Карин Ахл: «Оптический прицел»

Логотип компании
Карин Ахл: «Оптический прицел»

Карин Ахл

Один из глобальных трендов телекоммуникационной индустрии последних лет – активный переход с медных кабелей на оптические на всех сетевых уровнях, включая уровень доступа и «последнюю милю».

Один из глобальных трендов телекоммуникационной индустрии последних лет – активный переход с медных кабелей на оптические на всех сетевых уровнях, включая уровень доступа и «последнюю милю». О перспективах развития оптоволоконных технологий в Европе и России в интервью корреспонденту IT News рассказывает Карин Ахл (Karin Ahl), в апреле 2012 года избранная президентом Европейского совета FTTH (Fiber To The Home – «волокно до домохозяйства»), который курирует создание оптических сетей доступа в Евросоюзе.

Каков, по оценке Европейского cовета FTTH, уровень проникновения оптики в сети доступа Европы и России?

Ни для кого не секрет, что медный кабель уже не отвечает требованиям к характеристикам современных сетей связи. По нашей оценке, наиболее перспективным решением для создания сетей доступа является инфраструктура FTTH. Во всех странах Европы по меньшей мере 1% жителей уже пользуются сетями FTTH или FTTB (Fiber to the Building – «волокно до здания».А. К.). Лидирует по этому показателю Литва, за ней следуют Норвегия и Швеция, а крупные страны Западной Европы пока, увы, замыкают рейтинг. Россия, по нашей оценке, занимает седьмое место в Европе: абонентами оптических сетей доступа в общей сложности являются более 4,5 млн россиян.

Почему крупнейшие государства Западной Европы отстают от других европейских регионов по темпам роста количества абонентов, подключенных к Интернету посредством оптоволокна на «последней миле»?

Инвестиции в развитие инфраструктуры FTTH в европейских государствах в целом растут. Однако из-за очередного финансового кризиса Европа находится в трудном экономическом положении, и, как результат, в некоторых ее странах инвестирование проектов по созданию оптических сетей доступа приостановлено или заморожено. Кроме того, некоторые государства располагают обширными медными сетями и продолжают нещадно их эксплуатировать, что еще больше тормозит развертывание сетей FTTH.

Что в первую очередь предопределяет рост рынка оптоволоконных сетей – потребности абонентов или выгода операторов связи?

Инфраструктура FTTH позволяет расширять спектр услуг, предлагаемых абонентам, и существенно повышать их качество. В Европе благодаря распространению оптических сетей развиваются электронное здравоохранение (eHealth), удаленная работа на дому и индустрия развлечений. Все это в целом положительно влияет на качество жизни европейцев. Но для того чтобы эти тенденции распространились повсеместно, операторам связи необходимо кардинально поменять стратегию: отказаться от краткосрочных выгод в пользу долгосрочных перспективных инвестиций в создание оптической инфраструктуры.

Какова средняя скорость доступа домохозяйств к Интернету в Европе?

Пока еще очень разная, поэтому корректно определить среднее значение очень трудно. Но в программе Европейской комиссии под названием Digital Agenda, направленной на развитие цифровых технологий в Евросоюзе, четко определена цель: к 2020 году обеспечить минимум 50% европейских абонентов каналами со скоростью скачивания информации из Интернета 100 Мбит/с. К сожалению, в этой программе не прописана скорость передачи информации в направлении от абонента к оператору, что крайне важно для реализации интерактивных услуг, особенно с использованием видеосвязи, например услуг видеонаблюдения за пожилыми людьми или хроническими больными, и т. п.

Какая из технологий использования оптики на «последней миле», на ваш взгляд, оптимальна и почему?

На данный момент наиболее широко используются P2P (Peer-to-Peer, одноранговая пиринговая сеть с топологией «точка-точка») и PON (Passive Optical Network, пассивная оптическая сеть). Обе имеют плюсы и минусы. На мой взгляд, оптимальным является их комбинация, то есть использование P2P-структуры в пассивной оптической сети. Стоимость такого решения не намного выше, чем просто у PON, но при этом оно обладает более высокой гибкостью для дальнейшего развития и масштабирования.

Должна ли в будущем оптика доходить от операторского узла связи непосредственно до абонентских устройств?

Да, я уверена, что так и произойдет. И одна из сфер, где уже в скором времени можно будет наблюдать массовое внедрение и окупаемость этого способа подключения абонентов, создание так называемых «умных городов».

Кто входит в состав Европейского совета FTTH и по какому принципу осуществляется отбор членов этой организации?

В состав Европейского совета FTTH входит более 150 компаний. В основном это производители оборудования для построения оптоволоконных сетей и операторы связи, а также различные научные организации и околонаучные сообщества. Подать заявку на членство в нашей организации имеет право любая компания.

Что делает Европейский совет FTTH, чтобы ускорить распространение оптоволоконных сетей, и из каких средств финансируется деятельность организации?

Прежде всего, мы ежегодно проводим крупнейшее в мире отраслевое мероприятие – конференцию FTTH, которая в этом году собрала в Мюнхене более 3,3 тыс. участников. В следующем году она состоится с 19 по 21 февраля в Лондоне. Для популяризации оптических технологий и распространения информации о них мы организуем мастер-классы, обучающие семинары, готовим публикации, выступаем на тематических конференциях. У нас есть свой веб-сайт www.ftthcouncil.eu, на котором можно ознакомиться с нашими исследованиями в этой области и способами применения оптоволоконных технологий. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с национальными отраслевыми регуляторами по вопросам развития оптоволоконных сетей связи в конкретных странах.

Многие крупные операторы связи, такие как «Ростелеком», владеют обширным медным сетевым хозяйством и не спешат инвестировать в оптику. Во-первых, потому что медь по-прежнему приносит им доход, во-вторых, оптика требует больших инвестиций, и в-третьих, сохранение медных каналов позволяет операторам контролировать совместное использование линий связи и, таким образом, сдерживать конкуренцию. Какими аргументами в пользу оптики пытается переубеждать таких операторов Европейский совет FTTH?

Мы ежедневно сталкиваемся с данной ситуацией и осознаем все эти трудности. Но если оператор действительно позиционирует себя как серьезного поставщика услуг, то он не должен игнорировать потребности большинства абонентов и отказываться от инвестиций в перспективные технологии. Каждый день все больше устройств подключается к Интернету, что повышает требования к пропускной способности и надежности операторских сетей. Кроме того, по нашим оценкам, средний доход, получаемый оператором с одного абонента при использовании оптики на «последней миле», может быть на 47% выше, чем при использовании сетей доступа на основе медных кабелей.

В 2007 году FTTH Council (совет, координирующий разработки в сфере домашних оптоволоконных сетей) обратился к правительству США с просьбой принять национальную программу “100 Megabit Nation”, предусматривающую массовое распространение общедоступных систем широкополосного доступа к 2015 году. Существуют ли у Европейского совета FTTH аналогичные программы в Европе, если да, то какие и как идет их реализация?

Одна из таких инициатив – уже упомянутая мной программа Digital Agenda, принятая Еврокомиссией. Это неплохое начало, но нам хотелось бы добиться более амбициозных целей, например вывести скорость подключения европейских абонентов к Интернету за пределы 100 Мбит/с.

Каковы ваши планы на посту президента Европейского совета FTTH на ближайший год-два?

На заре развития оптических технологий Европейский совет FTTH фокусировался в основном на технологических аспектах построения оптоволоконных сетей. В моих планах расширить круг вопросов, в частности больше внимания уделять исследованиям рынка и бизнес-составляющей внедрения оптических технологий. Приоритет моей программы – правовое регулирование в области телекоммуникаций, которое также должно способствовать, а не препятствовать развитию оптоволоконных сетей в Европе.

Опубликовано 02.11.2012

Похожие статьи