Дмитрий Бызов: «Зарабатывать не на минутах, а на сервисах»

Логотип компании
Дмитрий Бызов: «Зарабатывать не на минутах, а на сервисах»
Если «облака» не используются, то реализовать BYOD гораздо сложнее и дороже. Так что если речь идет об облачной телефонии, неважно, BYOD или не BYOD. Никакой принципиальной разницы нет...

Завершается 2013 год. Каким он был для рынка корпоративной телефонии? Где на нем можно было заработать, а где, наоборот, наблюдалась стагнация? Как изменились сами клиенты? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Дмитрия Бызова, генерального директора компании «Манго Телеком».

 

Какие тенденции на рынке корпоративной телефонии в этом году были наиболее яркими?

 

В какой-то степени продолжили развиваться тенденции прошлых лет. Фиксированная корпоративная телефония пребывает в тяжелом положении. Развивается она слабо, у традиционных операторов связи серьезные проблемы с оттоком клиентов. Отчасти это может быть связано с мобильностью абонентов, их переездами в новые офисы и т. д. Операторы вынуждены  снижать тарифы. Одним словом, проблемы как с выручкой, так и с удержанием клиентской базы. Мобильная связь проникает все глубже и все больше конкурирует с традиционными корпоративными решениями. Наш подход самобытен, но уже третий год подтверждает свою правоту. Количество клиентов, подключающихся к виртуальной АТС, все больше как в Москве, так и в регионах. Растет ARPU. Сбывается наше предсказание: корпоративная телефония действительно меняет свое лицо. Это выражается в том, что организации видят в телефонии не просто средство соединения абонентов, а инструмент, позволяющий на основании анализа информации о звонках принимать оперативные управленческие решения, которые будут иметь непосредственное влияние на выручку и прибыльность бизнеса в целом.

 

Насколько влияет на корпоративную телефонию модель BYOD и связанные с ней сервисы?

Влияние различных, в том числе и мобильных, устройств имеет место. Но вопрос в том, насколько реальный вклад это вносит в управление компанией. Лично я активно пользуюсь мобильными сервисами, но не могу сказать, что они заменяют мне CRM или центр обработки вызовов, например. В целом могу сказать, что сотрудник может использовать на работе свое устройство только в том случае, если его поддерживает инфраструктура. Конечно, облачная инфраструктура имеет здесь целый ряд преимуществ. Если «облака» не используются, то реализовать BYOD гораздо сложнее и дороже. Так что если речь идет об облачной телефонии, неважно, BYOD или не BYOD. Никакой принципиальной разницы нет. Поставил клиент, настроил и работаешь. Важнее другая грань. Сама популяризация идеи «облаков» заставляет тех, кто принимает решения о выборе телефонии, менять критерии. Если раньше можно было затевать внедрение года на три, то сейчас это уже смотрится тяжелым анахронизмом. Поэтому главное влияние «облаков» на корпоративную телефонию заключается в изменении временнóго масштаба, приемлемого для внутреннего заказчика.

 

В чем причины популярности виртуальных АТС?
Бизнес
развивается, люди переезжают из одного офиса в другой, а для таких ситуаций виртуальная АТС идеальна. Она позволяет безболезненно осуществлять переезд, максимально быстро выстраивать на новом месте телефонную инфраструктуру без смены номеров, без серьезных вложений в организацию каналов связи. Любое аппаратное решение требует адаптации, а в случае с виртуальной АТС ничего менять не надо, кроме разве что тарифного плана. Для многих компаний стоимость имеет не последнее значение. Все меньше заказчиков хотят вкладываться в долгоиграющие внедрения, дивиденды от которых они получат в течение нескольких последующих лет. Но многие покупают телефонию в рамках ограниченного временем проекта, а проекты сегодня живут в среднем по полтора года.

 

На заре развития облачных технологий среди руководителей компаний господствовал стереотип, что, мол, железовот оно, его можно потрогать, а «облако»это где-то далеко, поэтому непонятно, за что мы должны платить. Изменилась ли ситуация?

Этот стереотип постепенно уходит, хотя где-то еще и сохраняется. В нашу жизнь входит все больше сервисов, которые мы реально не видим. Играет роль и повсеместное распространение смартфонов и планшетов, которые неразрывно связаны с «облаками». Если человек понимает, что такое «облако» для частного использования, он это понимание легко перенесет и на корпоративный сегмент. Более того, «облака» изменили образ мышления. Теперь руководители смотрят на железо и думают: а надо ли оно нам? Ведь требуется место в офисе, питание. А еще железо устаревает,  ломается.

 

Есть ли отличия у столичного и регионального рынков корпоративной облачной телефонии и связанных с ними сервисов?

Московский рынок более динамичный. Есть ощущение, что он бездонный. Время заключения договора минимально, вал очень большой. В то же время в регионах клиенты другие. Срок заключения договора там немного больше. Но там и другой состав заказчиков: если в Москве это средний и малый бизнес, то в регионах клиенты крупнее. Малому бизнесу нужны быстрые решения, а в регионах, особенно в крупных компаниях, есть люди, которые активно улавливают новые технологии и стараются применять их в бизнесе, активно учатся и набирают опыт. Иными словами, это другой слой бизнеса.

 

Какова, на ваш взгляд, оптимальная стратегия работы провайдеров корпоративной облачной телефонии и сопутствующих сервисов в столице и в регионах?

Принципиальных отличий, пожалуй, нет. Мы избрали стратегию, в соответствии с которой обязаны быть максимально близко к клиенту. Когда мы идем в регионы, то открываем полноценный офис, который, помимо прочего, демонстрирует наше оборудование, сервисы, наши приложения. Там работают сотрудники, которые знают местную ситуацию, есть инженеры, которые выезжают непосредственно в офис, демонстрируют и настраивают оборудование. Но 99% наших конкурентов присутствуют в регионах только виртуально. У них нет офиса, а есть только номера регионов. Возможно, им не хватает денег или опыта. Все-таки у территориально распределенной компании совершенно другие бизнес-процессы, другой менеджмент, другая логистика, мотивация сотрудников. На это тратятся большие средства. Проще получить номерную емкость и указать ее в интернет-магазине. Но мы видим, что в регионах об этих сервисах известно меньше, чем в столице. Поэтому наша миссияэто еще и популяризация сервисов и обучение клиентов. Мы проводим по несколько десятков мероприятий каждый месяц, причем их львиная доля приходится на регионы. В Москве рынок уже «вскормлен», здесь можно продавать, не проводя массированных обучающих мероприятий, а в регионах рынок не совсем еще созрел. В Москве у клиентов уже сформировался стандарт качества, и если поставщик ему не соответствует, переходят к другому. В регионах такой планки пока нет. Эту планку надо задать. Поэтому и нужны офисы в регионах. Люди должны понять, что такое качественный сервис. Это дорогостоящий путь, но все серьезные и крупные игроки должны по нему идти. Менее серьезным компаниям, которые к этому не готовы, лучше сосредоточиться на московском и питерском рынке. Почему мы пошли в регионы? Потому что стали бояться повторения ситуации с телефонными карточками. Люди помнят, что была традиционная телефония, потом появилась IP-телефония, которая поначалу не отличалась высоким качеством. Поэтому у многих сложился стереотип, дескать, IPэто низкое качество, низкий уровень сервиса, зато дешево. Но IPэто протокол, и на качество никакого влияния не оказывает. Тем не менее негативное мнение у людей уже сложилось. Повремени мы хотя бы год-полтора с выходом в регионы, на разрушение этого негативного мнения потребовались бы десятилетия.

 

Какие сегменты рынка корпоративной телефонии были в этом году наиболее прибыльными?

Мы в основе корпоративной телефонии видим бизнес-приложения. И наше главное устремлениесовершенствование этих приложений, донесение их до клиента и зарабатывание на этом. Заработок с минуты нас интересует, но в меньшей степени. Это как раз и есть тот сегмент, где доходы не растут, а даже имеют тенденцию к снижению. В Европе и США трафик дешевеет, поэтому там другой лейтмотивпродавать продукты, в которые встроена телефония. Правда, есть компании, которые программы дают бесплатно, но при этом предлагают дешевую междугороднюю и международную связь. Я не понимаю, как это может вообще развиваться. Содержать программистов за счет разницы между оптом и розницей в трафике невозможно. Это реально, только если продавать результат их труда. Трафик не может дотировать разработку приложений, это утопия. Даже если выстроить отношения с провайдерами, доход от трафика не получится. В лучшем случае будет стабильность и отсутствие роста, а в худшемстагнация.

 

В этом году на рынок широко вышла LTE-связь. Какое влияние она окажет на рынок корпоративной телефонии?

Мы ждем широкого применения LTE как манны небесной. В регионах ситуация с корпоративным Интернетом тяжелая, цены в некоторых городах достигают фантастических цифр. Причем это не какие-то удаленные и труднодоступные районыречь идет о Казани, о Нижнем Новгороде. Цены там намного выше, чем в Москве, а качество хуже. Даже если взять Москву: в сегменте B2C просто ценовые войны между провайдерами, а в B2B такого нет, и цены там в разы выше. Поэтому LTE в еще большей степени снизит цены на рынке проводного Интернета. Связь 3G не могла составить такую конкуренцию, но с приходом LTE ситуация меняется в корне. Если эта технология распространится, облачные сервисы в регионах станут еще популярнее.

 

Чего удалось достичь в этом году и в какие направления предполагаете инвестировать в будущем году?

Сейчас уже очевидно, что мы сможем выполнить план этого года. Мы вырастем на 50%, удвоим EBITDA по сравнению с прошлым годом. Дальше мы будем инвестировать в региональное развитие. Собираемся охватить все города-миллионники. В следующем году распространим свое присутствие еще в четырех городах (Краснодар, Красноярск, Пермь, Воронеж). Будем развивать свои продукты в ширину и в глубину, это коснется практически всего портфеля: виртуальной АТС, ЦОВ, CRM. В этом году мы запустили новый продукт – облачный «Центр обработки вызовов», он продается даже лучше, чем мы ожидали. Очень вырос ARPU 2900 руб. в июне 2013 года до 3400 руб. в октябре 2013 года). В регионах мы полностью переделали инфраструктуру, и теперь у нас везде есть дублированные каналы связи. Расширили присутствие в ЦОДах, перевели практически все сервисы «Манго Телеком» на кластерную основу.

Опубликовано 23.12.2013

Похожие статьи