что в случае очень сложной реабилитации врач может очень надолго прописать комплекс упражнений, который должен выполняться с помощью нашей системы. В таком случае покупка системы может оказаться намного дешевле, чем оплата ее аренды, поскольку в некоторых случаях реабилитация может занять несколько лет.

Алексей КОЗЛОВ: «Аппетиты медиков ничем не ограничены». Рис. 2
Врач создает курс упражнений меньше чем за две минуты

Врач создает курс упражнений меньше чем за 2 минуты


Насколько сложно запрограммировать систему для нового пациента?

Всю основную работу мы уже сделали. Сейчас описываем новые упражнения и методики и готовим все это для врачей. Врач вносит эти данные в карту пациента и в систему меньше чем за две минуты. Комплекс для занятий создается из готовых упражнений, критерии выполнения вносятся в специальном режиме диагностики примерно за то же время. Для сравнения: подготовка пациента для занятия на механическом тренажере занимает минимум десять минут, не считая отдельной диагностики минут на тридцать. Ну и учтите – у нас не только упражнения, но и контроль, и самоконтроль за правильностью выполнения.

 

Как врач оценивает прогресс в реабилитации?

Каждое движение пациента записывается и анализируется. В комплексе предусмотрена статистика, работающая с облачной базой данных, которая показывает количественный и качественный прогресс пациента во времени. Группируя данные по датам и упражнениям, врач может удаленно контролировать прогресс пациента. При этом во время выполнения упражнений фиксируются только критерии выполнения, например крайние точки для подъема руки или наклона головы в сторону. Если пациент «схалявил», по дальнейшей статистике врач это поймет: пациент слишком быстро справляется с комплексом, значит упражнение можно сделать чуть сложнее. Кстати, это можно сделать и удаленно, через портал на Microsoft Azure. Система работает по критериям. Насколько точно следовать этим критериям и какие из них использовать — задается врачом.

Алексей КОЗЛОВ: «Аппетиты медиков ничем не ограничены». Рис. 3


Мне кажется, ваша система могла бы в свое время пригодиться такому пациенту, как Валентин Дикуль. Он с удовольствием бы отмечал прогресс в своих движениях, который измеряется у вас с точностью до градуса. Каждый градус давался ему неимоверными усилиями.

Я думаю, что мы бы с удовольствием поработали и с ним и с его последователями.

 

Если пациент остался один и стал неправильно делать упражнение, каким образом система ему подсказывает, как делать правильно?

Предусмотрены голосовые предупреждения, пиктограммы, подсказки, а перед каждым упражнением можно показывать видео или текстовые инструкции, предварительно записанные лечащим врачом.

 

Если пациенту становится скучно выполнять упражнения и он прерывает комплекс на середине, система все равно «заставит» его сделать нужное количество упражнений в день?

Система не даст пациенту перескочить на другое упражнение, если он не выполнил предыдущее. Если пациент ничего не делает, то врач это увидит по пустым автоматическим отчетам. На Западе за такое могут лишить страховой выплаты, например.

 

Врач прописывает, в какое именно время – 10.00, 12.00, 14.00 – необходимо делать упражнение? А если пациенту в это время хочется обедать и он пропускает назначенный час?

Нет, врач прописывает только комплекс занятий на день, который надо выполнить. Время начала и окончания не принципиально, его зафиксирует комплекс.

 

Сколько времени в среднем пациенты пользуются этой системой на дому?

У нас, к сожалению, еще нет постоянно установленных комплексов дома у пациентов. Сейчас пилотные комплексы стоят только в клиниках. Во время апробации пациенты работали с комплексом не дольше недели.

 

Посредством какого интерфейса осуществляется врачебный контроль за действиями пациента?

Имеется интерфейс врача с доступом к пациентам, статистике их упражнений и прописанным комплексам, расписанию занятий, а также редактором инструкций для упражнений. Есть возможность снять видео или добавить текст с изображениями. Сам интерфейс мы сделали максимально простым и доступным, сразу мультиязычным, скоро запуск системы в Финляндии и Эстонии.

 

Каким образом врач общается с пациентом, если надо скорректировать упражнения?

Откорректировать комплекс можно удаленно через интерфейс врача. Как такового общения в комплексе больше нет. Первые версии системы предусматривали это, но врачи сказали, что им этот модуль не нужен. Обычно они звонят по телефону, молодежи могут позвонить по скайпу.

 

Какова цена одного дня присутствия системы Habilect Home дома у пациента?

Мы не ставим комплекс по дням, минимум на месяц.

 

Во сколько примерно обойдется месячный комплекс упражнений дома?

Аренда домашнего комплекса на месяц стоит порядка 15 тысяч рублей. Стоимость работы врачей и их сопровождения нами не регулируется.

 

Сколько стоит Microsoft Kinect?

В Америке можно заказать Microsoft Kinect for Windows последней версии за 250 долларов. В Финляндии это стоит 250 евро.

 

Достаточно ли точности вашей системы для медиков?

Аппетиты медиков ничем не ограничены. Нас медики спрашивают, можем ли мы работать с лежачими пациентами или с пациентами в бассейне? Можем ли мы контролировать весь физкультурный зал? Для этого уже недостаточно одного Microsoft Kinect, а нужно синхронизировать работу нескольких таких датчиков.

 

Кто обучает врачей пользоваться системой? Сколько на это отводится времени?

Система предельно проста в работе, к ней есть инструкция, и мы проводим обучающий семинар длительностью от двух до четырех часов.

 

Какой сертификат получает врач, прошедший обучение?

Отличная идея! Надо давать сертификаты!

 

Вашей компанией сейчас выпускается версия для пациентов «неттоп + Habilect Home + Microsoft Kinect», версия для врачей «ноутбук + Habilect Doc + MS Kinect» и версия для клиники «моноблок + Habilect Clinic + MS Kinect». Достаточно ли этих трех вариантов оборудования для вашей системы?

На самом деле достаточно двух. Мы оставили мобильную версию комплекса, но большинство врачей утверждают, что такой вариант им не нужен. Стационарная версия для клиники и упрощенная для пациента — это основные варианты поставок.

 

Есть ли у вашей фирмы контакты с разработчиками Microsoft Kinect?

У нас есть контакты и в Microsoft Russia, и в Редмонде. В питерском офисе Microsoft Роман Здебский консультирует нас по ситуации с Kinect в России и связывает с другими сотрудниками, например с юристами Microsoft, за что ему лично огромное спасибо! Контакты в Редмонде более официальные, вроде программы K4W (Kinect 4 Windows), которую мы выиграли и получили возможность работать с ранней версией Kinect v.2 до ее появления на рынке.

 

Что еще планирует ваша компания усовершенствовать в этой системе?

На ближайшие два обновления у нас все спланировано: распознавание сложных жестов и многокомпонентных упражнений для физиотерапии, одновременное использование нескольких Kinect для повышения точности работы комплекса, работа со стабилометрией, решение для измерения и коррекции осанки. Планов у нас очень много. Как минимум добавить упражнения на координацию, API, портал, безопасность хранения данных, соответствие нынешним стандартам медицинской информации — прежде чем любая часть проекта понравится и нам, и пользователям, проходит несколько итераций, поэтому выйдет еще не одна версия. Главное — это сохранять основные идеи проекта: Continuum Care и Preventive Medicine. Непрерывная забота в нашем случае означает, что про пациента не забывают, когда он вышел из клиники, а продолжают работать с ним удаленно с помощью облачных технологий Microsoft Azure.

 

Когда система будет полностью готова, сможет врач самостоятельно добавлять в нее новые упражнения?

Не исключено. У нас есть ветка Habilect, которая развивается сейчас в Финляндии именно по этому сценарию. Там врачи работают по-другому и пользуются более современными сервисами. Когда все получится там, предложим и здесь.

 

Какие дальнейшие планы по развитию бизнеса «Хабилект»?

Мы планируем еще несколько тестовых инсталляций нашего комплекса в больницах Петербурга и в апреле 2015 поедем «покорять» Москву. Параллельно работаем по сертификации и по расширению контактов с медицинскими дистрибьюторами. Для расширения продаж наших собственных ресурсов будет недостаточно, ищем партнеров по дистрибуции и инвестициям, встречаемся с бизнес-ангелами, готовы к сотрудничеству.


Так мало места надо для размещения системы Habilect Clinic: коврик и висящий на стене комплекс

 

Алексей КОЗЛОВ: «Аппетиты медиков ничем не ограничены». Рис. 4
Так мало места надо для размещения системы Habilect Clinic: коврик и висящий на стене комплекс

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Опубликовано 25.02.2015

Похожие статьи