BI – оружие для подготовленных

Логотип компании
BI – оружие для подготовленных

Елена Шедова

Бизнес-аналитика – один из эффективных инструментов, помогающих компаниям оптимизировать свою деятельность, получать исчерпывающие отчеты обо всех происходящих в ней процессах...

Бизнес-аналитика (Business Intelligence, BI) – один из эффективных инструментов, помогающих компаниям оптимизировать свою деятельность, получать исчерпывающие отчеты обо всех происходящих в ней процессах, выявлять проблемы и своевременно исправлять ошибки. В каких же случаях необходимо приступать к внедрению BI-системы? Какие подводные камни могут подстерегать на этом пути? Мы попросили рассказать об этом сотрудников компании «Инфосистемы Джет»: директора по развитию бизнеса Игоря Ляпунова и директора по маркетингу Елену Шедову.

Какие тенденции в экономике требуют внедрения систем бизнес анализа?

Е. Ш.: В последние два-три года наблюдается несколько устойчивых трендов. Первый – это постоянно растущие объемы данных, массовая “цифровизация” данных, увеличение количества источников и объема информации. И проблема заключается даже не в объеме как таковом, а в том, как извлечь из него действительно полезную информацию, те самые ценные сведения. Какая информация полезна? Что из нее мне понадобится сегодня, а что завтра или через месяц? Корпоративным пользователям сложно бывает это понять. Следующий тренд – постепенно нарастающая, а в некоторых отраслях уже довольно жесткая конкуренция. Это означает, что компании должны научиться работать не с безликим пулом клиентов, а практически с каждым конкретным человеком, учитывать и стараться удовлетворять если не все, то очень многие его индивидуальные потребности и предпочтения. Да и сами группы клиентов все более фрагментированы. И способ коммуникации с компанией сегодня выбирает уже не сама компания, а клиент, и ваша задача – предоставить ему различные каналы коммуникаций. Доверяет клиент при этом все чаще не тому, что написано на сайте компании, а тому, что прочел в блогах, социальных сетях, услышал от друзей и т. д. «Вручную» же отследить все эти многочисленные связи и коммуникации уже невозможно. Самый яркий пример последних лет, конечно же, социальные сети: стремительно растут объемы контента, число коммуникаций и число устройств, работающих с этими данными. Налицо также сближение моделей поведения и предпочтений пользователей в частной жизни и служебной деятельности. Многие уносят свой служебный ноутбук домой, чтобы работать и там, и наоборот – очень многие работают с корпоративной почтой на личных планшетах и смартфонах. Подобная картина наблюдается практически во всех областях деятельности. И наконец, следующая тенденция – демографического порядка. Если компания присутствует на рынке лет двадцать, в ней уже работают как минимум три поколения сотрудников. У представителей каждой из этих возрастных групп свои привычки, свои подходы к работе и свои ценности. Это значит, что бизнес должен гибко подстраивать свои внутренние, направленные на сотрудников, и внешние, направленные на клиентов и партнеров, коммуникации.

BI – оружие для подготовленных. Рис. 1
Игорь Ляпунов

И. Л.: Да, это, во-первых, действительно значительный рост объемов обрабатываемой информации. Почта, архивы, финансовые отчеты хранятся годами. Крупные розничные сети, к примеру, хранят информацию вплоть до кассового чека. Старые, ручные методы для анализа всего этого океана информации применять уже давно невозможно, да и традиционные системы отчетности и статического анализа уже не эффективны. Во-вторых, драйвером внедрения BI-систем являются конкуренция и персонализация услуг, которую без истории и анализа поведения клиентов реализовать невозможно. Кроме того, рыночная ситуация выдвигает требования к тонкой оптимизации бизнеса и бизнес-процессов, поиску скрытых потерь, возникающих в бизнесе, например, связанных с мошенничеством. А в-третьих, сам бизнес стал гораздо динамичнее. Несколько лет назад, например, мне хватало ежемесячных отчетов по финансовым показателям бизнеса. Два года назад достаточно было еженедельных отчетов. Сегодня я просматриваю данные практически ежедневно. Это посткризисная тенденция. И вот эта скорость реакции, скорость принятия решений уже стала конкурентным преимуществом. Для более быстрого принятия решений мне необходимо больше данных. Одним словом, для BI-решений открывается очень широкое поле. Это уже не направление – это целая индустрия.

Понятно, что системы бизнес-аналитики необходимы в первую очередь крупным и средним компаниям. В малом бизнесе пока роль BI-системы с успехом могут исполнять электронные таблицы Excel. Но ведь несколько лет назад и рынок ERP-систем был «не для маленьких», однако затем многие работающие на нем вендоры стали активно предлагать недорогие и быстро внедряемые решения для небольших компаний. Произойдет ли что-то подобное и на рынке бизнес-аналитики?

И. Л.: Да, конечно. Вопрос в том, как быстро это произойдет и какими способами. На мой взгляд, на рынок SMB эти решения придут в виде облачных сервисов. Это гораздо удобнее и в финансовом отношении. Но если говорить о сегодняшней рыночной ситуации, то пока ведущие вендоры полем своей деятельности видят именно рынок крупных компаний, который еще далеко не насыщен.

В каких рыночных сегментах потребности в BI-решениях удовлетворены, на ваш взгляд, в наибольшей степени, а в каких – в наименьшей?

И. Л.: Традиционная область, где BI-решения уже давно внедряются и с успехом работают, это ритейл и любой другой бизнес, где есть массовые продажи. Телекоммуникации тоже можно сюда отнести, поскольку там есть анализ сбыта, анализ спроса, анализ маркетинговых акций. Если говорить о рыночных сегментах, где BI пока распространен мало, то это, конечно же, производство. Когда мы говорим с заказчиками о применении BI-решений при оптимизации производства, то это иногда вызывает удивление. Хотя у нашей компании было несколько интересных проектов по данному направлению, в которых мы добились хороших результатов, например, по оптимизации загрузки производственных линий. Еще одна область, где BI только начинает применяться, – анализ операционных и информационных рисков.

Е. Ш.: Тематика бизнес-аналитики также очень активно обсуждается в банковском секторе. Практически у всех ведущих банков есть CRM-системы. И все чаще мы наблюдаем внедрение как дополнительных аналитических модулей к построенной CRM, так и специализированных BI-платформ, которые впоследствии интегрируются с CRM. В принципе, если говорить о базовых возможностях BI-систем (наглядная визуализация, статические отчеты и пр.), то они уже много где используются, но теперь заказчиков интересуют дополнительный функционал и тонкий «тюнинг».

С чего нужно начинать проект по внедрению BI-системы? Какие типичные ошибки подстерегают на этом пути?

И. Л.: Как бы это банально ни звучало, но прежде всего заказчик должен четко сформулировать задачу, которую должна решить BI-система. При этом формулировать задачу и выступать в качестве заказчика такого решения должно не IT-подразделение, а бизнес. Дальше начинает внедряться BI, к ней начинают подключаться источники данных, и помимо чисто интеграционных задач очень остро встают вопросы качества и полноты данных, синхронизации данных из разных источников. Часто бывает, что проекты по внедрению BI-решений начинают «спотыкаться» из-за недостоверности исходных данных, выдаваемые системой результаты не согласуются с реальной жизнью. Достаточно часто в рамках BI-проекта решаются задачи внедрения специализированных решений по обогащению и поддержке полноты данных класса master data management (MDM).

Е. Ш.: Аккуратность ввода данных также играет важную роль. Поэтому необходимо предусмотреть контролирующие процедуры.

И. Л.: Бизнес-аналитика хорошо и быстро внедряется, когда в компании сформировано хранилище данных, есть средства загрузки и контроля данных. Отдельная задача – подготовка неструктурированных данных, извлечение информации из них в структурированные хранилища. Часто заказчики задают вопрос о возможности в рамках BI-решения анализировать данные по конкурентам, получать информацию по ним из открытых источников, из Интернета.

Каковы критерии неудачного внедрения BI-системы?

И. Л.: Да, нам часто приходится внедрять BI-решения «в параллель» с существующими системами. Часто это происходит из-за отсутствия гибкости у внедренной системы. Если вам, для того чтобы сделать новую форму отчета, требуются два месяца и привлечение подрядчика, то это внедрение нельзя назвать успешным. Также если система «считает отчет» за три дня, это тоже сложно назвать успешным внедрением. Но наиболее важный критериий неудачного внедрения – это расхождения между ожиданиями пользователей и тем, что им дает система. Чаще всего они возникают из-за неправильно или нечетко сформулированных задач, отсутствия реального заказчика, которому система действительно нужна, неподготовленных данных.

В каком направлении будут развиваться BI-системы в ближайшие годы?

И. Л.: Область бизнес-анализа очень динамична, и предсказывать ее тенденции дело неблагодарное. Тем не менее сейчас можно говорить о трех направлениях. Первое – повышение гибкости анализа, повышение скорости, возможности поиска скрытых тенденций и ассоциативных связей, in-memory-анализ. Второе – интеграция с системами бизнес-прогнозирования, встраивание в BI прогностических моделей, умеющих отвечать на вопрос «а что, если..?». Третье – углубление отраслевой специфики. Постепенно из универсальных инструментов BI-системы будут эволюционировать в отраслевые решения – для ритейла, банков и других рыночных сегментов.

Опубликовано 03.11.2012

Похожие статьи